ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/18 от 19.10.2018 Смоленского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-368/2018Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

19 октября 2018 г с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Петухове А.С.,

с участием представителя административного истца - прокурора Гудковой А.П.,

представителя административного ответчика Стародубцевой И.А., действующей

на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Прокурор Смоленского района Алтайского края ФИО2, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности Администрации Смоленского района, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, установлено, что Администрацией района не принято мер к проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занимаемых общественными кладбищами, расположенными в границах муниципального образования <адрес>. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес главы <адрес>. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным. ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора направлен ответ, согласно которому Администрацией Смоленского района разработан график осуществления мероприятий по межеванию, постановке на кадастровый учет и государственной регистрации земельных участков, на территории которых располагаются места для захоронения, согласно которому в 2018 году запланировано к оформлению 3 земельных участка, в 2019 году - 8 участков, в 2020 году - 8 участков, 2021 году - 8 участков. До настоящего времени ответчиком каких-либо мероприятий по исполнению вышеуказанного представления не принято, соответствующие договоры на оказание услуг с кадастровым инженером не заключены, в прокуратуру района не направлялись какие-либо иные документы об устранении нарушений. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором направлено в адрес ответчика информационное письмо с требованием о возвращении к рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ и принятии исчерпывающих мер по соблюдению требований закона, которое было рассмотрено и установлено, что соответствующая работа по устранению нарушений своевременно не проведена ввиду недостаточности денежных средств в муниципальном бюджете. Кроме того, ответчиком подтверждена первоначальная позиция о готовности произвести землеустроительные работы в отношении следующих мест захоронения: кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый номер: ; кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый номер: ; кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый номер: .

Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в не проведении кадастровых работ по уточнению границ следующих земельных участков, предназначенных для захоронения: земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый , не оформлении указанных земельных участков в муниципальную собственность; обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края произвести кадастровые работы по уточнению границ перечисленных земельных участков, предназначенных для захоронения, оформить указанные земельные участки в муниципальную собственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Гудкова А.П., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по тем же доводам, что изложены в административном иске.

Представитель административного ответчика Стародубцева И.А. в судебном заседании заявленные административные требования не признала, пояснив, что в ответе администрации на представление прокурора был указан график, в соответствии с которым в 2018 г. Администрация района обязалась установить границы земельных участков мест захоронения в отношении трех земельных участков, расположенных в <адрес>, в <адрес> и в <адрес>. Работы по подготовке документации в проведению аукциона на выполнение кадастровых работ Администрация района планировала начать в октябре 2018 г. Однако, в рамках планируемых работ по установлению границ земельных участков места захоронения в <адрес> было выявлено пересечение с двумя земельными участкам, расположенными по <адрес> фактической границей кладбища. В связи с чем, Администрация обратилась к собственникам данных земельных участков с просьбой уточнить границы земельных участков. Также в рамках планируемых работ по установлению границ земельного участка места захоронения, расположенного в <адрес> было выявлено пересечение с земельным участком, расположенным на полях второго севооборота Центрального отделения с фактической границей кладбища, в связи с чем, администрация обратилась к правообладателю данного земельного участка с просьбой об уточнении границы земельного участка. Также было выявлено пересечение фактической границы существующего кладбища в <адрес> с земельным участком, являющимся собственностью <адрес>, в связи с чем, администрация обратилась в Министерство имущественных отношений с просьбой об уточнении границ данного земельного участка. В целях исполнения предложенного графика Администрацией района было изготовлено техническое задание на выполнение кадастровых работ по межеванию 4-х земельных участков кладбищ (мест захоронения) на территории <адрес><адрес>. Администрацией издано распоряжение о проведении закупки, планируемая дата размещения торгов ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, Администрацией района принимаются меры по постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занимаемых кладбищами, поэтому просила в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и документы, приобщенные представителем административного ответчика в судебном заседании, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов.

Прокуратурой Смоленского района Алтайского края в апреле 2018 г. была проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства в деятельности Администрации Смоленского района, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, установлено, что Администрацией района не принято мер к проведению землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет, оформлению в муниципальную собственность земельных участков, занимаемых общественными кладбищами, расположенными в границах муниципального образования Смоленский район, что подтверждается справкой помощника прокурора Смоленского района ФИО8 на имя прокурора Смоленского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, в которой излагаются выявленные нарушения (л.д. 6-10).

В связи с чем, прокурором Смоленского района ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Смоленского района ФИО6 было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе, и законодательства о погребении и похоронном деле, земельного законодательства, выявленных в деятельности Администрации Смоленского района (л.д. 11-16).

Согласно ответу за подписью Главы Смоленского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Смоленского района ФИО2, следует, что представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Администрацию района рассмотрено, признано обоснованным, принято решение о полном его удовлетворении. На территории района размещено 28 мест захоронения ориентировочной площадью 54 га, из которых в соответствии с действующим законодательством границы земельного участка установлены только в отношении одного места захоронения - кладбища <адрес> кадастровый ). На проведение кадастровых работ земельных участков, на которых расположены кладбища, требуются финансовые средства в размере до 150,0 тыс. рублей. В виду имеющихся затруднений по исполнению доходной части бюджета района, в целях устранения выявленных нарушений, Администрацией района разработан график установления границ земельных участков мест захоронения в соответствии с которым, запланировано провести кадастровые работы в следующем порядке: ДД.ММ.ГГГГ - 3 участка, ДД.ММ.ГГГГ - 8, ДД.ММ.ГГГГ - 8 участков, ДД.ММ.ГГГГ - 8 участков (л.д. 18-20).

В августе 2018 прокуратурой Смоленского района было установлено, что Администрацией района каких-либо мероприятий по исполнению направленного ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации района представления об устранений законодательства о землепользовании не принято, соответствующие договоры на оказание услуг с кадастровым инженером не заключены, в прокуратуру района не направлялись какие-либо документы об устранении нарушений, что подтверждается рапортом помощника прокурора Смоленского района Недосековым А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора Смоленского района (л.д. 21).

В связи с чем, прокурором Смоленского района повторно ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Смоленского района было направлено информационное письмо с требованием вернутся к рассмотрению представления от ДД.ММ.ГГГГ и принять исчерпывающие меры по соблюдению требований закона (л.д. 22).

Согласно ответу за подписью главы района на имя прокурора Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное представление вновь рассмотрено с участием оперативного работника прокуратуры района, в результате чего установлено, что соответствующая работа по устранению нарушений своевременно не проведена ввиду недостаточности денежных средств в муниципальном бюджете. Кроме того, Администрацией района подтверждена первоначальная позиция о готовности произвести землеустроительные работы в отношении следующих мест захоронения: кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; кладбище в <адрес>, ранее учтенный кадастровый . Работы планируется начать в октябре 2018 г. (л.д. 24).

Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) погребение умерших осуществляется на специально отведенных для этих целей земельных участках. Наличие (отведение) земельного участка является обязательным условием гарантии реализации волеизъявления умершего о погребении.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688.

Частью 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимым имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Осуществление кадастрового учета и проведение в связи с этим кадастровых работ влечет за собой не только установление границ земельного участка, но и внесение сведений в федеральный государственный информационный ресурс о земельном участке, позволяющие определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи и подтвердить существование такого участка.

При этом учтенный по данным кадастрового учета земельный участок объективно позволит органу местного самоуправления, на который возложена в силу закона обязанность по осуществлению похоронного дела, своевременно рассчитать резерв свободной земли, используемой под захоронения, и заблаговременно решать вопросы о закрытии кладбища в связи с отсутствием такого резерва земли и открытием нового кладбища, что является непосредственной реализацией прав неопределенного круга лиц на гарантированное захоронение.

Отсутствие границ мест погребения не обеспечивает права и интересы как смежных землепользователей, так и установленные федеральным законодательством гарантии погребения умерших, так как фактически невозможно обеспечить использование земельного участка по целевому назначению, а также в связи с тем, что захоронение на не сформированном земельном участке не позволяет идентифицировать его, как объект с особым режимом использования.

Исследуя представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Смоленского района было допущено бездействие, выразившиеся в не проведении кадастровых работ по уточнению границ земельных участков, в том числе, и указанных в административном иске, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципальных районов отнесены вопросы по содержанию мест захоронения, в связи с чем, прокурором района в адрес Администрации было вынесено соответствующее представление, которое хотя и было рассмотрено в установленные законом сроки, однако каких-либо мероприятий, направленных на осуществление работ для установления границ земельных участков мест захоронения, принято не было, в связи с чем, прокурор обратился в суд с административным иском, который, по мнению суда, подлежит удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что в предложенные в административном иске сроки провести мероприятия по установлению границ участков мест захоронения в <адрес>, в <адрес> и в <адрес> не возможно, в связи с выявившимися пересечениями фактических границ кладбищ с другим земельными участками, не освобождает административного ответчика от обязанности провести указанные работы. Кроме того, сведения о пересечении указанных земельных участков содержатся в сведениях, размещенных в публичной кадастровой карте, каких-либо мероприятий, требующих больших временных затрат на их выявление не требовалось, что также свидетельствует о бездействии административного ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения предложенном административным истцом, суд, с учетом мнения административного ответчика, а также того обстоятельства, что при подготовке к проведению кадастровых работ по уточнению указанных в административном иске земельных участков, предназначенных для захоронения, выявились пересечения с другими земельными участками, принадлежащими на праве собственности физическим и юридическим лицам, для устранения которых также требуется время, суд полагает возможным и необходимым установить срок для исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации Смоленского района Алтайского края, выразившееся в не проведении кадастровых работ по уточнению границ следующих земельных участков, предназначенных для захоронения: 1) земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; 2) земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; 3) земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый , не оформлении указанных земельных участков в муниципальную собственность.

Обязать Администрацию Смоленского района Алтайского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, произвести кадастровые работы по уточнению границ земельных участков, предназначенных для захоронения: земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; 2) земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый ; 3) земельный участок под кладбищем в <адрес>, ранее учтенный кадастровый , оформить указанные земельные участки в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Алтайский краевой суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 22.10.2018.

Судья В.Д. Прохорова