ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-368/20 от 22.06.2020 Татарского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района

Новосибирской области

Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,

с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,

представителя ответчика администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района по доверенности Коростелева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту неопределенного круга лиц к ответчику администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в неисполнении обязанности по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности моста, суд,

установил:

прокурор Усть-Таркского района Новосибирской области обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в неисполнении обязанности по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности моста в обоснование требований указал, прокуратурой Усть-Таркского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения администрацией Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области законодательства о транспортной безопасности и о противодействии терроризму. В соответствии с п.п. 5, 7, 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Федерального закона - ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: системность и комплексное использование политических, информационно- пропагандистских. социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Согласно п.п. 4, 10 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту - Федерального закона - ФЗ) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В силу п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 2 Федерального закона - ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с п.п. «в» п. 5 ст. 1 Федерального закона - ФЗ к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, мосты. Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона - ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона - ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона - ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Исходя из положений, содержащихся в разделе 1 Перечня не подлежат категорированию искусственные дорожные сооружения длиной до 25 метров, в том числе мосты. Проверкой установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года в собственности администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области находится мост, длина которого составляет 51 метр, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый . Таким образом, указанный мост, расположенный на территории Усть- Таркского сельсовета <адрес>, протяженностью 51 м., относится к объекту транспортной инфраструктуры. В нарушение требований вышеуказанного законодательства категорирование, оценка уязвимости данного объекта транспортной инфраструктуры не проведена, план обеспечения транспортной безопасности не разработан. В соответствии с ч. 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской. Прокурор Усть-Таркского района просит суд: признать бездействие администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности, незаконным. Обязать администрацию Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области провести категорирование, оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработать план обеспечения транспортной безопасности моста расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Срок исполнения установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании поддержала требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Усть-Таркского района по доверенности Коростелев В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований. Мост находится в собственности муниципального образования, документально подтвердил данные обстоятельства. Срок представленный для исполнения считает достаточным.

Суд, выслушав объяснения истца, огласив отзыв ответчика на исковое заявление, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему.

Пунктом 3 ст. 3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности, в ходе которой установлено, что мост, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый находится в собственности Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области и не проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Из свидетельства о государственной регистрации права установлено, что Усть-Таркский сельсовет Усть-Таркского района Новосибирской области является собственником моста в селе <адрес><адрес>, назначение 7.4. Сооружения дорожного транспорта общей площадью <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона N 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 4).

На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).

Понятие категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для целей Федерального закона N 16-ФЗ определено в п. 2 его ст. 1, это - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий; понятие оценки уязвимости - в п. 6 его ст. 1, это - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Исходя из системного анализа положений ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ, Приказа Минтранспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "Об утверждении Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что, несмотря на то, что категорирование ОТИ и/или ТС для субъектов транспортной инфраструктуры носит уведомительный порядок, и оценка уязвимости ОТИ и/или ТС производится после осуществления категорирования и не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости. Первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца объекта транспортной инфрастуктуры, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 62.

Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры не инициирует процедуру категорирования и не подаст заявку в компетентный орган - Федеральное дорожное агентство, суд, приходит к выводу об обоснованности доводов прокурора о том, что с целью реального исполнения требований закона об обеспечении транспортной безопасности меры, необходимые для проведения категорирования и оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, должны инициироваться субъектом транспортной инфраструктуры.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что администрацией Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района не исполняются обязанности возложенные законом и подзаконными нормативными правовыми актами.

Суд приходит к выводу, что ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления Усть-Таркского сельсовета были предприняты, необходимые меры по устранению бездействия администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района в неисполнении обязанности по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности моста, непринятия мер нарушает права граждан неопределенного круга лиц.

Суд с учетом норм части 2 статьи 178 КАС РФ, ст. 187 КАС РФ, п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, а также необходимости принятия административным ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок, по мнению суда, является разумным.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Усть-Таркского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.3 ст. 114 КАС РФ Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Поскольку стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Суд считает, что настоящее решение суда, опубликованию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд,

решил:

заявленные требования истца прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области в неисполнении обязанности по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности моста удовлетворить.

Признании бездействие администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности по проведению категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности незаконным.

Обязать администрацию Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области провести категорирование, оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработать план обеспечения транспортной безопасности моста назначение 7.4. Сооружения дорожного транспорта, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью <данные изъяты>.

Установить администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области для проведения категорирования, оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, разработке плана обеспечения транспортной безопасности моста расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда путём подачи жалобы через Татарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Полтинникова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.