Дело №2а-368/2021
(УИД 02RS0008-01-2021-000012-64)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 30 сентября 2021 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Пустогачевой С.Н.,
при ведении протокола помощником председателя суда Казанцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, возложении обязанности зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, относящиеся к объектам теплоснабжения и электроснабжения, а именно на тепловые сети и линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ, расположенные на территории МО «Усть-Коксинский район», возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а именно зарегистрировать право собственности на объекты теплоснабжения: внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> ФИО1, ФИО2, 1775,50 м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; линии электропередачи ВЛ-0,4кВ и ВЛ-10 кВ, микрорайон Башталинка, расположенные: Республика Алтай, <...> м.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что во исполнение задания прокуратуры Республики Алтай от 26.07.2021 г. № 07-21-2021 проведена проверка исполнения законодательства при подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования имеются внешние теплосети, а также линии электропередач, однако право собственности на них не зарегистрировано. Меры по регистрации права собственности на муниципальное имущество не принимались. Вместе с тем, государственная регистрация является условием обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, и призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию в установленном законом порядке, следовательно, влечет за собой нарушение неопределенного круга лиц.
Административный истец старший помощник прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал удовлетворению требований.
Представитель заинтересованного лица МУП «Тепло Ресурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.212 Гражданского кодекса РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации имущества", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в муниципальной собственности администрации МО «Усть-Коксинский район» находятся объекты недвижимости, являющиеся объектами теплоснабжения: внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> ФИО1, ФИО2, 1775,50 м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; а также линии электропередачи ВЛ-0,4кВ и ВЛ-10 кВ, микрорайон Башталинка, расположенные: Республика Алтай, <...> м.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Линия электропередачи - линия, состоящая из электрических кабелей и размещенная на башенных опорах или мачтах (п. 3.3.4.64 "ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст).
Спорные объекты теплоснабжения являются объектами, неразрывно связанными с землей, потому относятся к недвижимому имуществу.
Согласно п.п.3, 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В нарушение требований законодательства, право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, не зарегистрировано.
11.05.2021 г. прокурором Усть-Коксинского района в адрес главы администрации МО «Усть-Коксинский район» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности.
Из ответа на указанное представление от 27.05.2021 г. следует, что до 31.12.2023 г. будет осуществлена государственная регистрация права собственности на тепловые сети.
Отсутствие государственной регистрации права препятствует распоряжению и использованию в установленном законом порядке объектами теплоснабжения и электроснабжения.
Доказательств надлежащего и своевременного исполнения органом местного самоуправления обязанности по регистрации недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а равно доказательств наличия предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения указанной обязанности, административным ответчиком не предоставлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
С учетом времени, необходимого для постановки объектов на кадастровый учет, их регистрации, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, возложении обязанности зарегистрировать право собственности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости, относящиеся к объектам теплоснабжения и электроснабжения, а именно на тепловые сети и линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10 кВ, расположенные на территории МО «Усть-Коксинский район».
Возложить на администрацию МО «Усть-Коксинский район» обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а именно зарегистрировать право собственности на объекты теплоснабжения: внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> ФИО1, ФИО2, 1775,50 м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; внешние теплосети, расположенные: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; теплотрасса, расположенная: Республика Алтай, <...> м; линии электропередачи ВЛ-0,4кВ и ВЛ-10 кВ, микрорайон Башталинка, расположенные: Республика Алтай, <...> м.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Пустогачева
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2021 года