Дело № 2а-3690/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года
Ленинский районный суд <Адрес> в составе председательствующего судьи Курнаевой Е.Г., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному исковому заявлению Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <Адрес> о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в сети «Интернет»,
установил:
И.о. Пермского прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с иском о признании информации о патенте №, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; возложении на административного ответчика обязанность включить указатель страницы сайта в сети Интернет, имеющего вышеуказанный URL-адреса, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение, которой в Российской Федерации запрещено».
В обоснование заявленных требований указано, что Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по информации Управления ФСБ по <Адрес>, проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Россий2ской Федерации запрещено. Согласно заключению комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о степени секретности сведений, направленного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в Управление ФСБ РФ по <Адрес> сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, указано, что патент № содержит сведения, составляющие государственную тайну, имеющие степень секретности «секретно» и являющиеся актуальными в настоящее время. Указанный сайт не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Свободный доступ к указанной информации причиняет вред интересам Российской Федерации, подрывает обороноспособность страны, поскольку раскрывает сведения о рецептурном составе смесевого твердого ракетного топлива с процентным соотношением компонентов, физико-математических характеристик. Изобретение относится к области ракетной техники, применяется в ракетных системах ближнего боя, авиационных ракетных системах и ракетных системах залпового огня. На основании изложенного в целях защиты интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц прокуратура обратилась в суд с заявленными требованиями.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 32).
Административный ответчик Управление Роскомнадзора в <Адрес> в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом (л.д. 33), ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 27). Представил письменный отзыв на иск, из содержания которого следует, что Управление Роскомнадзора по <Адрес> исковые требования административного истца о признании информации, запрещенной к распространению на территории РФ поддерживает. Кроме того, указывает, что внесение в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правила в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной. Внесение в Единый реестр реестровых записей на основании информации о судебных решениях Правилами не предусматривается. После проверки доступности запрещенной информации по указанному в решении суда URL-адресу, вступившему в законную силу, вносится в Единый реестр запрещенной информации. При получении Управлением Роскомнадзора по <Адрес> решения суда с отметкой о вступлении в законную силу, после проверки доступности запрещенной информации по указанному в судебном решении URL-адресу, информация распространяемая посредством сети «Интернет» и признанная запрещенной на территории РФ будет внесена в Единый реестр запрещенной информации (л.д. 28-29).
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других ли, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне» федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 Закона № к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне» основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности
В соответствии со ст. 283 Уголовного кодекса РФ разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, является уголовно наказуемым деянием.
Как установлено в судебном заседании Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по информации Управления ФСБ по <Адрес> проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе, которой установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе мониторинга сайта в сети «Интернет» с адресом <данные изъяты> установлено, что на указанном сайте размещен патент № (л.д. 6-8). Согласно заключению комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о степени секретности сведений патент № содержит сведения, составляющие государственную тайну, имеющие степень секретности «секретно» и являющиеся актуальными (л.д. 13-14).
Таким образом, в ходе мониторинга электронного адреса <данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлен факт размещения материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, а именно информации причиняющей вред интересам Российской Федерации, что подрывает обороноспособность страны, поскольку раскрывает сведения о рецептурном составе смесевого твердого ракетного топлива с процентным соотношением компонентов, физико-математических характеристик. Изобретение относится к области ракетной техники, применяется в ракетных системах ближнего боя, авиационных ракетных системах и ракетных системах залпового огня. С использованием информационного ресурса сети «Интернет» осуществляется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что подтверждается скриншотами сайта, составленного на момент проведения прокурорской проверки (л.д. 9-11).
В соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд считает необходимым признать запрещенной к распространению информацию на указанном исполняющим обязанности Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах сайте, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, информации размещенной на указанном Интернет сайте, отвечает признакам материала, который в соответствии с требованиями Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», требованиями Федерального закона «О государственной тайне», подлежит отнесению к виду деятельности нарушающими интересы Российской Федерации в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В силу п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр соответствующую реестровую запись.
При этом, дополнительное возложение на административного ответчика такой обязанности не требуется, поскольку вышеуказанные сайты в сети Интернет, будут внесены в «Единый реестр …» на основании вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в сети «Интернет» - удовлетворить.
Признать информации о патенте №, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий (Е.Г. Курнаева)