ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3690/20 от 24.08.2020 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

34RS0002-01-2020-007311-69

Дело №2а-3 690/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 24 августа 2020 года

Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Абакумова Е.А.,

При секретаре судебного заседания Перевязко М.А.,

С участием помощника прокурора Немтыревой Л.А.

представителя административного истца - ГУ МВД России по Волгоградской области Маркевич Е.А.,

административного ответчика Акопяна В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> о помещении гражданина Республики Армения Акопяна Вилена Новиковича, подлежащего депортации, в специальное учреждение,

УСТАНОВИЛ:

ГУ МВД России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении лица без гражданства Акопяна В.Н., подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приговором Светлоярского районного суда <адрес> Акопян В.Н. признан виновным в совершении преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст.228.1, ч. 1 ст. 228 УК РФ к 6 годам 9 месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы -рн, в отношении Акопяна В.Н.. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Генерального когнульства Посольства Ресмпублики Армения в Российской Федерации направлен запрос для оформления документов гражданину Республики Армения Акопяну В.Н. с целью беспрепятственного убытия в Республику Армения. В отношении административного ответчика принято решение о депортации. Поскольку Акопян В.Н. постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеет, и проконтролировать его пребывание на территории Российской Федерации не представляется возможным, в целях подготовки документов, в целях исполнения решения о депортации, ГУ МВД России по <адрес> просит поместить гражданина Республики Армения Акопяна В.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> до исполнения решения о депортации, на срок, не превышающий 180 дней.

Представитель административного истца Маркевич Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что на направленный в адрес Консульского отдела запрос не был получен ответ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ был направлен повторный запрос в Генеральное консульство Посольства Республики Армения. Полагает, что наличие у административного ответчика заболевания туберкулез легких не препятствует нахождению его в центре временного содержания, поскольку он изолирован от иных лиц, размещенных в центре. Кроме того в спецучреждении имеется медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. Поскольку административный ответчик не имеет паспорта и регистрации по месту жительства (пребывания) это усложняет его контроль без помещения его в центр временного содержания иностранных граждан. Поскольку для получения документа, позволяющего административному истцу беспрепятственно покинуть территорию Российской Федерации, получения финансирования, организации выездных мероприятий требуется время, просила поместить Республику Армения Акопяна В.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан до 180 дней.

Административный ответчик Акопян В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в 1999 году приехал в <адрес> на постоянное место жительство, в связи с событиями Карабахского конфликта. У него имелся паспорт гражданина Армении, который он получал через посольство в связи с утратой ранее выданного. Паспорт был при уголовном дела, по какой причине он утрачен пояснить не мог. Он имел регистрацию в <адрес>. Будучи в местах лишения свободы пытался получить паспорт гражданина Российской Федерации. На территории Республики Армения близких родственников и места жительства, недвижимости не имеет. После освобождения планировал проживать со своей семьей отцом и родными сестрами. Указал, что у его сестры Гавалян Н.Н. имеется в собственности квартира, которую она готова предоставить ему для проживания. Кроме того, у него имеется несовершеннолетняя дочь Куликова Эвелина, отцовство в отношении которой не установлено. В случае получения свидетельства на возвращение в Республику Армения препятствовать в исполнении решения о депортации не намерен, по первому требованию обязался являться в органы внутренних дел. Однако не согласен с распоряжением о нежелательности пребывания (проживания на территории РФ не согласен. Распоряжение Минюста России получил в 2019 году, однако обжаловать не мог, так как находился на лечении в ФКУ ЛИУ-15 и плохо пишет. Кроме того имеет заболевание «туберкулез легких» в стадии распада, согласно выданному уведомлению обязан наблюдаться в диспансере. Также ему требуется оперативное лечение. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно п. 9 ст. 31 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

В соответствии с и. 11 и п. 12 ст. 31 Закона N 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации (п. 5 ст. 34 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Согласно ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Из представленных материалов дела усматривается, что Акопян В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином Республики Армения, что следует из заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором Светлоярского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Акопян В.Н. осужден по ч.1 ст. ст.228.1 (2 эпизода) по ч. 1 ст. 228 (2 эпизода) УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Распоряжением Министерства юстиции РФ N от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Республики Армения Акопяна В.Н. признано нежелательным, которое согласно расписки и уведомления было вручено последнему администрацией ФКУ ЛИУ-15 УФСИН России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> в адрес Генерального Консула Генерального Консульства Посольства Республики Армения был направлен запрос об оказании содействия в установлении принадлежности к гражданству Армении Акопяна В.Н. и оформления ему для дальнейшего оформления ему свидетельства на возвращение с целью беспрепятственного убытия Республику Армения.

Ответ на указанный запрос на момент рассмотрения настоящего административного дела не получен.

С момента вынесения распоряжения о нежелательности пребывания, повторный запрос в адрес Генерального Консула Генерального Консульства Посольства Республики Армения об оказании содействия в установлении принадлежности Акопяна В.Н. к гражданству Республики Армения для дальнейшего оформления ему свидетельства на возвращение с целью беспрепятственного убытия в Армени. был направлен только ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> принято решение о депортации Акопяна В.Н. с территории Российской Федерации.

На основании решения врио начальника ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ0 года, освобождающийся из мест лишения свободы Вашакидзе В.А. в этомт же день Акопян В.Н. был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на 48 часов в целях исполнения решения о депортации.

Исходя из положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от ДД.ММ.ГГГГ и пункта "а" ч. 1 статьи 5 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами стран, в которой они проживают и статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, право человека на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность лишения свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, в качестве основания для помещения Акопяна В.Н. в Центр временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации ГУ МВД по <адрес> ссылается на отсутствие у административного ответчика постоянного места жительства на территории РФ, невозможностью осуществления за ним контроля.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что Акопян В.Н. имеет на территории Российской Федерации близких родственников отца Акопяна Новика Гургеновича, роджную сестру Гавалян Нанар Новиковну.

Из объяснений допрошенного в судебном заседании Акопяна Н.В. следует, что он является гражданином Российской Федерации, имеет постоянную регистрацию в <адрес>. С. Б. Чапурники, <адрес>. При этом фактически проживает в р.п Светлый Яр, <адрес>, в связи с фактическим предсставлением ему данной квартиры подругой дочери. Акопян Н.В. выразил согласие на проживание по месту своего жительства Акопяна В.Н..

Из объяснений Гавалян Н.Н. следует, что административный ответчик приходиться ей родным братом. Она является гражданской Российской Федерации. На праве собственности ей и ее несовершеннолетним детям принадлежит квартира по адресу: <адрес>, где никто не проживает в настоящее время, поскольку она со своей семьей: мужем и двумя детьми проживает по адресу: р.<адрес> яр Полева, <адрес>. Ей известно, что в отношении Акопяна В.Н. принято распоряжение о нежелательности проживания в Российской Федерации, однако ввиду состояния его здоровья ему требуется операция и наблюдение в диспансере по месту жительства. В связи с изложенным она осознает, что Акопяну В.Н. необходимо будет оказывать финансовую помощь, которую она будет оказывать.

Перечисленные доказательства подтверждают доводы Акопяна В.Н. о наличии у него на территории Российской Федерации устойчивых родственных связей, близких родственников, при том, что защита семейной жизни гарантируется, в частности, нормами международного права, а также доводы об обеспеченности его жилым помещением на территории Российской Федерации.

Также стороной административного ответчика представлены медицинские документы, в том числе и извещение об установлении диспансерного наблюдения в медицинской противотуберкулезной организации Филиала «Туберкулезной больницы » ФКУЗ МСЧ-34 в отношении Акопяна В.Н. врачебной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ установлено диспансерное наблюдение в связи с заболеванием «Туберкулез ОД», что в силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» накладывает на административного ответчика исполнение обязанностей и соблюдения ограничений.

Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного Филиала «Туберкулезной больницы » ФКУЗ МСЧ-34 Акопяну В.Н. установлен диагноз Туберкулома верхней доли левого легкого в фазе распада. Ему рекомендовано наблюдение у фтизиатра по месту жительства

Данных, которые с достоверностью указывали бы на то, что Акопян В.Н. может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации не имеется, на территории Российской Федерации у него проживают близкие родственники (отец и родная сестра) Акопян Н.В., Гавалян Н.Н., являющиеся гражданами Российской Федерации.

Наличие неотмененного распоряжения Минюста России о нежелательности проживания (пребывания) на территории Российской Федерации Акопяна В.Н. и решения о его депортации в данном случае не могут служить достаточными основаниями для удовлетворения административного иска о помещении административного ответчика в специальное учреждение, поскольку не представляется возможным определить, когда Акопян В.Н. будет фактически депортирован за пределы территории Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1830-0 указывал, что пункт 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", действующий в настоящий момент в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ, предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с подпунктом "Р пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая наличие у административного ответчика на территории Российской Федерации близких родственников - граждан Российской Федерации, обеспечивающих ему возможность проживания (пребывания) на т территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, наличие установленного диагноза «туберкулез» требующей диспансерного наблюдения, отсутствие данных о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, отсутствие сведений уполномоченного органа о возможности исполнения решения о депортации, что в данном конкретном случае помещение Акопяна В.Н. в специальное учреждение не обоснованно, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Пребывание Акопяна В.Н. в условиях специального учреждения, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, с учетом его состоянию здоровья, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска ГУ МВД России по <адрес>.

В свою очередь, уполномоченный орган не лишён возможности в дальнейшем предпринимать меры по исполнению решения о депортации в отношении Акопяна В.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 269 Кодекса

административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ГУ МВД России по <адрес> о помещении гражданина Республики Армения Акопяна Вилена Новиковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по <адрес> на срок, не превышающий 180 дней для исполнения решения о депортации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Дзержинский районный суд <адрес> со дня вынесения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Абакумова