дело № 2а-3692/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2016 года г. Йошкар-Ола
Йошкар-Олин6ский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Скворцовой О.В.,
при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Нижегородской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородская таможня обратилась в суд с вышеназванным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по уплате таможенных платежей в размере 123130 руб. 08 коп., пени 23720 руб. 06 коп. за период с 23 ноября 2013 г. по 15 марта 2016 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе камеральной проверки 25 февраля 2015 г. по вопросу достоверности заявления сведений о дате выпуска автомобиля ДТ, задекларированного ФИО1 по пассажирской таможенной декларации №, выявлены нарушения, отражены в акте от 25 февраля 2015 г. При таможенном декларировании по № ФИО1 в соответствии с Таможенным законодательством Таможенного союза представила документы, содержащие сведения о технических характеристиках и дате выпуска автомобиля (договор купли-продажи, свидетельство о регистрации). При оформлении таможенной декларации указана неверная дата выпуска автомобиля – 29.11.2008. Тогда как указанный автомобиль был произведен 15.04.2008. Заявление недостоверных сведений о дате выпуска автомобиля ДТ в пассажирской таможенной декларации № явилось основанием для занижения подлежащих уплате таможенных платежей. В соответствии с разделом 4 Приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, с рабочим объемом двигателя более 1000 см3, но не превышающим 1500 см3 ставка платежа определена 3.2 евро за 1 см3. Таким образом, расчет таможенных платежей при ввозе для личных целей легкового автомобиля ДТ, объем двигателя 1495 см3, (курс евро на 22.11.2013 - 44,33 руб.) составит: 212 074,72 руб. с учетом ранее оплаченных таможенных платежей – 99410 руб. 02 коп. Требования административного истца об уплате таможенных платежей ответчиком проигнорированы, начислены пени в размере 23720 руб. 06 коп.
Принудительное взыскание таможенных платежей производится, если требование об уплате таможенных платежей выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в судебном порядке (п. 2 и п.5 ст. 150 Федерального закона).
Представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнениям к нему.
Административный ответчик ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 с иском не согласились, пояснили аналогичное, изложенному в отзыве на иск. Просили снизить размер пени.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 16.11.2013 между ФИО1 и гражданином Германии заключен договор купли продажи, согласно которому первым приобретен автомобиль ДТ, объем двигателя 1495 см3, стоимостью 8000 евро.
В соответствии с положениями ст. 355 Таможенного кодекса таможенного союза транспортное средство ФИО1 на Марийском таможенном посту Нижегородской таможни осуществлено декларирование указанного транспортного средства для личных целей с применением пассажирской таможенной декларации № 10408110/221113/ТС-156461. При этом подача пассажирской таможенной декларации сопровождалась представлением таможенному органу документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство.
На основании предоставленных документов декларантом определен момент выпуска – 29.11.2008 и автомобиль заявлен как транспортное средство, с даты производства которого прошло не менее 3-х и не более 5-ти лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 1495 куб. см, но ставка платежа определена 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя, сумма подлежащих уплате таможенных платежей рассчитана заявителем и составила 112664 руб. 70 коп.
При осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров должностными лицами Нижегородской таможни с целью установления достоверности заявленных декларантом данных о фактической дате производства транспортного средства ДТ, в адрес Компании Daihatsu Motor Co., Ltd (Япония) направлены запросы от 21.11.2014 и от 15.07.2016.
На вышеуказанные запросы предоставлены ответы (письмо от 21.01.2015 и письмо от 18.07.2016) о том, что датой фактического производства транспортного средства автомобиля ДТ является 15 апреля 2008 года.
Должностными лицами Минераловодской таможни проведена камеральная проверка по вышеназванному факту и составлен акт камеральной таможенной проверки № от 25 февраля 2015 г., 03 марта 2015 г. акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №, в котором отражен факт предоставления недостоверных сведений о дате выпуска автомобиля административным ответчиком.
15 марта 2015 г. Нижегородской таможней в адрес ФИО1 направлено требование об уплате таможенных платежей от 13 марта 2015 г. № 145.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение), Федеральным законом от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе и транспортных средств, осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В силу ч. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе, транспортные перевозочные документы, документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования.
Пунктом 4 ст. 8 Соглашения предусмотрено, что при таможенном декларировании перемещаемых товаров для личного пользования в письменной форме декларант обязан предоставить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей; уплатить причитающиеся таможенные платежи.
В соответствии с п. 12 Приложения 5 к вышеуказанному Соглашению от 18.06.2010 в отношении автомобилей, с момента выпуска, которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя, которых составляет более 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. см, применяется ставка таможенных платежей в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Согласно ст. 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
Согласно ч. 1 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (п. 2 ч. 3).
Пунктом 1 ст. 91 ТК ТС установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика.
В соответствии со статьей 150 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (ч. 2).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (ч. 3).
Согласно ч. 11 ст. 152 указанного Закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный контроль в отношении перемещенного ФИО1 автомобиля был проведен Нижегородской таможней в пределах установленного законом срока, при наличии предусмотренных законом оснований, учитывая, что таможенным органом в ходе проверки было получено документальное подтверждение даты фактического производства автомобиля, отличное от даты, указанной в таможенной декларации.
Акт камеральной проверки от 25 февраля 2015 г., решение Нижегородской таможни по результатам проверки от 03 марта 2015 г., а также требование об уплате таможенных платежей и пени на сумму от 13 марта 2015 г. № 145 приняты уполномоченным таможенным органом; расчет суммы таможенных платежей и пени, соответствует требованиям, установленным таможенным законодательством.
Таким образом, таможенный орган обоснованно при расчете таможенных платежей исходил из того, что с момента выпуска автомобиля ввезенного заявителем прошло более 5 лет, и применил ставку в размере 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Как следует из материалов дела требование об уплате таможенных платежей № 145 от 13 марта 2015 г. было направлено Нижегородской таможней 16 марта 2015 г. ФИО1 по <адрес>.
Согласно данному требованию размер таможенных платежей, подлежащий уплате составил 112 422 руб. 79 коп., из них таможенные пошлины 99410 руб. 02 коп., пени 13012 руб. 77 коп. за период с 23 ноября 2013 г. по 13 марта 2015 г. Данное требование административным ответчиком не исполнено, таможенным органом подано исковое заявление в Йошкар-Олинский городской суд. Определением суда от 24 июля 2015 г. иск оставлен без движения и разъяснено, что согласно адресной справке от 24 июля 2015 г. ФИО1 не значится зарегистрированной по <адрес>.
Таможенным органом с августа 2015 г. по декабрь 2015 г. проводились розыскные мероприятия места жительства Административного ответчика (служебные записки от 11 августа 2015 г., 15 декабря 2015 г.).
Указанные обстоятельства являются уважительными и могут быть учтены для восстановления срока таможенному органу для обращения в суд.
Как следует из материалов дела ФИО1 с 3 марта 2015 г. снялась с регистрационного учета по <адрес>.; с 3 марта 2015 г. ФИО1 зарегистрирована по <адрес>, что следует из адресной справки № 233409 от 25 декабря 2015 г. отдела информационного обеспечения и адресно-справочной работы УФМС России по РМЭ.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Пояснения свидетелей о фактическом проживании ФИО1 по <адрес> до лета 2015 г. не могут быть учтены судом для подтверждения ответчиком факта получения требования таможенного органа применительно к положениям п. 16 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ. Сведений об изменении адреса проживания ФИО1 в таможенный орган не предоставлялось.
20 января 2016 г. Нижегородской таможней письмом № 04-01-22/00702 по новому адресу ФИО1 было отправлено требование об уплате таможенных платежей от 13 марта 2015 г. № 145, которое вернулось в таможенный орган с отметкой об истечении срока хранения.
Согласно ч. ч. 5, 11 ст. 152 названного Закона требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с ч. 16 ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
15 марта 2016 г. Нижегородской таможней направлено административной исковое заявление в Йошкар-Олинский городской суд РМЭ с учетом нового места жительства ответчика, которое до 20 апреля 2016 г. судом было оставлено без движения, в дальнейшем принято к производству суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТК ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса).
Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона № 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В силу части 5 статьи 152 Закона № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
Положениями статьи 164 Закона № 311-ФЗ установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» в целях обеспечения единства практики применения судами таможенного законодательства разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.
Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, либо
со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.
Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд (пункт 22 Постановления Пленума № 18).
Согласно пункту 23 Постановления Пленума № 18 наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления.
Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.
В связи с этим судам следует исходить из того, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта лишь в порядке проведения таможенного контроля и в пределах установленного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании срока.
Таким образом, исходя из названных норм права и разъяснения Постановления Пленума № 18 в их системном единстве и взаимосвязи следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона № 311-ФЗ) может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона № 311-ФЗ.
Учитывая ходатайство административного ответчика ФИО1 о снижении пени, позицию представителя административного истца, не возражавшего против удовлетворения ходатайства, имущественное положение, инвалидность административного ответчика, обстоятельства дела, суд считает возможным применить положения ст. 333 ГК Российской Федерации и снизить размер пени до 500 руб.
Таким образом, вышеуказанная задолженность ФИО1 подлежит взысканию судом в размере таможенной пошлины 99410 руб. 02 коп., пени 500 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ ГПК РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3197 руб. 30 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Нижегородской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО4 неоплаченные таможенные платежи и пени в размере 99910 руб. 02 коп., из них таможенная пошлина 99410 руб., 02 коп., пени 500 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 3197 руб. 30 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья О.В. Скворцова
мотивированное решение составлено 02 августа 2016 г.