ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3695/16 от 29.06.2016 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3695/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2016 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Граковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Челябинска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на администрацию города Челябинска по принятию и утверждению нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию города Челябинска принять и утвердить нормативный правовой акт, включающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент) по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения, о включении рассматриваемой муниципальной услуги в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города», с опубликованием решения, вступившего в законную силу в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г.Челябинска.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что проведенной проверкой установлены нарушения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», допущенные должностными лицами администрации города Челябинска, а именно, в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города» муниципальная услуга по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения, оказываемая Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска не включена, не утвержден нормативный правовой акт, установивший порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент), о чем прокурором д.м.г. в адрес Председателя Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска внесено представление об устранении нарушений закона. До настоящего времени нормативный правовой акт не принят.

В судебном заседании помощник прокурора города Челябинска К.М.Е. полностью поддержала заявленные требования и их правовое обоснование, а также указала, что в д.м.г. прокуратурой г.Челябинска были проведены мероприятия по проверке соблюдения органами местного самоуправления г.Челябинска законодательства о собственности, в том числе проверка исполнения требований Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, по результатам установлено, что до настоящего времени требуемый административный регламент администрацией не принят, а только находится на стадии разработки.

Представитель административного ответчика администрации г.Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в актуальной редакции с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу 10.01.2016 г.) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п.2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4).

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст.3 приведенного закона).

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п.1 ст.6 приведенного закона).

В требованиях к структуре административных регламентов, в соответствии с пунктами 4,5 ст.12 приведенного закона, предусмотрены и формы контроля за его исполнением, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч.1 ст.29 вышеприведенного закона).

На основании ст. 3 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на д.м.г. находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 или ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 9 Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что вышеуказанные действия осуществляются по заявлению субъекта малого и среднего предпринимательства и являются обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования имущества, предоставлять иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

С учетом требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отчуждение находящегося в муниципальной собственности арендуемого имущества в порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права приобретения является муниципальной услугой.

Однако, в ходе прокурорской проверки выявлено, что в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города» рассматриваемая муниципальная услуга, предоставляемая Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска, не включена. Вопреки требованиям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не утвержден нормативный правовой акт, установивший порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент), что исключает исполнение уполномоченным субъектом обязанности ее предоставления в соответствии с административным регламентом, а также реализацию возможности определения основных критериев и условий предоставления данной услуги.

Внесенное прокурором города Челябинска представление от д.м.г. об устранении выявленных нарушений было признано полностью обоснованным, что изложено в письменном ответе от д.м.г. за подписью председателя Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска Ч.С.А.

В указанном ответе также отражена информация о том, что принятие постановления Администрации г.Челябинска об утверждении обозначенного административного регламента планируется в 3 квартале 2016 года.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, внесенное прокурором города Челябинска представление в адрес Председателя Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска Ч.С.А. от д.м.г. об устранении выявленных нарушений действующего законодательства путем внесения рассматриваемой муниципальной услуги по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города» и утверждения нормативного правового акта, устанавливающего порядок и стандарт ее предоставления (административный регламент), является законным и обоснованным.

В распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города» рассматриваемая муниципальная услуга, предоставляемая Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска, не включена.

До настоящего времени администрацией города Челябинска требуемый административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения, не принят и не утвержден.

При указанных обстоятельствах, в рамках требований действующего законодательства, на администрацию города Челябинска следует возложить обязанность по принятию и утверждению нормативного правового акта, включающего порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент) по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения, а также по включению рассматриваемой муниципальной услуги в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного истца прокурора города Челябинска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию города Челябинска принять и утвердить нормативный правовой акт, включающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (административный регламент) по отчуждению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Челябинска, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке реализации преимущественного права приобретения.

Включить рассматриваемую муниципальную услугу в распоряжение администрации города Челябинска от д.м.г. «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставляемых администрацией города».

По вступлении в законную силу, направить решение по настоящему делу для опубликования в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления г. Челябинска.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: О.В.Захарова