РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области «22» июня 2020 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Левченко П.А.,
при секретаре Золотаревой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации Багаевского района Ростовской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории»,
у с т а н о в и л:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Багаевского района Ростовской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска указал, что 04.06.2019 года (регистрационный №) он обратился в <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В предоставлении указанной муниципальной услуги административному истцу было отказано <адрес>, о чем было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 64-3-260. Указанное решение было обжаловано ФИО2 в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Багаевским районным судом <адрес> вынесено решение по административному делу №а-750/2019, которым было признано незаконным решение <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», принятое по результатам рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (рег. №). Суд обязал <адрес> в порядке устранения нарушенных прав ФИО2 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ФИО5 либо мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги либо постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставленной с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (рег. №).
В целях исполнения указанного решения суда <адрес> повторно рассмотрела заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ (рег. №). По результатам повторного рассмотрения было подготовлено и направлено ФИО5 уведомление № об отказе в предоставлении запрашиваемой услуги от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, принимая оспариваемое решение об отказе в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги административный ответчик сослался на подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является, в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Административный истец указывает о том, что поскольку в предоставленном <адрес> уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ имелась техническая ошибка, он обратился за разъяснением к административному ответчику, где ему подтвердили, что в уведомлении об отказе в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги действительно имеется техническая ошибка, которая подлежит исправлению.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) <адрес> направила новое уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, однако доводы, содержащиеся в указанном уведомлении, полностью повторяли доводы исправленного ранее уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №). Таким образом, <адрес> было принято решение об отказе в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги.
Административный истец считает отказ в предоставлении муниципальной услуги «Утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», незаконным и необоснованным, в связи с чем обратился с настоящим административным иском в суд.
Административный истец просит суд: признать незаконным и отменить решение <адрес> об отказе в предоставлении муниципальной услуги: «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», принятое по результатам повторного рассмотрения заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный №), обязать <адрес> в порядке устранения нарушенных прав ФИО2 в течение 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ФИО5 постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленной с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (рег. №).
В судебное заседание административный истец не явился, о дате и времени судебного заседании судом уведомлен судом надлежащим образом, обеспечил явку представителя по доверенности. Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 административные требования не признала, считала их незаконными и необоснованными, подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям, изложенным ей в своих возражениях.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив по правилам 84 КАС РФ доказательства, представленные в материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим обстоятельствам.
Из ч. 1 ст. 4 КАС РФ следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решение, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
П. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные пунктом 1 указанной статьи категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основывается данный Кодекс и изданные в соответствие с ним акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п.п. 1,2,3,4,14,15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
П. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
В соответствии с п. 2.2. Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного постановлениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставление данной муниципальной услуги осуществляется <адрес>, непосредственно специалистами отдела земельных и имущественных отношений <адрес>.
Согласно п. 2.6.6 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного постановлениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае образование участка для проведения аукциона необходимо представить следующие документы: заявление-оригинал 1; схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить-оригинал 1.
Исчерпывающий перечень основания для приостановления и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится в п. 2.8 Административного регламента о предоставлении муниципальной услуги ««Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденного постановлениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В предоставлении муниципальной услуги может быть отказано на следующих основаниях:
- несоответствие вида разрешенного использования правилам землепользования и застройки сельских поселений;
- границы земельных участков пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
- если образование земельных участков приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;
- если сохраняемые в отношение образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствие с разрешенным использованием.
- образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
- если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
- требования заявителя выдать документ в срок, меньший, чем установлено для данного вида документа настоящим административным регламентом и действующим законодательством Российской Федерации.
- если заявитель не устранит причины, препятствующие подготовке документов в срок, указанный в уведомлении о приостановлении.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для использования в целях сельскохозяйственного производства, площадью 51 816 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Манычское сельское поселение, предоставив необходимые документы. Земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
В предоставлении указанной муниципальной услуги административному истцу было отказано <адрес>, о чем было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 64-3/260. Повторно, ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 64-4/62 административному истцу <адрес> также было направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Правовым основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги административному истцу послужили основания, перечисленные п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с представленной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом схемой земельного участка, испрашиваемый земельный участок, подлежащий образованию, находится в зоне С-2 (зона иного специального назначения), предназначенной для санитарно-защитного, санитарно-охранного, ветрозащитного озеленения, охранных лесополос.
Ч. 2 ст. 37 ГрК РФ предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Границы территориальных зон определяются на основе генерального плана в соответствии с требованиями ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (ч. 3 ст. 9, п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ). Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ).
Ст. 35 ГрК РФ указывает, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
П. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
П. 2 ч. 2 ст. 87 Земельного кодекса РФ установил правовой режим земель промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, которые подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения. Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Согласно схеме генерального плана <адрес> испрашиваемый земельный участок находится в зоне иного специального назначения (С-2), предназначенной для санитарно-защитного, санитарно-охранного, ветрозащитного озеленения, охранных лесополос. Вдоль территории земельного участка проходят линии электропередач, которые обозначены на генеральном плане <адрес>.
Согласно ст. 12 Правил землепользования и застройки Манычского сельского поселения, утвержденных Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Манычского сельского поселения (далее-ПЗЗ) утверждены территориальные зоны, установленные для муниципального образования «Манычское сельское поселение». Зона С-2, как следует из указанного нормативно-правового документа, опубликованного на официальном сайте Администрации Манычского сельского поселения <адрес> в открытом доступе, выделена для обеспечения правовых условий градостроительной деятельности на территориях, используемых для организации зелёных насаждений защитного назначения, прилегающих к объектам производственного, коммунального назначения, объектам инженерной и транспортной инфраструктуры.
Исходя из содержания ст. 29 ПЗЗ Манычского сельского поселения, основными видами разрешенного использования объектов капитального строительства и земельного участка для зоны С-2, являются: земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов. В составе вида разрешенного использования земельного участка находится: земельные участки для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; земельные участки для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; земельные участки эксплуатационных предприятий связи; земельные участки кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации; земельные участки наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи; земельные участки иных конструктивных элементов и сооружений устройств транспорта, энергетики и связи, объектов космической деятельности.
Основными видами разрешенного использования объектов капитального строительства для зоны С-2, согласно ст. 29 ПЗЗ Манычского сельского поселения, является: автозаправочные станции; объекты инженерной инфраструктуры. Вспомогательными видами использования земельного участка в зоне С-2 является: размещение хозяйственных построек; зелёных насаждений специального назначения; размещение объектов инженерной инфраструктуры.
Перечень условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, согласно ст. 29 ПЗЗ Манычского сельского поселения, включает в себя: Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования до изменения их функционального назначения, с устройством требуемых санитарных разрывов от установленных функциональных зон (Земельные участки сельскохозяйственных угодий); условно-разрешенные виды объектов капитального строительства: временные строения, сооружения для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно указанного нормативно-правового документа, такой вид разрешенного использования земельного участка для зоны С-2 как «сельскохозяйственное производство», в качестве основного вида использования испрашиваемого земельного участка, не предусмотрен. Правообладателем испрашиваемого земельного участка заявитель ФИО5 не является.
Муниципальное образование <адрес> не вправе изменить вид разрешенного использования земельного участка, испрашиваемого ФИО2, с условно разрешенного на основной вид для земельных участков, впервые предоставляемых для использования. С самостоятельным заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и проведения публичных слушаний, в соответствии со ст. 39 ГрК РФ, ФИО5 в <адрес> не обращался. Данный вопрос Администрацией муниципального образования не рассматривался.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка (с условно разрешенного вида использования) не является обязанностью <адрес> в рамках поступившего заявления ФИО2 о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в данном случае, утверждение схемы земельного участка с условно разрешенным видом использования, указанным в заявлении ФИО2, как «сельскохозяйственное производство», либо отказ в таком разрешении без установленной законом процедуры, включая организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, не допускается.
Согласно ст. 15 Правил землепользования и застройки Манычского сельского поселения, утвержденных Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Манычского сельского поселения (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Решением № Собрания депутатов Манычского сельского поселения), (далее-ПЗЗ), установлены виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, содержащиеся в регламентах, которые разделяются на основные, условно разрешённые и вспомогательные. При этом ч. 2 ст. 15 ПЗЗ устанавливает, что основные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются для строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований правообладателями таких земельных участков, за исключением организаций, упомянутых в ч. 4 ст. 37 ГрК РФ. Условно разрешённые виды использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков могут быть применены только после получения специального согласования посредством публичных слушаний, проводимых в соответствии нормативным правовым актом органов местного самоуправления. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства могут быть применены правообладателями таких участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований только при наличии на данном участке вида использования, отнесённого к соответствующим основным или условно разрешённым.
Воля муниципального образования как правообладателя земельного участка, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный градостроительным регламентом, в частности, Правилами землепользования и застройки Манычского сельского поселения, утвержденных Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Манычского сельского поселения (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Решением № Собрания депутатов Манычского сельского поселения), в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 ЗК РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.
Следовательно, в рассматриваемом случае у <адрес>, как у правообладателя земельного участка, отсутствует обязанность изменять вид разрешенного использования земельного участка по требованию физического лица, обратившегося с заявлением в предоставлении муниципальной услуги, в том числе в судебном порядке.
Таким образом, административным ответчиком предоставлен обоснованный ответ в отказе о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в связи с чем заявленные исковые требования административным истцом не подлежат удовлетворению. Оспариваемое решение административного ответчика является обоснованным, прав административного истца не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФИО2ФИО1 к Администрации Багаевского района Ростовской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2020 года.
Председательствующий: П.А. Левченко