ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/2021 от 30.04.2021 Осинского районного суда (Пермский край)

(мотивированное решение изготовлено 11.05.2021 г.)

Дело № 2а-369/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 апреля 2021 г. с. Елово Пермского края

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре судебного заседания Прокушевой Т.А.,

с участием прокурора Ковыляевой М.М., представителя административного ответчика администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепановой О.В.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Еловского района Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, о возложении обязанности на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края,

установил:

Прокурор Еловского района Пермского края обратился в суд с административно исковым заявлением, в котором просит возложить обязанность на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории д. Березовка Еловского муниципального округа Пермского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно разработанной схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований указывают, что в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Еловского муниципального округа нарушается законодательство в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Администрацией разработана схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории д. Березовка Еловского округа. Однако по состоянию на 30.03.2021 г. места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в указанном населенном пункте отсутствуют. Таким образом, администрацией Еловского муниципального округа не принимаются меры по переходу от децентрализованного (путем вывоза твердых коммунальных отходов от населения в установленное время) к централизованному способу накопления отходов, что ограничивает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель прокуратуры Еловского района на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Еловского муниципального округа Пермского края Черепанова О.В. в судебном заседании указала, что с заявленными требованиями не согласна. В обоснование возражений пояснила, что требования прокурора нарушают права и законные интересы администрации Еловского муниципального округа, поскольку являются вмешательством в их хозяйственную деятельность. В соответствии с п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 2.3.3 территориальной схемы обращения с отходами, основными технологиями накопления ТКО от населения является, в том числе «бесконтейнерная» или кольцевая система сбора отходов с использованием мешков и контейнеров. Такой способ обращения с отходами применяется на территории д. Березовка Еловского муниципального округа. На сайте Еловского муниципального округа Пермского края в свободном доступе размещен график вывоза твердых коммунальных отходов с указанием адреса, времени и способа вывоза ТКО. «Бесконтейнерная» или кольцевая система сбора отходов применяется на всей территории Еловского муниципального округа, где отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Прямой обязанности применять способ сбора отходов, о котором просит прокурор, ни федеральным, ни региональным законодательством, не предусмотрено.

Выслушав стороны, исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Эти же положения закреплены в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов относится к вопросам местного значения муниципального округа.

Под отходами производства и потребления в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного ч. 2 настоящей статьи (до 01.01. 2025 г.), муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из представленных материалов, в том числе, согласно ответа администрации Еловского муниципального округа <адрес>, в д. <адрес> площадки размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют. На сходах жителей в д. <адрес> вопрос проведения мусорной реформы администрацией округа не рассматривался.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Действительно, согласно ответа администрации Еловского муниципального округа от 29.03.2021 г. следует, что в д. Березовка Еловского муниципального округа Пермского края, применяется децентрализованный (кольцевой) способ накопления твердых коммунальных отходов, площадки размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов отсутствуют. Переход от децентрализованного к централизованному способу накопления твердых коммунальных отходов в Еловском муниципальном округе Пермского края происходит в порядке очередности и зависит от количества накапливаемых твердых коммунальных отходов. На 2021 г. в реестр планируемых площадок накопления твердых бытовых коммунальных отходов д. Березовка Еловского муниципального округа не заложена.

Из скриншота с официального сайта Еловского муниципального округа <адрес> находящегося в свободном доступе, следует, что в д. Березовка Еловского муниципального округа <адрес>, по адресу: <адрес>, применяется децентрализованный способ накопления твердых коммунальных отходов по средам.

Вместе с тем, с 01.03.2021 г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2.1.3684-21).

При этом, п. 3 указанных правил установлено, что на территориях населенных пунктов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

В связи с указанными обстоятельствами, доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время деятельность администрации округа, в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории д. Березовка Еловского муниципального округа Пермского края, путем децентрализованного вывоза ТКО от населения в установленное время, не в полной мере соответствует положениям действующего законодательства, с учетом имеющейся, разработанной и утвержденной схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в названном населенном пункте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административно исковое заявление прокурора Еловского района в порядке ст. 39 КАС РФ о возложении обязанности - удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории д. Березовка Еловского муниципального округа Пермского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно разработанной схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

.

Судья – В.С. Полыгалов