ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-369/2022 от 21.07.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-369/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Михайлиной Е.В.,

с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, по сносу аварийного дома, возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом, осуществить снос аварийного дома,

установил:

Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц на территорию и внутрь расселенного дома аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4, и неисполнении обязанностей по принятию мер к сносу расселенного дома аварийного жилищного фонда по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4;

- возложить на Администрацию Осташковского городского округа обязанность принять меры по ограничению (исключению) доступа посторонних лиц на территорию и внутрь здания, обеспечив безопасность лиц, находящихся возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4 до 01.11.2022 года;

- возложить на Администрацию Осташковского городского округа обязанность снести дом аварийного жилищного фонда по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой – Савиной д.4 до 01.03.2023 года.

Требования мотивированы тем, что Осташковской межрайонной прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлено, что администрацией Осташковского городского округа не принимается должных мер к ликвидации расселенных домов, признанных аварийными, к ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановлением Администрации Тверской области от 14 марта 2008 года №55-па «О разработке региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение -г.Осташков» от 28 мая 2013 года №346 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» на 2013-2017 годы» (в редакции постановления администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» по состоянию на 27.10.2015 №501).

Одним из ожидаемых конечных результатов реализации Адресной программы является ликвидация аварийного жилищного фонда.

Согласно п.7 Адресной программы (таблица1) в рамках сбора и обобщения, систематизации информации об аварийных многоквартирных домах, подлежащих реконструкции, орган местного самоуправления обязан готовить документацию по проведению торгов на муниципальный заказ по сносу аварийных многоквартирных домов, а также документацию на проведение торгов на аренду реконструированных многоквартирных домов.

Указанные мероприятия согласно Адресной программы осуществляются за счет средств бюджета МО «Городское поселение -г.Осташков».

Исполнителем программы является администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков».

Решением Осташковской городской Думы №93 от 28.12.2017 года «О реорганизации Администрации Осташковского городского округа» реорганизована администрация Осташковского городского округа путем присоединения к ней администрации МО «Осташковский район», администрация МО «Городское поселение – г.Осташков» и администрация муниципальных образований сельских поселений Осташковского района.

Решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года утвержден Устав Осташковского городского округа.

Адресная программа реализована, жильцы многоквартирных домов, включенных в программу, расселены.

Между тем, проведенной Осташковской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в Адресную программу включен многоквартирных дом №4 по ул.Орловой-Савиной г.Осташков. Указанный многоквартирный дом расселен, в нем никто не проживает. Меры по организации сноса дома администрацией не приняты. Указанный дом расположен в зоне плотной застройки, в непосредственной близости от жилых домов и иных деревянных строений. Доступ в строение свободный.

В нарушение требований ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона №185-ФЗ, ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», администрацией городского округа, до настоящего времени не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в расселенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4.

Указывает, что находящиеся в частично разрушенном состоянии аварийные здания, снос которых не осуществлен в установленные сроки, в том числе в отсутствии ограждения по периметру, представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут разрушиться в любой момент, наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые здания не исключает возможности совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, свободно проникающих в здания, а также жизни и здоровью иных физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность городского поселения.

Опасность заключается в том, что расселенные дома подвержены разрушению, в них могут происходить пожары, несчастные случаи, в том числе с н, которые могут находиться на территории.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской Федерации, но и права и свободы граждан, установленные ст.ст.7,18,19 и 45 Конституции РФ.

Осташковской межрайонной прокуратурой 04.02.2022 года в Администрацию Осташковского городского округа было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, безопасности зданий и сооружений, жилищного законодательства» с требованием, в том числе принять меры по сносу данного аварийного дома.

Согласно информации Администрации Осташковского городского округа от 02.03.2022 года аварийный дом не снесен, денежные средства на снос дома в бюджете не предусмотрены.

Поскольку до настоящего времени Администрацией Осташковского городского округа меры по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный дом и сносу аварийного дома по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой – Савиной д.4 не приняты, Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском.

Определением суда от 08 июня 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.

Определением председателя Осташковского межрайонного суда от 08.07.2022 года срок рассмотрения административного дела продлен на один месяц, то есть по 8 августа 2022 года.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. административное исковое заявление поддержала в полном объеме, по обстоятельствам и доводам, изложенным в нем, не возражала установить срок по выполнению работ по ограничению доступа в многоквартирный аварийных дом до 1 марта 2023 года, по сносу вышеуказанного дома до 1 сентября 2023 года.

Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представитель административного ответчика по доверенности Панкратова А.А. в письменных возражениях пояснила, что Администрацией Осташковского городского округа частично приняты меры по ограничению доступа в дом №4 по ул.Орловой-Савиной в г.Осташков, между тем, установленные в административном исковом заявлении прокурором сроки по ограничению доступа в многоквартирный аварийный дом и сносу данного дома являются недостаточными, в связи с чем просит установить срок по выполнению работ по ограничению доступа в многоквартирный аварийный дом до 1 марта 2023 года, по сносу вышеуказанного дома до 1 сентября 2023 года.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об обязательном участии его в деле не заявлял.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные полномочия закреплены п.6 ч.1 ст.9 Устава Осташковского городского округа.

В силу ч.1 ст.37 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

В соответствии со статьями 1,2,3 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризма» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Юридическими лицами должны приниматься меры по противодействию терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ст.3 Федерального закона №63-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится также организация и осуществление профилактики пожаров.

В силу ст.2 Федерального закона №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений н» к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений н в том числе являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий н, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений н основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с н, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к н с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений н, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов н.

Органы местного самоуправления в силу ч.1 ст.4 Федерального закона №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений н» входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений н.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается стороной ответчика, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Администрации Тверской области от 14 марта 2008 года №55-па «О разработке региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда», постановлением Администрации муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» от 28 мая 2013 года №346 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» на 2013-2017 годы» (в редакции постановления Администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» по состоянию на 27.10.2015 №501).

Конечным результатом реализации Адресной программы является ликвидация аварийного жилищного фонда.

Согласно п.7 Адресной программы (таблица1) в рамках сбора и обобщения, систематизации информации об аварийных многоквартирных домах, подлежащих реконструкции, орган местного самоуправления обязан готовить документацию по проведению торгов на муниципальный заказ по сносу аварийных многоквартирных домов, а также документацию на проведение торгов на аренду реконструированных многоквартирных домов.

Указанные мероприятия согласно Адресной программе осуществляются за счет средств бюджета МО «Городское поселение -г.Осташков».

Исполнителем программы является администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков».

Решением Осташковской городской Думы №93 от 28.12.2017 года «О реорганизации Администрации Осташковского городского округа» реорганизована администрация Осташковского городского округа путем присоединения к ней администрации МО «Осташковский район», администрация МО «Городское поселение – г.Осташков» и администрация муниципальных образований сельских поселений Осташковского района.

Решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года утвержден Устав Осташковского городского округа.

Адресная программа реализована, жильцы многоквартирных домов, включенных в программу, расселены.

Многоквартирный дом №4 по ул.Орловой – Савиной г.Осташкова включен в Адресную программу.

Согласно фототаблице указанный многоквартирный дом расселен, в нем никто не проживает, меры по организации сноса дома администрацией не приняты, дом расположен в зоне плотной застройки, в непосредственной близости от жилых домов и иных деревянных строений. Доступ в строение свободный.

Из ответа №7123/02 от 27.12.2021 года Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области следует, что здание, расположенное по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4, не является объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не является выявленным объектом культурного наследия, а также объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.

Таким образом, в нарушение требований ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона №185-ФЗ, ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», администрацией городского округа, до настоящего времени не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4, а также его сносу.

04 февраля 2022 года Осташковской межрайонной прокуратурой в адрес главы Осташковского городского округа Титова А.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, безопасности зданий и сооружений, жилищного законодательства, в котором в том числе содержались требования о принятии мер по ограничению доступа в аварийный дом и организации сноса дома №4 по ул.Орловой-Савиной г.Осташкова.

Согласно ответу Администрации Осташковского городского округа №1396-12 от 02.03.2022 года администрацией принимаются меры по ограничению доступа граждан в аварийные дома, в том числе в дом №4 по ул.Орловой-Савиной в г.Осташков. В части требований по организации мер по сносу аварийного дома в письме сообщила, что в связи с ограниченностью доходной части бюджета, большим количеством решений суда, исполнение которых требует значительного объема финансирования, предусмотреть в бюджете денежные средства на исполнение всех решений суда не представляется возможным, из чего следует, что администрацией меры по ограничению доступа в расселенный дом и его сносе не приняты.

Таким образом, обязанность по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц в расселенный дом аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Орловой-Савиной д.4, а также по сносу указанного аварийного дома возложена в силу п.6ч.1 ст.9 Устава Осташковского городского округа, п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 ноября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на Администрацию Осташковского городского округа, как орган местного самоуправления.

Однако в нарушение требований законодательства Администрацией Осташковского городского округа не приняты исчерпывающие меры по ограничению доступа посторонних, в том числе закрытию дверных и оконных проемов, ограждению аварийного здания, а также по его сносу.

Отсутствие финансирования на проведение работ по ограничению доступа в расселенный дом, его снос не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанности для решения вопросов местного значения городского округа, поскольку приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете.

Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного значения полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.

Между тем, указанные факты негативно сказываются на реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в части обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека определены 12 национальных проектов.

Целями национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год.

При этом, находящиеся в частично разрушенном состоянии аварийные здания в отсутствии ограждения по периметру представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут разрушиться в любой момент, наличие свободного доступа в аварийные жилые здания не исключает возможности совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, свободно проникающих в здания, а также жизни и здоровью иных физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность городского поселения.

Опасность заключается и в том, что расселенные дома подвержены разрушению, в них могут происходить пожары, несчастные случаи, в том числе с н, которые могут находиться на территории.

Доказательств принятия уполномоченным органом с декабря 2021 года (момент внесения представления) до июля 2022 года исчерпывающих мер по сохранению объекта культурного наследия, в том числе закрытию дверных и оконных проемов, ограждения аварийного здания не представлено, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административного ответчика, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Срок для исполнения решения суда по выполнению работ по ограничению доступа в многоквартирный аварийный дом до 1 марта 2023 года, по сносу вышеуказанного дома до 1 сентября 2023 года суд признает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Срок обращения с административным иском в суд прокурором не пропущен.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа посторонних лиц в расселенный аварийный многоквартирный жилой дом, по сносу аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Орловой-Савиной, дом 4.

Возложить на Администрацию Осташковского городского округа, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа обязанность в срок до 1 марта 2023 года принять меры по ограничению (исключению) доступа посторонних лиц в расселенный аварийный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Орловой-Савиной, дом 4.

Возложить на Администрацию Осташковского городского округа, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа обязанность в срок до 1 сентября 2023 года снести расселенный аварийный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Орловой-Савиной, дом 4.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме – 3 августа 2022 года.

Судья Кокарева Н.А.

Дело №2а-369/2022