Дело №2а-36\2020
УИД 22RS0071-01-2020-000009-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21февраля 2020 года Яровской районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Кромма В.А.
С участием пом. Славгородского межрайонного прокурора Лавниченко И.Ю.
При секретаре Сулима В.О.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Токарева Александра Ивановича к администрации города Яровое о признании недействующим в части постановления администрации города Яровое Алтайского края со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Токарев А.И. обратился в суд с исковым заявлением в порядке административного судопроизводства в котором просил признать недействующим со дня принятия постановление администрации города Яровое Алтайского края от 11.01.2019 года №6 в части п.1.2. – как необоснованного по установлению размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений общежития по адресу гор.Яровое, ул.40 лет Октября, 6. Признать постановление администрации г.Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № 649, постановление администрации г.Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558 недействующими в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества общежития, поскольку в них вносились изменения постановлением от 11.01.2019 года.
В обоснование иска Токарев А.И. указал, что на основании договора найма жилого помещения № от 23.08.2013 года, заключенного с ответчиком является нанимателем жилой комнаты № размером 14,75 кв.м. расположенной в общежитии по адресу: <адрес>, единоличным собственником которой является администрация города Яровое.
Постановлением администрации г.Яровое от 11.01.2019 года №6 внесены изменения в постановление администрации города Яровое от 23.06.2016 №649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое» (в редакции постановления от 03.08.2016 №810) и постановление администрации города Яровое от 15.06.2017 №558, где ему как лицу, проживающему в жилом помещении специализированного жилищного фонда по указанному адресу, определили тариф на содержание жилого помещения в сумме 41,91 руб. за кв.м. с 01.07.2017 года по 30.06.2019 года. Согласно п.1.2 указанного постановления Приложение 1 было также изложено в новой редакции внесенной постановлением администрации города Яровое Алтайского края от 11.06.2019 года № 490, которым действия постановления №6 от 11.01.2019 года продлено до 31.12.2019 года.
Указанным постановлением от 11.01.2019 года №6 в п.1.1. был определен тариф на содержание жилого помещения в размере 41,91 руб. за кв.м., который истцу представляется необоснованным, так как ему длительное время ответчик отказывал в предоставлении информации об обоснованности тарифа, в связи чем, такой тариф следует признать необоснованным.
Истец считает названный тариф необоснованным по следующим основаниям. Общая жилая площадь муниципального помещения общежития на который рассчитывается оплата составляет 441 кв.м. Площадь земельного участка по указанному адресу составляет 1979 кв.м. Между тем, земельный участок относится к землям населенных пунктов, не находится в собственности администрации города Яровое, а потому администрация города Яровое не имела право заключать муниципальный контракт на обслуживание указанного земельного участка, тем самым полномочия УК «Яровое» по обслуживанию земельного участка не оформлены надлежащим образом.
Кроме того перечень услуг, которые наниматели жилых помещений должны оплачивать согласно постановлению, существенно отличаются от расчета услуг на 2018 год. Согласно приложению №2 к муниципальному контракту от 19.12.2017 года администрация города Яровое оплачивает ООО УК «Яровое» иные услуги, нежели указанные в постановлении от 11.01.2017 года, и даже в тех, которые совпадают, есть расхождения по характеру и объему работ и услуг.
В частности в состав расчета услуг на 2018 год для собственника включены расходы, которые не могут быть предъявлены для оплаты нанимателям жилых помещений по договору социального найма: прибыль в размере 10%, заработная плата сотрудников, единый социальный налог в размере 20,2%.
Сумма полного расчета составляет 354 126,42 рубля, площадь указана 436,36 кв.м., и за вычетом расходов, которые должны относиться только на собственника жилого помещения, но не нанимателя, общая сумма расходов по содержанию жилых помещений общежития составляют: 354 126,42 (общая сумма расходов собственника) – 2723,48 рублей (прибыль 10%) – 121851,41 рублей (заработная плата заведующей) – 69 147,24 рубля (заработная плата уборщицы) – 19 160 рублей (заработная плата дворника) – 20377,66 рублей (единый социальный налог 20%) = 110 866,63 рубля фактических расходов по содержанию и текущему ремонту здания общежития.
Между тем, как выяснилось по другому гражданскому делу, заведующая, уборщица, дворник являются штатными сотрудниками ООО УК «Яровое» и их субподрядчиков, то есть получают заработную плату из фондов заработной платы, и оплата их заработной платы не может в силу закона возлагаться на нанимателей жилого помещения.
Таким образом, на законных основаниях администрация города Яровое может представить к оплате только 110 866,63 рублей в 2018 году за весь год для всех собственников. В перерасчете на 1 кв.м. в месяц, сумма расходов по содержанию и текущему ремонту жилья составляет 110 866,63 рублей разделить на площадь 436,42 кв.м = 21,17 рублей за кв.м.
В первом полугодии 2019 года был заключен муниципальный контракт между администрацией города Яровое и ООО УК «Яровое» и согласно смете расходов работы за первое полугодие 2019 года также отличаются от тех, которые предъявляются ему к оплате по тарифу. Например, работы, предусмотренные п.7,8,9,10,11 Списка работ на первое полугодие 2019 года, фактически не проводились, их стоимость обозначена как 0 рублей, в то время как в постановлении администрации №6 он должен их оплачивать. В расчеты включена прибыль и заработная плата обслуживающего персонала, проверка огнетушителей, что также возможно возложить только на собственников, но не нанимателей.
Сумма контракта на первое полугодие обозначена в размере 233 378,90 рублей, из нее должна быть вычтена прибыль в сумме 13 215,90 рублей, проверка огнетушителей в сумме 780 рублей, заработная плата персонала в сумме 41030,41 рублей, услуги заведующей 54 990 рублей, услуги уборщицы 20 473,20 руб. услуги дворника (так как указанный персонал получает заработную плату из зарплатных фондов), а также замены внутренних водопроводов и стальных труб в сумме 42 031,53 рубля, так как замена коммуникаций в размере 100 м. относится к капитальному ремонту, а не текущему.
Итого расходов по содержанию и текущему ремонту общежития, которые фактически оказывались и могли быть предъявлены собственниками к оплате: 233 378 руб. – 13215,90 - 41030,41 – 54990 – 20 473,20 - 42031,53 = 60 857,86 рублей.
Исходя из площади в 436,36 кв.м. расчет оплаты за 1 кв.м. в месяц должен составить 60 857,86 рублей, разделить на площадь 436,36 кв.м и разделить на 6 месяцев первого полугодия 2019 года = 23,24 рубля за кв.м. в первом полугодии 2019 года.
С учетом же занимаемой площади в 14.75 кв.м, расчет за 6 месяцев 2019 года следующий: 23.24 руб. х 14.75 кв.м. х 6 мес. 2019 года = 2 056,74 рублей за первое полугодие 2019 года.
За второе полугодие 2019 года сумма муниципального контракта составляет 198 643,45 рублей, из данных сумм надлежит вычесть прибыль в сумме 10 050,94 рублей, заработную плату заведующей 41 030,41 рублей, заработную плату дворника 20 473,20 рублей, заработную плату уборщицы 54 990 рублей, итого фактически расходов по содержанию и текущему ремонту общежития составляет 72 098,90 рублей.
Расчет за 1 кв.м. в месяц должен составить: 72 098,90 рублей, разделить на 6 месяцев 2019 года и разделить на площадь в 436,36 кв.м = 27,53 рубля за 1 кв.м. занимаемой площади. Таким образом, наниматель должен нести оплату в сумме 27,53 руб. за 1 кв.м. х 14.75 кв.м. х 6 мес. = 2 437,11 руб. за второе полугодие 2019 года.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования в сторону увеличения, где дополнительно к ранее заявленным, просит суд определить тариф за указанные спорные периоды: за 2018 год – 15,43 руб. за 1 кв.м; первое полугодие 2019 года 12,25. руб. за кв.м; второе полугодие 2019 года 13,11 руб. за 1 кв.м..
В судебном заседании административный истец и его представитель Михно Ю.А. исковые требования поддержали и просят удовлетворить в полном объеме по указанным основаниям. Представитель истца считает, что обжалуемые постановления нарушают требования ст. 154 ЖК РФ, соответственно и права ее доверителя как пользователя комнатой общежития и плательщика платежей за содержание жилого помещения, по указанным выше основаниям, по необоснованному тарифу, указанному в обжалуемом постановлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании Лихачева А.Н. исковые требования не признала в полном объеме и показала.
Административный истец является нанимателем на правах социального найма комнаты общежития по адресу: <адрес>. Общежитие находится в собственности муниципального образования и состоит из комнат и мест общего пользования. Сама администрация не имеет возможности обслуживать общежитие и другого принадлежащего ей жилого фонда, а потому ежегодно объявляются электронные торги, по итогам которых заключаются муниципальные контакты с ООО УК «Яровое» на обслуживание зданий находящихся в муниципальной собственности, в том числе и на заявленное общежитие. По торгам объявляется вид работ по обслуживанию здания. Кроме ООО «УК Яровое» других претендентов нет и управляющая компания, которая является коммерческой организацией целью которой является получение прибыли, а также единственной в муниципальном образовании, предлагают свои экономические расчеты и предложения по объему выполняемых работ, при согласии с которыми заключается муниципальный контракт на обслуживание объекта, по всем указанным в контракте видам работ.
Контракты на выполнение работ могут заключаться как на год, так и на полугодие в зависимости от финансовых возможностей и предусматривать различные виды услуг.
Работы по поручению подрядчика выполняются субподрядчиками, к чему администрация отношения уже не имеет, так как касается взаимоотношений двух хозяйствующих субъектов.
Постановлением администрации муниципального образования г.Яровое устанавливается тариф по оплате нанимателями одного кв.м. обслуживаемой площади, исходя из занимаемой жилой площади, а также отдельно оплата за наем помещения, оплачивают коммунальные услуги отдельно.
Общежитие, где жилая площадь предоставлена по договору социального найма, являются заведомо убыточным для собственника, в связи с чем наниматели комнат оплачивают только те понесенные собственником затраты, работы по которым указаны в постановлении. Остальные затраты по другим видам работ указанных в муниципальном контракте, несет только собственник. Наниматель, не является собственником объекта недвижимости, а потому не имеет никакого отношения к заключаемым муниципальным контрактам на обслуживание здания. Все вопросы условий контракта, разрешаются между сторонами договора (контракта), т.е. собственником и подрядной организацией, в том числе по качеству и объему выполненных услуг и цене, которая формируется для подрядчика исходя из стандартных экономических показателей. При этом для заказчика нет разницы, какими силами и какими работниками, в том числе субподрядчиками, будут выполняться работы по муниципальному контракту.
Предоставленные административным истцом расчеты не имеют никакого отношения к обжалуемым постановлениям администрации города Яровое, носят произвольный характер и фактически выражают несогласие с ранее заключенными муниципальными контрактами по всем видам указанных там работ, их размерам и качеству, размерам оплаты работ, к чему не имеет никакого отношения.
Земельный участок под общежитием имеет размеры и кадастровый номер, относится к землям населенных пунктов, другого распорядителя кроме муниципального образования не имеет, а потому не имеет значение прошел регистрацию в Росреестре находящийся под домом земельный участок или нет.
Постановления администрации города Яровое от 23.06.2016 г.№649, от 15.06.2017 года №558 были предметом рассмотрения Яровского районного суда, по ним состоялись судебные решения от 19.06.2018 года и 19.12.2018 года, вступившие в законную силу, в том числе по видам указанных там работ и их оплате. Постановление администрации города Яровое от 11.01.2019 года являются идентичным по отношению к постановлениям, которые были предметом рассмотрения судов, за исключением устраненных недостатков указанных в решении суда, и уменьшением размера стоимости обслуживаемого кв.м., а потому заявленные постановления не могут быть вновь пересмотрены с другой переоценкой. Постановление от 11.01.2019 года, на день рассмотрения также отменено постановлением от 11.12.2019 года № 1013, которое распространяет свое действие с 01.02.2010 года. В иске просит отказать в полном объеме, как необоснованном.
Представитель третьего лица ООО УК «Яровое» Корехова М.И. в административном иске полагается на усмотрение суда, так как управляющая компания не имеет отношение к принятию названных постановлений и выполняет работы согласно заключенным муниципальным контрактам.
Заслушав стороны, третье лицо, свидетеля, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из содержания ч.6 ст.208 КАС РФ следует, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как следует из существа заявленных исковых требований административный истец оспаривает законность постановления администрации г.Яровое Алтайского края от 11.01.2019 года №6 «О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление Администрации города Яровое от 09.10.2018 года №971» в части установления размера платы на содержание общего имущества общежития по указанному им адресу, где проживает на условиях социального найма, и собственником которого является администрация города Яровое. Наравне с указанным постановлением истец оспаривает постановление администрации г.Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года №649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое» (в редакции от 03.08.2016 №810) и постановление 15.06.2017 №558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по ул.40 лет Октября, д.6», которые просит признать также недействующими, в той же части установления размера платы, поскольку в них вносились изменения постановлением от 11.01.2019 года.
В качестве оснований заявленного административного иска, истец ссылается на нарушение своих прав обжалуемыми постановлениями, которыми необоснованно завышен тариф на обслуживание жилого помещения ввиду включения в муниципальный контракт видов работ и услуг, а также неправильного расчета тарифа, возложение которых на нанимателя жилого помещения по договору социальной найма не предусмотрено жилищным законодательством, чем нарушаются его права, предусмотренные ст. 154 ЖК РФ, как плательщика по установленному тарифу, что влечет за собой незаконные взыскания с него завышенных платежей.
В качестве доказательства своей позиции в части необоснованности формирования тарифа по содержанию общего имущества общежития, где он проживает административный истец ссылается на муниципальные контракты за 2018, 2019 годы, заключенные между администрацией города Яровое и ООО УК «Яровое».
В качестве нарушения его прав, административный истец ссылается на поданный против него иск администрацией города Яровое мировому судье судебного участка города Яровое о взыскании задолженности за содержание жилого помещения по договору найма жилого помещения общежития в сумме 10 345,79 рублей, образовавшейся за период с 01.03.2018 года по 30.07.2019 года, по явно завышенным размерам платежа.
Как следует из запрошенного судом определения мирового судьи судебного участка города Яровое от 21.01.2020 года гражданское дело по указанному иску приостановлено в связи с обжалованием ответчиком постановлений администрации города Яровое, регулирующих размеры оплаты (л.д. 227)
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения). Жилые помещения в общежитиях в силу ч. 3 ст. 19 и ст. 92 ЖК РФ относятся к специализированному жилищному фонду, входящему в состав государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Виды коммунальных услуг, подлежащих оплате, порядок определения размера платы за жилое помещение установлены нормами Жилищного Кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2, 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения и устанавливаются органами местного самоуправления.
Согласно представленным суду сведениям здание по адресу: г.Яровое, ул.40 лет Октября, д.6, - находится в муниципальной собственности городского округа город Яровое Алтайского края. На основании решения Совета народных депутатов от 06.08.1993 № 41, Постановлением Администрации города Яровое от 22.04.2009 № 255 жилые помещения в указанном здании отнесены к жилым помещениям в общежитии (т.1 л.д.45)
23.08.2013 между администрацией города и Токаревым А.И. заключен договор № найма жилого помещения в общежитии. По условиям договора Токареву А.И. во владение и пользование для временного проживания передано жилое помещение – № площадью 14,75 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, также обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (т.1 л.д.176-178).
Обслуживание здания общежития осуществляется на основании ежегодных или полугодовых муниципальных контрактов, заключенных между Администрацией <адрес> и ООО «УК Яровое», сроком на весь последующий год или на полугодие. ( т.1 л.д.203-222)
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016 № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое» размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по адресу: г.Яровое, ул.40 лет Октября, д.6, - установлен в размере 43,35 руб. м2 (приложение 1). Указанным постановлением отменено постановление от 07.07.2015 №580. Постановление вступило в силу с момента опубликования. Опубликовано в газете «Яровские вести» № 26 от 30.06.2016. (л.60-63)
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 03.08.2016 №810 «О внесении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016г. № 649» внесены изменения в указанное постановление в части даты вступления в действие и размера платы за содержание жилого помещения 43,35 руб./м2 для нанимателей жилых помещений по адресу: г.Яровое, ул.40 лет Октября, д.6; указанный размер действует для них с 01.08.2015. Постановление официально опубликовано в газете «Яровские вести» № 32 от 11.08.2016. (т.1 л.60-63)
Постановлением Администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д.6» плата за содержание жилых помещений утверждена в размере 43,99 руб./кв.м. Постановлением отменено постановление 23.06.2016 № 649. Постановление вступило в силу с 01.07.2017. Приложением 1 к постановлению является Размер платы за содержание, руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц с 01.07.2017 по 30.06.2018. Постановление официально опубликовано в газете «Яровский вести» № 25 от 22.06.2017 (т.1 л.д.46-48)
Постановлением администрации города Яровое Алтайского края от 11.01.2019 года №6 «О внесении изменений в постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018 №971», внесены изменения в п.1 постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по ул.40 лет Октября,6 ( в редакции от 09.10.2018 №971), слово в размере 43,99 руб. кв.м. (приложение 1) заменить на слово « в размере 41,91 руб. кв.м. (приложение 1) в новой редакции)».Приложение 1 изложено в новой редакции с перечнем работ, обосновывающих размер платы за содержание жилого помещения, в состав которых входит: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыши) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов: плановые (весной и осенью) и внеплановые осмотры с составлением актов, подготовка планов работ, контроль за исполнением. Составление дефектных ведомостей. Ведение и хранение технической документации; текущий ремонт строительных конструкций; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; обследование общего состояния вентиляции (с опусканием груза при наличии возможности) и определения тяги с составлением акта обследования; техническое обслуживание систем водоснабжения, водоотведения и отопления в отопительный период; техническое обслуживание систем водоснабжения, водоотведения и отопления в летний период; проведение промывки системы отопления; проведения подготовки ТУ к отопительному периоду (ревизия задвижек и элеваторного узла с прочисткой сопла, проверка манометров; отключение (подключение) систем внутридомовых коммуникаций; текущий ремонт систем водоснабжения, водоотведения, отопления; техническое обслуживание и текущий ремонт систем электроснабжения; Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме: сухая и влажная уборка тамбуров, коридоров, лестничных площадок и маршей; обслуживание придомовой территории; обеспечение устранения аварийных ситуаций и локализация аварий в соответствии с установленными законом предельными сроками, прием звонков населения; работы по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Размер платы за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц 41,91 рублей с 01.07.2017 по 30.06.2019 года.
Указанным постановлением признан утратившим силу п.2 постановления Администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018 №971 «О внесении изменений в постановление администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016 №649, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558. С 01.01.2019 года исключить строку 13 «вывоз бытовых отходов» в сумме 1,58 рублей м.кв., сумму в сроке «ИТОГО» заменить на сумму 40,33 руб. кв.м. Постановление официально опубликовано в газете «Яровский вести» от 17.01.2019 ( т.1 л.д.65-67,264)
Решением Яровского районного суда Алтайского края от 19.06.2018 года по административному иску Токарева А.А. к Администрации гор.Яровое Алтайского края о признании недействующими постановление администрации города Яровое Алтайского края об установлении платы за содержание жилого помещения, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В указанном иске Токарев А.И. оспаривал постановления администрации города Яровое от 07.07.2015 № 580 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое» в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Яровое, дом № 6, -, а именно, оспаривал приложение 1, порядковый № 3, которое просил отменить; Постановление администрации города Яровое от 23.06.2016 № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое» (в редакции постановления от 03.08.2016 № 810), Постановление администрации города Яровое от 15.06.2017 № 558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по улице 40 лет Октября, д.6», в части включения в указанные постановления видов работ связанных с содержанием общежития и включения их в тариф на содержание многоквартирного дома. Просил признать незаконными и отменить со дня их принятия.
Определением апелляционной инстанции Алтайского краевого суда от 19.09.2018 года по административному иску Токарева А.И. к Администрации гор.Яровое Алтайского края, исключены отдельные виды работ и их оплата, в остальной части решение суда оставлено без изменения
Решением Яровского районного суда от 19.12.2018 года исковые требования Токарева А.И. к администрации города Яровое о признании недействующим со дня принятие тех же постановлений администрации города Яровое Алтайского края, удовлетворены частично, только в части несоответствия вновь принятого решения, вышеизложенному судебному решению суда.
С учетом ранее принятых судебных решений, первоначальным судебным решением (с учетом апелляционного определения) исключены только отдельные виды работ, содержащиеся в обжалуемых постановлениях администрации города Яровое, выполнение которых нельзя отнести к содержанию имущества многоквартирного дома и взимания за указанные работы платы. В остальной части решение суда оставлено без изменения, то есть, подтверждена законность включенных в постановление видов работ (кроме исключенных), а также законность взимаемой за указанные виды работ платы.
Решением Яровского районного суда от 19.12.2018 года, фактически устранено несоответствие вновь изданного постановления от 09.10.2018 года №971 решению Яровского районного суда от 19.06.2018 года (с учетом определения апелляционной инстанции от 19.09.2018).
Вышеназванными судебными решениями подтверждена законность перечня и вида работ по содержанию общежития, расположенного по адресу гор.Яровое, ул.40 лет Октября,6, а также взимаемая за эти работы плата, как законно установленная администрацией города Яровое в соответствии со своими полномочиями. Указанные виды работ и их оплата отражены в постановлении администрации города Яровое от 11.01.2019 года №6.
В связи с изложенным, изданное постановление администрации города Яровое от 11.01.2019 года №6, не может быть пересмотрено по настоящему иску, в части указанных там видов работ и права собственника взимать установленную за них плату, так как иное связано с переоценкой вступивших в законную силу решений судов.
В настоящем иске административный истец ставит под сомнение законность установленного в обжалуемых постановлениях размера тарифа, взимаемого административным ответчиком на содержание общего имущества общежития, в котором он пользуется комнатой на правах социального найма, размер которого не был предметом рассмотрения прежними судебными решениями.
По своему содержанию обжалуемое постановление администрации города Яровое Алтайского края от 11.06.2019 года №6 «О несении изменений в постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018№971», по своему содержанию является нормативным актом, изданным во исполнения решения Яровского районного суда Алтайского края от 19.12.2018 года, которое административный истец по мнению суда вправе обжаловать лишь в той части, в какой не направлено на переоценку ранее вынесенных решений судов, т.е. только в части размера тарифа.
Постановление Администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016 №649 (в редакции от 03.08.2016 №810) «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое», а также постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 г.№558, на момент обращения административного истца в суд утратили силу с изданием постановления от 11.01.2019 года №6 «О внесении изменений в постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018 №971».
Изложенные в постановлении администрации города Яровое от 01.11.2019 года №6 положения, распространяют свои правоотношения, в том числе на прежние годы с 01.07.2017, за исключением одного вида работ, который исключен с 01.01.2019 года (вывоз бытовых отходов), с учетом которого скорректирован и тариф.
Постановлением администрации города Яровое от 11.12.2019 года №1013 «Об утверждении платы за содержание специализированного жилищного фонда общежития по ул.40 лет Октября, д.6», п.1 утверждена плата за содержание указанного общежития для нанимателей в размере 55,84 рубля кв.м., а п.2 утратили силу все ранее принятые постановления от 23.06.2016№649, от 03.08.2016 №810, от 15.06.2017 №558, от 09.10.2018 №971, от 11.01.2019 №6, от 11.96.2019. Вступило в законную силу с 01.02.2020 года. (Опубликовано в газете «Яровские вести» 16.01.2020). (т.1 л.д.259-261,263)
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Системный анализ положений пункта 3 части 1 статьи 128, части 2 статьи 194, части 11 статьи 213 и пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ в их взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что оспариванию не подлежит недействующий нормативный правовой акт (утративший силу, отмененный, пересмотренный), который перестал регулировать спорные правоотношения и затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы.
Кроме того, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами (определения от 12 мая 2005 года N 244-О, от 22 марта 2011 года N 347-О-О, от 24 декабря 2013 года N 1979-О и др.).
В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Обжалуемое административным истцом постановление администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016 № 649 (в редакции от 03.08.2016 №810), а также постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 г.№558, на момент обращения административного истца в суд утратили силу с изданием постановления от 11.01.2019 года №6, а потому перестали затрагивать права административного истца, о чем свидетельствует и тот факт, что задолженность по иску поданного в порядке гражданского судопроизводства мировому судье судебного участка города Яровое о взыскании с Токарева А.И. задолженности за указанные там периоды, рассчитана исходя из тарифа указанного в постановлении администрации города Яровое от 01.11.2019 №6.
Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие прекращению производства по административному делу в части рассмотрения законности применения постановления администрации города Яровое Алтайского края от 23.06.2016 № 649 (в редакции от 03.08.2016 №810), а также постановления администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 г.№558, отсутствуют, а потому в указанной части по обжалованию указанных постановлений, производство по делу подлежит прекращению.
В части оспаривания административным истцом обоснованности начисления размера платы за содержание жилого помещения по адресу: гор.Яровое, ул.40 лет Октября, 6, установленной постановлением администрации города Яровое от 11.01.2019 года, подлежит рассмотрению судом, так как затрагивают права административного истца за периоды оспариваемой им задолженности 2018-2019 годы.
Рассматривая доводы административного истца и его представителя в части законности установленного в постановлении от 11.01.2019 №6 размера платы за содержание жилого помещения, суд исходит из следующего.
Обязанность нанимателя жилого помещения по договору социальной найма производить оплату, в том числе начисляемую за содержание и ремонт жилого помещения исходя из занимаемой общей площади, устанавливается органами местного самоуправления, что прямо предусмотрено ст. ст. 154,156 ЖК РФ, в связи с чем, установление такой платы административным ответчиком, не является нарушением прав административного истца, как прямо предусмотренной законом.
Допрошенный в качестве свидетеля гл. специалист отдела ЖКХ Администрации города Яровое ФИО7 показала, что в ее обязанности входят проведение расчетов по начислению платы за содержание жилых помещений муниципальной собственности, в том числе по содержанию общежития принадлежащего администрации города Яровое расположенного по ул.40 лет Октября, 6. Так как сама администрация не занимается обслуживанием жилых зданий, то объявляются электронные торги, участником которых является ООО «УК Яровое» которое представляет свои предложения по расчетам оплаты работ указанных в перечне электронных торгов, т.е. цену контракта. Размер таких расчетов обосновывается затратностью подрядчика на тот или иной вид работ, куда входят все экономические показатели, как заработная плата, налоги, коэффициенты, прибыль и т.д., что прямо предусмотрено методиками и положениями. Она, как специалист, проверяет все расчеты, формируется цена контракта, который заключается на все виды необходимых работ по содержанию общежития. При этом ООО «УК Яровое» все вопросы оплаты работ с субподрядчиками решает самостоятельно. Выполнение работ контролируется актами приемки выполненных работ между участниками контракта.
Администрация города Яровое на очередной год принимает постановление об установлении платы за содержание указанного общежития, где устанавливается тариф за 1 кв.м. занимаемой площади, подлежащий взиманию с нанимателей, но в оплату которого включаются лишь отдельные виды работ, указанные в постановлении. Все остальные виды работ и услуг указанные в контракте относятся за счет собственника, т.е. администрации города Яровое в связи с чем, цена контракта значительно выше, чем оплата, взимаемая с нанимателей комнат общежития. К заключенному контракта и формированию тарифа наниматели комнат общежития не имеют никакого отношения. Контракты заключаются как на очередной год, так и на полугодие и если вид работ не выполнялся в первом полугодии, то выполнялся во втором.
Ознакомлена с исковыми требованиями и расчетами представленными административным истцом, по которым может сказать, что тот кто их составлял, не имеет понятие из чего формируются тарифы и какие экономические показатели необходимо в них включать. Что касается расчета тарифа указанного в постановлении от 11.01.2019 №6, то указанный тариф по видам работ подтвержден представленными расчетами, из которых видно, какова общая цена контракта и из каких видов работ состоит. При этом нанимателем для оплаты включены только затраты по видам работ указанных в постановлении администрации. Административный истец представил расчет по всем видам работ, которые не имеют отношения к формированию тарифа для нанимателя, в том числе содержание заведующей, проверка огнетушителей и т.д.
Административный истец многократно подавал жалобы в прокуратуру, жилищную инспекцию. По жалобам неоднократно проверялись тарифы и их обоснованность, нарушений не выявлено. Однако привело к тому, что уже несколько лет тарифы на содержание общежития не поднимались.
В судебном заседании административный истец и его представитель не смогли сформулировать суду какие именно права административного истца нарушены постановлением от 11.01.2019 №6, кроме ссылок на отказ администрации выдать мотивированные расчеты по формированию тарифа, что ставит под сомнение его обоснованность, а также несогласие с объемом и качеством выполненных работ по муниципальному контракту, на что указано в исковом заявлении.
Между тем, административным ответчиком предоставлен в суд обоснованный расчет, который включает в себя весь комплекс необходимых работ связанных с содержанием общего имущества здания общежития, в том числе выполнения работ, которые не входят в перечень указанных в оспариваемом постановлении администрации города Яровое от 01.11.2019 года, выполнение которых не влияет на формирование тарифа, предъявляемого к оплате нанимателям жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные затраты собственника на содержание общежития обусловлены необходимостью, что является правом собственника и относятся на убытки последнего.
Доводы административного истца, что не согласен с видом и объемом работ, указанных в муниципальном контракте, а также порядком формирования цены контракта, суд находит несостоятельными.
Как ранее указывалось, административный истец не является собственником жилого помещения занимаемой им комнаты в общежитии, где проживает на условиях социального найма. Участие нанимателя жилого помещения на правах социального найма в заключении муниципальных контрактах, а также согласование с нанимателем условий такого контракта и его цены, не предусмотрено. Не предусмотрены такие права и другими нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в жилищной сфере, в том числе ст. 154 ЖК РФ, на нарушение которой ссылается административный истец и его представитель.
Также суд находит несостоятельными доводы административного истца и его представителя, что собственник общежития, не оформил надлежащим образом право собственности на земельный участок, однако включил уборку придомовой территории в тариф.
Как установлено в судебном заседании общежитие по указанному адресу находится на земельном участке площадью 1979 кв.м., имеет кадастровый номер, имеет статус земель населенных пунктов, которыми распоряжается муниципальное образование, а потому не имеет значение регистрация права собственности в органах Росреестра со стороны муниципального образования. Такой вид работ, как обслуживание придомовой территории, общего имущества, был предметом рассмотрения суда о чем имеется судебное решение от 19.06.2018 года, включение таких работ признано законным, и не подлежит переоценке.
Доводы представителя административного истца, основаны на логике, согласно которой выполнение работ штатными сотрудниками ООО «УК Яровое» или субподрядных организаций должны носить безвозмездный характер, так как получают заработную плату из фонда заработной платы своих организаций, а потому начисление заработной платы, прибыли, налогов на выполняемые ими работы не предусмотрено ст.154 ЖК РФ. Подобные доводы суд относит на непонимание административным истцом и его представителем самой сути экономических расчетов, на что обоснованно указал представитель административного ответчика и свидетель, так как весь перечень работ, включая и перечисленные в обжалуемом постановлении выполняются штатными работниками ООО «УК Яровое» или работниками подрядных организаций, которые по той же логике представителя административного истца должны выполняться на безвозмездной основе, между тем фонд заработной платы работников формируется из платежей заказчика работ с учетом всех экономических показателей.
При этом необходимо учесть, что постановлением администрации города Яровое от 11.01.2019 №6 предусмотрен только перечень работ и вопреки доводам административного истца и его представителя, для заказчика не имеет значение, какими силами и средствами данные работы будут выполняться подрядной организацией, штатными техничками, дворниками, слесарями или лицами других профессий, в том числе субподрядными организациями.
Включение административным истцом в представленные им расчеты перечня контрактных работ, которые по его мнению не включены в обжалуемое постановление от 11.01.2019 года №6, носит произвольный характер и не имеют отношение к рассматриваемому административному иску.
Также не имеет отношение к рассматриваемому иску и суждение представителя административного истца по оценке им условий и объема выполняемых работ и их качества согласно муниципальному контракту, к которому административный истец не имеет отношение, так как не является стороной контракта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации города Яровое от 11.01.2019 №6 в части п.1.2.(приложения), которыми установлены для нанимателя специализированного жилого помещения общежития муниципального жилищного фонда по адресу гор.Яровое, ул.40 лет Октября,6 - плата за содержание жилого помещения - общежития расположенного по адресу ул.40 лет Октября, 6, города Яровое, не противоречит ст. 154,156 ЖК РФ или иным федеральным законам имеющими большую юридическую силу, а потому не нарушает прав административного истца в указанной части.
Установление судом иных тарифов, чем указанных в обжалуемом постановление от 11.01.2019 №6 не может быть пересмотрено судом.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования о признании недействующим со дня принятия постановление администрации города Яровое от 11.01.2019 №6 ««О внесении изменений в постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018 №971», в части п.1.2. – по установлению размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений общежития по адресу гор.Яровое, ул.40 лет Октября,6, надлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
По заявленным исковым требованиям о признании недействующими в части постановление администрации г.Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № 649, постановление администрации г.Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, производство прекратить.
В удовлетворении административного иска о признании недействующим со дня принятия постановление администрации города Яровое Алтайского края от 11.01.2019 года №6 «О внесении изменений в постановление администрации города Яровое Алтайского края от 15.06.2017 №558, постановление администрации города Яровое Алтайского края от 09.10.2018 №971», в части п.1.2. – по установлению размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилых помещений общежития по адресу гор.Яровое, ул.40 лет Октября,6, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда в течении месяца, со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена 26 февраля 2020 года.
Председательствующий В.А. Кромм