ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-36/2017 от 20.02.2017 Крымского гарнизонного военного суда (Республика Крым)

Решение

Именем Российской Федерации

20 февраля 2017 г. г. Симферополь

Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего
Котова П.Н., при секретаре судебного заседания Маннанове Р.Р., с участием административного истца Шкурата А.В., рассмотрев административное дело № 2а-36/2017 по административному исковому заявлению <данные изъяты><данные изъяты> Шкурата ФИО6 обоспаривании бездействия начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, выразившегося в невыплате жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения,

установил:

Шкурат А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением,
в котором просит признать незаконным бездействие начальника 1 отдела (г.Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – Управление), выразившееся в необеспечении его субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, обязав данное должностное лицо выплатить ему указанную субсидию.

В обоснование своих требований Шкурат А.В. в поданном административном исковом заявлении указал, что он проходит военную службу в военной прокуратуре - войсковая часть 32012 в должности заместителя военного прокурора гарнизона. Первый контракт о прохождении военной службы в офицерском звании заключил
с Министерством обороны Российской Федерации после 1 января 1998 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет. Очередной контракт
о прохождении военной службы сроком на 1 год заключил 23 июня 2016 г. Решением начальника Управления № 665/сев от 26 декабря 2016 г. он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с 16 ноября 2016 г., как военнослужащий, назначенный на воинскую должность после профессионального образования
и получения офицерского звания в 2001 году, а также продолжительностью военной службы более 20 лет. В качестве формы обеспечения жильем он избрал жилищную субсидию. Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации жилищной субсидией он должен был быть обеспеченным до 1 января
2017 г., однако до настоящего времени денежные средства на его банковский счет не перечислены и не представлено уведомление о принятии обязательств о выплате жилищной субсидии.

В суде административный истец требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. Кроме того указал, что иной механизм реализации его жилищных прав, в том числе через органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрен.

В возражениях представитель ответчика требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование своих доводов она указала, что истец состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с 16 ноября 2016 г. составом семьи 2 человека
в избранном месте жительства – г. Севастополь. На основании заявления истца от
29 декабря 2016 г. форма его обеспечения жильем была изменена, путем предоставления жилищной субсидии. Принимая во внимание, что жилищная субсидия подлежит предоставлению в порядке очередности, исходя из выделенных лимитов бюджетных обязательств, начальником Управления не допущено каких-либо действий (бездействия) нарушающих права и свободы истца.

Заслушав пояснения истца и исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования Шкурата А.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств установлены следующие обстоятельства.

1 августа 1997 г. Шкурат заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в Военно-учебном заведении и 5 лет после его окончания.

В дальнейшем административный истец проходил военную службу на различных воинских должностях в органах военной прокуратуры.

Новый контракт о прохождении военной службы сроком на 1 (один) год заключен с 23 июня 2016 г. по 23 июня 2017 г.

В настоящее время Шкурат является заместителем военного прокурора-войсковая часть 32012 военной прокуратуры Черноморского флота. При этом общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении по состоянию на 1 ноября 2016 г. составляет 20 лет 3 месяца.

В ноябре 2016 года Шкурат обратился в Управление с заявлением о принятии его (составом семьи 2 человека) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по месту прохождения военной службы.

Решением начальника Управления от 26 декабря 2016 г. истец принят
с16 ноября того же года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по месту прохождения военной службы в г. Севастополе составом семьи 2человека.

29 декабря 2016 года истец представил в жилищный орган заявление об изменении формы обеспечения жильем на жилищную субсидию. С учетом волеизъявления истца форма обеспечения его жилым помещением изменена на жилищную субсидию.

Данные обстоятельства подтверждаются: выпиской из послужного списка истца, выпиской из приказа и.о. военного прокурора Черноморского флота от 26 января
2015 год № 1/лс, копией контракта о прохождении военной службы от 23 июня
2016 года, копией приказа военного прокурора-войсковая часть 32012 от 9 февраля 2015 г. № 27, справками от 16ноября 2016 г. № 7/64-к/181, № 7/64-к/183, № 7/64-к/182, справкой от 15.11.2016 № 3035, справкой от 16 апреля 2015 г. № 1095, справкой
от 7 июня 2001 г. № 533/ж, заявлением истца о перечислении жилищной субсидии от 29 декабря 2016 г., заявлением истца от 29 декабря 2016 г., решением начальника
Управления от 26 декабря 2016 г. № 665/сев, заявлением истца от16 ноября 2016 г.
о принятии на жилищный учет, справкой от 12 декабря 2016 г. № 152.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений
в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Аналогичный подход сформулирован в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 г. № 1280. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом МО РФ от 21 июля 2014 г. № 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из вышеизложенного следует, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 17 февраля 2017 г.
в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений состоит 723 человека, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией, с датой постановки на учет с декабря 2010 года.

Таким образом, перед административным истцом значится 723 человека, претендующих на получение жилищной субсидии, право на получение которой у них возникло ранее, чем у Шкурата А.В., и по отношению к которым истец каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне очереди не имеет, а в силу
ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Вопреки позиции истца, согласно п. 5 Порядка предоставления жилищной субсидии военнослужащим, утвержденного приказом МО РФ от 21 июля 2014 г.
№ 510, одним из условий для принятия в установленный срок решения
о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным
с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Таким образом, в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее истца, следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для признания незаконным бездействия ответчика, выразившееся в невыплате Шкурату А.В. жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем требования административного истца суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 103, 111, 175 - 180 и 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении заявления Шкурата ФИО7 об оспаривании бездействия начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, выразившегося
в невыплате жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд, через Крымский гарнизонный военный суд,
в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий П.Н. Котов