Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Чумакова В.С., при секретаре судебного заседания Масловой А.С., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-36/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 000, ФИО1 об оспаривании решений начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», которыми ему частично отказано в возмещении расходов по найму жилых помещений,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, сославшись на то, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 000 и на основании указаний вышестоящего командования и приказов командира названной воинской части от 3 августа 2020 года № №, от 17 августа 2020 года № №, от 23 сентября 2020 года № в период с 3 по 17 августа 2020 года, с 18 августа по 4 сентября 2020 года и с 29 сентября по 24 октября 2020 года находился в служебных командировках в войсковой части 0000 восковой части 00000, войсковой части 000000 для выполнения специальных заданий.
По прибытии из командировок им в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Ивановской области»), были представлены документы, подтверждающие понесенные им командировочные расходы. Вместе с тем, начальником Управления были приняты решения: о частичном возмещении понесенных им расходов по найму жилых помещений в период нахождения в командировке в войсковой части 0000 на сумму 26 000 рублей (исходя из оплаты на проживание не более чем 2 000 рублей в сутки) и об отказе в возмещении названных расходов в оставшемся размере 6 500 рублей ввиду отсутствия решения Главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации о возмещении затрат в большем размере; о частичном возмещении понесенных им расходов по найму жилых помещений в период нахождения в командировке в войсковой части 00000 на сумму 34 000 рублей (исходя из оплаты на проживание не более чем 2 000 рублей в сутки) и об отказе в возмещении названных расходов в оставшемся размере 5 100 рублей ввиду отсутствия решения Главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации о возмещении затрат в большем размере, а также о возмещении понесенных им расходов по найму жилых помещений при нахождении в командировке в войсковой части 0000000 в сумме 7 200 рублей и об отказе в возмещении таковых, понесенных в период с 3 по 23 октября 2020 года при нахождении в командировке в войсковой части 000000 в сумме 50 000 рублей и с 23 по 24 октября 2020 года в войсковой части 00000000 в сумме 1 800 рублей, а всего на общую сумму 51 800 рублей, в связи с тем, что аэродромы «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» не входят в Перечень населенных пунктов, где регулярно осуществляются посадки воздушных судов военно-транспортной авиации, а размещение летного состава на фондах Министерства обороны Российской Федерации не представляется возможным.
Полагая, что его право на возмещение командировочных расходов в полном объеме нарушено, ФИО1, с учетом уточнений, просил суд:
- признать незаконным решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 10 сентября 2020 года (исх. №) в части отказа в возмещении ему в полном объеме расходов по найму жилых помещений с 03 по 17 августа 2020 года в период исполнения обязанностей военной службы в войсковой части 0000
- признать незаконным решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 29 декабря 2020 года (исх. № №) в части отказа в возмещении ему в полном объеме расходов по найму жилых помещений с 18 августа по 04 сентября 2020 года в период исполнения обязанностей военной службы в войсковой части 00000
- признать незаконным решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 29 декабря 2020 года (исх. №) в части отказа в возмещении ему в полном объеме расходов по найму жилых помещений с 3 по 23 октября 2020 года в период исполнения обязанностей военной службы в войсковой части 000000 и с 23 по 24 октября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 00000000
- взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в его пользу расходы, связанные с наймом жилых помещений в период исполнения служебных обязанностей:
- с 03 по 17 августа 2020 года в войсковой части 0000 в сумме 6 500 рублей;
- с 18 августа по 04 сентября 2020 года в войсковой части 00000 в сумме 5 100 рублей;
- с 03 по 23 октября 2020 года в войсковой части 000000 в сумме 50 000 рублей;
- с 23 по 24 октября 2020 года в войсковой части 00000000 в сумме 1 800 рублей;
- а также судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей при подаче заявления в суд, а всего на денежные средства общую сумму 63 700 рублей.
В судебном заседании ФИО1 в полном объеме поддержал заявленные требования, и настаивал на их удовлетворении. При этом, административный истец подтвердил факт нахождения в период с 3 по 17 августа 2020 года в войсковой части 0000 дислоцированной в <адрес>, с целью выполнения полетов на аэродроме «<данные изъяты>», факт нахождения в период с 18 августа по 04 сентября 2020 года в войсковой части 00000, с целью выполнения полетов на аэродроме «<данные изъяты>» в рамках подготовки команды объединения к открытому чемпионату авиационных спасателей ВКС, факт направления 29 сентября в войсковую часть 000000 дислоцированную в <адрес>, в целях участия в учебно-методическом сборе авиационных спасателей на аэродроме «<данные изъяты>», по пути в которую он с 29 сентября по 3 октября 2020 года находился на промежуточном аэродроме <данные изъяты>), а на обратном пути – с 23 по 24 октября 2020 года на аэродроме «<данные изъяты> При этом, ФИО1 обратил внимание суда на то, что при нахождении в г. <адрес> в течение одних суток проживал в гостевом доме «<данные изъяты>» в однокомнатном одноместном номере. Как пояснил ФИО1, по возвращении из вышеуказанных командировок на имя командира войсковой части 000 им были поданы соответствующие рапорта (от 18 августа, 21 сентября и 20 ноября 2020 года) об оплате расходов, понесенных при нахождении в них, на основании которых были изданы соответствующие приказы о возмещении этих затрат, которые уже вместе с оправдательными документами были представлены административному ответчику в сентябре и в декабре 2020 года. При этом, что касается оспариваемого решения от 10 сентября 2020 года (исх. № №) по командировке в войсковую часть 0000 то о принятии такового ему было доведено лишь в середине декабря 2020 года, в связи с чем, срок на его обжалование он не пропустил.
Начальник ФКУ «УФО МО РФ по Ивановской области», должным образом уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыл, своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие. При этом в направленных в суд письменных возражениях требования ФИО1 не признал, указав на то, что Порядком работы должностных лиц по организации выплаты летному составу причитающихся денежных средств при выполнении полетов на внебазовых аэродромах и невозможности обеспечения их безвозмездного проживания на фондах МО РФ, утвержденным 23 ноября 2019 года Главнокомандующим Воздушно-космическими силами Российской Федерации (далее – Порядок работы по организации выплат летному составу), в исключительных случая, при невозможности безвозмездного размещения на фондах МО РФ, летному составу разрешается проживать за плату в гостиницах, расположенных в близлежащих населенных пунктах, определенных в Перечне населенных пунктов, где регулярно осуществляются промежуточные посадки воздушных судов военно-транспортной и транспортной авиации, а размещение летного состава на фондах МО РФ не представляется возможным, утвержденном Врио главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации 11 апреля 2019 года (далее – Перечень от 11 апреля 2019 года), а также в Перечне (дополнительном) населенных пунктов, где регулярно осуществляются промежуточные посадки воздушных судов военно-транспортной и транспортной авиации, а размещение летного состава на фондах МО РФ не представляется возможным, утвержденном главнокомандующим Воздушно-космическими силами Российской Федерации 7 сентября 2019 года (далее – Дополнительный перечень), с последующим возмещением произведенных расходов. Вместе с тем, как указал начальник Управления, из представленных истцом документов усматривается, что ФИО1 при исполнении обязанностей военной службы находился, в том числе на аэродромах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», которые не входят в вышеуказанные перечени, а потому ему обоснованно было отказано в возмещении расходов на проживание в период нахождения на названных аэродромах в сумме 1 800 рублей и 50 000 рублей соответственно. Что касается понесенных ФИО1 расходов на проживание в гостиницах (отелях) в период нахождения на аэродромах «<данные изъяты>», входящих в вышеуказанные перечни, то они были правомерно возмещены административному истцу с учетом предельного размера возмещения таковых на одного военнослужащего в сутки в иных населенных пунктах (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 1 млн. человек, столиц республик, краев, областных центров), то есть в размере 2 000 рублей, установленном решением главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации от 28 августа 2019 года № №, в связи с чем, в возмещении оставшейся части названных расходов на сумму 6 500 рублей и 5 100 рублей, превышающих установленный размер, было обоснованно отказано. Кроме того, административный ответчик сослался на пропуск ФИО1 предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) срока на обращение в суд с требованием об оспаривании решения начальника ФКУ «УФО МО РФ по Ивановской области» от 10 сентября 2020 года (исх. № №), которое было направлено в этот же день в адрес командира войсковой части 41520.
Исследуя вопрос о пропуске ФИО1 трехмесячного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, в части оспаривания решения административного ответчика от 10 сентября 2020 года (исх. №), суд исходит из следующего.
Согласно требованиям частей 1, 5, 6 и 7 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.
Исследованием сообщения юрисконсульта войсковой части 000 от 23 марта 2021 года № № установлено, что вышеуказанное решение поступило в адрес названную часть 11 сентября 2020 года.
Как видно из сообщения командира войсковой части 000 от 2 апреля 2021 года № № вышеуказанное решение было доведено до административного истца 15 декабря 2020 года.
С учетом вышеизложенного, а также показаний ФИО1 о доведении до него вышеуказанного решения в середине декабря 2020 года, суд приходит к выводу, что о принятии вышеуказанного решения ему, а, следовательно, и о нарушении тем самым, по мнению административного истца, имеющегося у него права на возмещение понесенных расходов в полном объеме, ему стало известно 15 декабря 2020 года.
Из надписей на мастичном штампе следует, что ФИО1 обратился в Ивановский гарнизонный военный суд с настоящим административным иском, в том числе, с требованием о признании незаконным решения административного ответчика от 10 сентября 2020 года (исх. № №), 25 января 2021 года.
Таким образом, прихожу к выводу, что процессуальный срок на обращение ФИО1 с вышеуказанным требованием в суд пропущен не был и о несостоятельности довода административного ответчика об обратном.
Исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Оплата служебных командировок военнослужащих регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 года № 727 (далее – Порядок).
Согласно пункту 134 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, по месту прохождения военной службы производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» установлено, что возмещение расходов военнослужащим по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, осуществляется за счет федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, – не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
Согласно пункту 73 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации (далее – Федеральные авиационные правила), утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2004 года № 275, для отдыха летного состава должны быть предоставлены профилактории или специально оборудованные комнаты отдыха перелетающих экипажей.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 1055, под служебной командировкой понимается направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).
Пункт 142 Порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками.
В частности, согласно подпунктам 5 и 7 приведенного пункта не считаются командировками поездки военнослужащих, временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленных в распоряжение соответствующих командиров в другие населенные пункты, а также направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 323, под служебной командировкой понимается направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.
Следовательно, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.
При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение именно командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
Согласно положениям раздела I Порядка работы по организации выплат летному составу, вступившего в действие с 24 ноября 2019 года, размещение летного состава, прибывшего на внебазовый аэродром, производится старшим авиационным начальником внебазового аэродрома на фондах Министерства обороны Российской Федерации на безвозмездной основе. При этом в исключительных случаях, при невозможности безвозмездного размещения на фондах Министерства обороны Российской Федерации, летному составу разрешается проживать за плату в гостиницах, расположенных в близлежащих населенных пунктах, определенных Перечнем с последующим возмещением произведенных расходов. Решение о проживании летного состава на внебазовом аэродроме за плату принимается командиром воинской части, направившим летный состав на него, и оформляется приказом по воинской части.
Возмещению подлежат расходы на проживание на внебазовом аэродроме:
- для летного состава военно-транспортной и транспортной авиации – при выполнении всех видов полетов и перелетов с учетом Перечня;
- для летного состава дальней, оперативно-тактической, армейской и авиации Военно-морского флота – при выполнении полетов – при привлечении к охранным мероприятиям – при наличии документов, подтверждающих невозможность бесплатного размещения на фондах Министерства обороны Российской Федерации без учета Перечня.
Расходы на проживание летного состава на внебазовом аэродроме являются лимитированными. Возмещение расходов на проживание летного состава производится в пределах назначенных на эти цели бюджетных ассигнований по статье 9904 сводной сметы Министерства обороны.
Возмещению подлежат только расходы на фактическое проживание летного состава в гостинице. Дополнительные услуги, предоставляемые гостиницами, возмещению не подлежат.
Предельные размеры возмещаемых расходов на проживание летного состава по статье 9904 сводной сметы Министерства обороны на одного военнослужащего в сутки составляют, в том числе в иных населенных пунктах (за исключением городов Москвы, Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 1 млн. человек, а также столиц республик, краев, областных центров) – 2 000 рублей.
Решения о возмещении расходов за проживание в больших размерах, чем указано выше, принимаются Главнокомандующим ВКС по представлению соответствующих командиров (начальников).
В пункте 3 раздела III Порядка работы по организации выплат летному составу указано, что командиры воинских частей организуют, в том числе обеспечение летного состава документами и денежными средствами, для чего издает приказы о направлении летного состава для исполнения обязанностей в пункт назначения полета (перелета) (с указанием, в том числе порядка проживания летного состава в пункте назначения полета (перелета) и о прибытии названного состава из пункта назначения полета (перелета) к месту постоянной дислокации (с указанием, в том числе суммы расходов, произведенных ответственным должностным лицом за летный состав (поименно) – на основании авансового отчета с приложением к нему оригиналов первичных оправдательных документов).
Кроме того, из этого же пункта Порядка работы по организации выплат летному составу усматривается, что командиры воинских частей обеспечивают также представление ответственными должностными лицами в обслуживающий территориальный финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации авансовых отчетов о произведенных на внебазовом аэродроме расходах по проживанию летного состава.
В соответствии с пунктом 4 раздела III Порядка работы по организации выплат летному составу старший авиационный начальник на аэродроме организует, в том числе размещение прибывающего летного состава в соответствии с Федеральными авиационными правилами, а при невозможности безвозмездного размещения прибывающего летного состава делает об этом отметки на бланках служебного задания (командировочных удостоверениях) с подтверждением их личной росписью и скреплением мастичной печатью воинской части.
Согласно пункту 5 раздела III Порядка работы по организации выплат летному составу ответственное должностное лицо в течение 3 рабочих дней по прибытию к месту постоянного прохождения службы представляет в обслуживающий территориальный финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации авансовый отчет о произведенных расходах на проживание с приложением первичных оправдательных документов.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 76-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 18 названного закона убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
По смыслу приведенных норм закона, возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться виновной в их возникновении стороной за счет средств федерального бюджета.
При этом проживание военнослужащего за счет личных средств вне места дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, в связи с выполнением приказа командира или служебного задания, действующим законодательством не предусмотрено.
Из выписки из приказа командира войсковой части 000 от 3 августа 2020 года № следует, что ФИО1 полагается убывшим в служебную командировку сроком на 30 суток с 3 августа 2020 года по 1 сентября 2020 года в войсковую часть 0000 для выполнения специального задания.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении от 3 августа 2020 года № установлено, что ФИО1 с 3 по 17 августа 2020 года находился в служебной командировке в войсковой части 0000 При этом ФИО1 бесплатным жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Из сообщения командира войсковой части 0000 от 12 марта 2021 года № следует, что ФИО1 в период командировки с 4 по 17 августа 2020 года бесплатным жильем не обеспечивался, в связи с отсутствием в войсковой части 0000 профилактория, а также специально оборудованных комнат отдыха перелетающих экипажей.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 000 от 17 августа 2020 года № ФИО1 полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей с этой же даты.
Согласно рапорту от 18 августа 2020 года, поданному на имя командира войсковой части 000 ФИО1 просил оплатить ему расходы по найму жилого помещения, понесенные им при нахождении в командировке с 3 по 17 августа 2020 года в сумме 32 500 рублей. К рапорту приложены авансовый отчет на указанную сумму, командировочное удостоверение и другие оправдательные документы, в том числе квитанция и кассовый чек.
Исследованием в суде авансового отчета от 3 сентября 2020 года, копии квитанции от 14 августа 2020 года № № и копии кассового чека от этой же даты установлено, что административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 4 по 17 августа 2020 года, проживал в гостинице «<данные изъяты>» расположенной по адресу: <адрес>, затратив 32 500 рублей в связи с оплатой гостиничных услуг в названном населенном пункте по месту дислокации войсковой части 0000
Согласно выписке из приказа командира воинской части от 25 августа 2020 года №, последний приказал, в том числе произвести возмещение расходов на проживание в <адрес> в период с 3 по 17 августа 2020 года в сумме 32 500 рублей, понесенных ФИО1 при осуществлении им полетов в местах, где размещение летного состава на фондах МО РФ невозможно по статье расходов сводной бюджетной сметы МО РФ 9904 «Прочие расходы (возмещение затрат летному составу военно-транспортной авиации, связанных с непредоставлением положенных помещений для проживания вне места постоянной дислокации воинской части»).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанный приказ вместе с рапортом административного истца и приложенными к нему документами в первой декаде сентября 2020 года был направлен в установленном порядке в адрес административного ответчика.
Исследованием сопроводительного письма начальника Управления от 10 сентября 2020 года исх. № установлено, что административным ответчиком вышеназванный приказ командира войсковой части 000 (в отношении ФИО1) был исполнен частично на сумму 26 000 рублей ввиду отсутствия решения главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации о возмещении затрат на проживание в большем, чем 2000 рублей в сутки, размере. Таким образом, в возмещении расходов, превышающих названный размер, то есть на сумму 6 500 рублей, ФИО1 было отказано.
Из выписки из приказа командира войсковой части 000 от 17 августа 2020 года № следует, что ФИО1 полагается убывшим в служебную командировку сроком на 30 суток с 17 августа 2020 года по 15 сентября 2020 года в <адрес> в целях обеспечения сборов по подготовке команды объединения к открытому чемпионату авиационных спасателей ВКС.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении от 17 августа 2020 года № № установлено, что ФИО1 с 18 августа по 4 сентября 2020 года находился в служебной командировке в войсковой части 00000 При этом ФИО1 бесплатным жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Из сообщения командира войсковой части 00000 от 12 марта 2021 года № № следует, что ФИО1 в период командировки с 18 августа по 4 сентября 2020 года было отказано в предоставлении бесплатного жилья, по причине отсутствия такового, в том числе, профилакториев и специально оборудованных комнат отдыха перелетающих экипажей, в названной воинской части.
В соответствии с приказом командира войсковой части 000 от 7 сентября 2020 года № № ФИО1 полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей с 4 сентября 2020 года.
Согласно рапорту от 21 сентября 2020 года, поданному на имя командира войсковой части 000, ФИО1 просил оплатить ему расходы по найму жилого помещения, понесенные им при нахождении в командировке с 18 августа по 4 сентября 2020 года в сумме 39 100 рублей. К рапорту приложены командировочное удостоверение, авансовый отчет на указанную сумму, выписка из приказа об убытии в командировку, телеграмма и другие оправдательные документы, в том числе счет, кассовый чек, прейскурант цен.
Исследованием в суде авансового отчета от 21 сентября 2020 года, копии счета от 3 сентября 2020 года № №, копии кассового чека от этой же даты, прейскуранта цен гостиницы «<данные изъяты>» установлено, что административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 18 августа по 4 сентября 2020 года, проживал в гостинице «<данные изъяты>» расположенной по адресу: <адрес>, затратив 39 100 рублей в связи с оплатой гостиничных услуг в названном городе по месту дислокации войсковой части 00000
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 000 от 28 декабря 2020 года № последний приказал, в том числе произвести возмещение расходов на проживание в <адрес> в период с 18 августа по 4 сентября 2020 года в сумме 39 100 рублей, понесенных ФИО1 при осуществлении им полетов в местах, где размещение летного состава на фондах МО РФ невозможно по статье расходов сводной бюджетной сметы МО РФ 9904 «Прочие расходы (возмещение затрат летному составу военно-транспортной авиации, связанных с непредоставлением положенных помещений для проживания вне места постоянной дислокации воинской части»).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанный приказ вместе с рапортом административного истца и приложенными к нему документами в декабре 2020 года был направлен в установленном порядке в адрес административного ответчика.
Исследованием сопроводительного письма начальника Управления от 29 декабря 2020 года исх. № № установлено, что административным ответчиком приказ командира войсковой части 000 от 28 декабря 2020 года № № был исполнен частично на сумму 34 000 рублей ввиду отсутствия решения главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации о возмещении затрат на проживание в большем, чем 2000 рублей в сутки. Таким образом, в возмещении расходов, превышающих названный размер, то есть на сумму 5 100 рублей, ФИО1 было отказано.
Из выписки из приказа командира войсковой части 000 от 23 сентября 2020 года № следует, что ФИО1 полагается убывшим в служебную командировку сроком на 30 суток с 25 сентября по 24 октября 2020 года в войсковую часть 000000 для обеспечения сборов авиационных спасателей.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении от 23 сентября 2020 года № № установлено, что ФИО1, командированный в войсковую часть 000000 с 29 сентября по 3 октября 2020 года находился в войсковой части 0000000 с 3 по 23 октября 2020 года в войсковой части 000000 с 23 по 24 октября 2020 года в войсковой части 00000000 При этом ФИО1 бесплатным жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
Из сообщения командира войсковой части 000000 от 22 октября 2020 года № № следует, что ФИО1 в период командировки с 3 по 23 октября 2020 года бесплатным жильем не обеспечивался, в связи с отсутствием свободных жилых помещений.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 000 от 26 октября 2020 года № ФИО1 полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей с 24 октября 2020 года.
Согласно рапорту от 20 ноября 2020 года, поданному на имя командира войсковой части 000, ФИО1 просил оплатить ему расходы по найму жилого помещения, понесенные им при нахождении в командировке с 29 сентября по 24 октября 2020 года в сумме 59 000 рублей. К рапорту приложены авансовый отчет на указанную сумму, командировочное удостоверение, выписка из приказа об убытии в командировку, телеграмма и другие оправдательные документы, в том числе договоры об оказании услуг о проживании, счет, квитанции-договоры, кассовые чеки, прайс-листы, справки из отелей «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Исследованием в суде копии авансового отчета от 20 ноября 2020 года, копий договоров по оказанию услуг о проживании от ДД.ММ.ГГГГ, копий квитанций-договоров от 29 сентября 2020 года № №, от 30 сентября 2020 года № №, от 1 октября 2020 года № №, от 2 октября 2020 года № №, прайс-листа отеля «<данные изъяты>», справок директора отеля «<данные изъяты>» от 29 сентября 2020 года № №, от 30 сентября 2020 года № №, от 1 октября 2020 года № № и от 2 октября 2020 года №, счета № № от 23 октября 2020 года и кассового чека к нему от той же даты, квитанции-договора № от 21 октября 2020 года и кассового чека к нему от той же даты, прайс-листа отеля «<данные изъяты>» и справки из него установлено, то административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 29 сентября по 3 октября 2020 года, проживал в одноместном однокомнатном номере в отеле «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, затратив 7 200 рублей в связи с оплатой гостиничных услуг в названном городе по месту дислокации войсковой части 0000000 в период с 03 по 23 октября 2020 года проживал в стандартном одноместном однокомнатном номере в отеле «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, затратив 50 000 рублей в связи с оплатой гостиничных услуг в названном городе по месту дислокации войсковой части 000000 а в период с 23 по 24 октября 2020 года проживал в однокомнатном одноместном номере в гостевом доме «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес> затратив 1 800 рублей в связи с оплатой гостиничных услуг в названном городе по месту дислокации войсковой части 00000000
Согласно выписке из приказа командир войсковой части 000 от 28 декабря 2020 года № последний приказал, в том числе произвести возмещение расходов на проживание <адрес> в период с 29 сентября по 3 октября 2020 года в сумме 7 200 рублей, в <адрес> с 3 по 23 октября 2020 года в сумме 50 000 рублей, а также в <адрес> с 23 по 24 октября 2020 года в сумме 1 800 рублей, понесенных ФИО1 при осуществлении им полетов в местах, где размещение летного состава на фондах МО РФ невозможно по статье расходов сводной бюджетной сметы МО РФ 9904 «Прочие расходы (возмещение затрат летному составу военно-транспортной авиации, связанных с непредоставлением положенных помещений для проживания вне места постоянной дислокации воинской части»).
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанный приказ вместе с рапортом административного истца и приложенными к нему документами в декабре 2020 года был направлен в установленном порядке в адрес административного ответчика.
Исследованием сопроводительного письма начальника Управления от 29 декабря 2020 года исх. № № установлено, что административным ответчиком приказ командира войсковой части 000 от 28 декабря 2020 года № № был исполнен частично на сумму 7 200 рублей. В возмещении расходов в большем размере 51 800 рублей ФИО1 было отказано в связи с тем, что аэродромы «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» не входят в перечни населенных пунктов, где регулярно осуществляются посадки воздушных судов военно-транспортной авиации, а размещение летного состава на фондах Министерства обороны Российской Федерации не представляется возможным.
При этом в силу требований пункта 142 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации выполнение административным истцом должностных обязанностей в период нахождения с 3 по 17 августа 2020 года в войсковой части 0000), с 18 августа по 4 сентября 2020 года в войсковой части 00000 а также с 03 по 23 октября 2020 года в войсковой части 000000 и с 23 по 24 октября 2020 года в войсковой части 00000000 нельзя признать служебными командировками.
В то же время непризнание поездки военнослужащего командировкой не может ограничивать или отрицать прав военнослужащего, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в связи с указанной поездкой в целях выполнения отданных ему в установленном порядке распоряжений нести дополнительные расходы за свой счет.
Судом установлено, что, ФИО1, понеся расходы в связи с нахождением по служебным вопросам вне места постоянной дислокации его воинской части, в установленном порядке представил документы на их возмещение, которые были переданы в ФКУ «УФО МО РФ по Ивановской области».
С учетом вышеизложенного, факт отсутствия принятого в установленном порядке решения Главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации о возмещении затрат ФИО1 по найму жилых помещений превышающих установленные размеры, сам по себе не может ограничивать и являться основанием для нарушения законных прав и интересов, гарантированных такой категории граждан Федеральным законом № 76-ФЗ, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданных ему в установленном порядке командиром распоряжений нести дополнительные расходы за свой счет ввиду того, что командованием в период пребывания ФИО1 в <адрес> и в <адрес> не были решены вопросы об обеспечении его жильем по стоимости и в пределах установленных размеров.
Также в <адрес> п. Агой, Краснодарского край в них не упоминаются.
Вместе с тем, принимая во внимание, что возможность бесплатного размещения административного истца на территории аэродромов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в период с 3 по 24 октября 2020 года отсутствовала, суд приходит к выводу о вынужденном характере понесенных ФИО1 расходов в сумме 51 800 рублей на оплату своего проживания в отеле «<данные изъяты>» и гостевом доме «<данные изъяты> в связи с выполнением на внебазовых аэродромах отданных ему командованием в установленном порядке распоряжений.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что возможность бесплатного размещения административного истца в период исполнения служебных обязанностей в войсковых частях <данные изъяты> отсутствовала, суд приходит к выводу о вынужденном характере понесенных ФИО1 расходов на оплату своего проживания в сумме 63 400 рублей.
В связи с изложенным, доводы административного ответчика, приведенные в отзыве, суд признает несостоятельными, а решения начальника ФКУ «УФО МО РФ по Ивановской области» от 10 сентября 2020 года (исх. № №), от 29 декабря 2020 года (исх. № №) и от 29 декабря 2020 года (исх. № № в оспариваемых частях об отказе в возмещении ФИО1 документально подтвержденных расходов, связанных с наймом жилых помещений в период выполнения им по указанию вышестоящего командования специальных заданий на внебазовых аэродромах войсковых частей <данные изъяты> – незаконными и подлежащими отмене, а требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Для восстановления нарушенных прав ФИО1 суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в качестве убытков расходы, связанные с оплатой административным истцом проживания в гостиницах в период исполнения служебных обязанностей 3 по 17 августа 2020 года, с 18 августа по 4 сентября 2020 года, с 3 по 24 октября 2020 года в общей сумме 63 400 рублей.
В части требований ФИО1 о взыскании в его пользу судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины, суд исходит из следующего.
Из чека-ордера от 18 января 2020 года следует, что ФИО1 при подаче административного иска в суд оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования ФИО1 удовлетворены, в его пользу с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконными:
- решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 10 сентября 2020 года (исх. № №) в части отказа в возмещении ФИО1 в полном объеме расходов по найму жилых помещений с 03 по 17 августа 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 0000
- решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 29 декабря 2020 года (исх. № №) в части отказа в возмещении ФИО1 расходов в полном объеме по найму жилых помещений с 18 августа по 04 сентября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 00000
- решение начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» от 29 декабря 2020 года (исх. № №) в части отказа в возмещении ФИО1 расходов по найму жилых помещений с 3 по 23 октября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 000000 и с 23 по 24 октября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 00000000
Возложить на начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» обязанность по возмещению (выплате) ФИО1 следующих денежных средств:
- расходы, связанные с наймом жилого помещения в период исполнения служебных обязанностей с 03 по 17 августа 2020 года в войсковой части 0000 в сумме 6 500 (шесть тысяч пятьсот) рублей;
- расходы, связанные с наймом жилого помещения в период исполнения служебных обязанностей с 18 августа по 04 сентября 2020 года в войсковой части 00000 в сумме 5 100 (пять тысяч сто) рублей;
- расходы, связанные с наймом жилых помещений с 3 по 23 октября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 000000 в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей;
- расходы, связанные с наймом жилых помещений с 23 по 24 октября 2020 года в период исполнения обязанностей в войсковой части 00000000 в сумме 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в пользу ФИО1 в соответствии со статьей 111 КАС РФ 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
«Подпись»