Дело №2а-36/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.В.,
при секретаре Трубинской В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконными приказа от ДД.ММ.ГГГГ**, отказа в предварительном согласовании земельного участка, обязании провести предварительное согласование земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области, в котором просит признать незаконными приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ**, отказ от ДД.ММ.ГГГГ №**, отказ от ДД.ММ.ГГГГ №**, выданные административным ответчиком, на основании которых ФИО1 отказано в предварительном согласовании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале **, с местоположением по адресу: <адрес>, а также обязать административного ответчика провести предварительное согласование земельного участка по заявлению ФИО1
Требования обоснованы тем, что ФИО1 неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в кадастровом квартале **, с целью использования, указанной в первом заявлении – для индивидуального жилищного строительства, во втором заявлении – для иного использования. Однако истцу на оба заявления был выдан отказ. Ссылаясь на положения п.7 и п.8 ст.39.15 ЗК РФ, ФИО1 считает, что данные отказы противоречат нормам действующего законодательства, административный ответчик неправильно применил нормы материального права, причины, указанные административным ответчиком, не могут служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Спорными отказами были нарушены права истца на получение в аренду земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и её представитель ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области (далее КУГИ Псковской области), ФИО3, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с заявленными требованиями не согласилась, указав, что предметом рассмотрения по настоящему административному делу может быть только приказ КУГИ Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ**, которым ФИО1 отказано в предварительном согласования предоставления указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Данный приказ является законным и обоснованным, поскольку Комитетом была получена из Администрации Невельского района и Администрации ГП «Невель» информация о том, что земельный участок с местоположением: <адрес>, рядом с <адрес>, согласно Правил землепользования и застройки ГП «Невель» и Генеральному плану ГП «Невель» располагается в промышленно-коммунальной зоне (П-1), формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в данной зоне не предусмотрено. Заявитель вправе повторно обратиться в КУГИ Псковской области, определив разрешенное использование в соответствии с документами территориального планирования.
В силу ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По данному делу суд не признавал обязательной явку в судебное заседание участвующих по делу лиц.
Согласно ч.3 ст.152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.152 КАС РФ суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
От административного истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ на **, в связи с тем, что административный истец направит в адрес КУГИ Псковской области повторное заявление о предоставлении земельного участка в аренду для строительства АЗС, для подачи данного заявления истец записан на прием в МФЦ на ДД.ММ.ГГГГ на **.
В удовлетворении данного ходатайства судом отказано, так как оно не связано с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по настоящему административному делу. Кроме того, причина неявки административного истца не является уважительной. Причина неявки представителя административного истца суду не сообщена.
В связи с чем, административное дело по указанному административному иску рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду с целевым использованием - индивидуальные жилые дома, ориентировочной площадью ** кв.м, с местоположением: <адрес>, рядом с <адрес> (л.д.12).
Согласно приказу Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 28.08.2020 №3713 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель населенных пунктов и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале **, ориентировочной площадью ** кв.м, с местоположением: <адрес>, рядом с <адрес>, с целевым использованием - для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10, пп.2 п.8 ст.39.15, п.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, п.2 ч.3 ст.2 Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», Положением о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 08.10.2015 №450 (л.д.9).
Сопроводительным письмом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ №** данный приказ был направлен ФИО1 (л.д.10) и получен ею ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45).
В указанном письме разъяснено, что формирование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства невозможно, так как земельный участок расположен в промышленно-коммунальной зоне первого типа (П-1), в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского поселения «Невель» вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью ** кв.м, с местоположением: <адрес>, рядом с <адрес>, указав цель использования - «иное использование» (л.д.14).
Письмом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ** данное заявление было возвращено ФИО1 без рассмотрения на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ, так как в заявлении не указана цель использования земельного участка в соответствии с пп.8 п.1 ст.39.15 ЗК РФ, вид использования - «иное использование», отсутствует в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540 (л.д.11).
Из представленных со стороны административного ответчика документов следует, что при рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области направил, в том числе запросы ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Невельского района и в ГП «Невель» о территориальной зоне и возможности предоставления земельного участка, указанного в заявлении ФИО1, согласно Правилам землепользования и застройки (л.д.47-48, 57-58).
В ответе главы Администрации ГП «Невель» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно Правилам землепользования и застройки ГП «Невель» и Генеральному плану ГП «Невель», утвержденным решением Собрания депутатов ГП «Невель» от ДД.ММ.ГГГГ**, испрашиваемый земельный участок расположен в промышленно-коммунальной зоне первого типа (П-1), формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в данной зоне не предусмотрено градостроительным регламентом для данной зоны (л.д.51).
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территории ГП «Невель» (фото ** из фототаблицы к акту внепланового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемого земельного участка, проведенного специалистом Администрации ГП «Невель», л.д.52-55) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне П-1.
Аналогичная информация содержится в ответе Администрации Невельского района от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области (л.д.59-60).
Согласно п.2 ч.3 ст.2 Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» (далее Закон Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ) к полномочиям Администрации области и (или) уполномоченного ею органа исполнительной власти области в области имущественных отношений и использования земельных ресурсов относится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на приграничных территориях.
В соответствии со ст.1 Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ Невельский район относится к приграничным территориям.
В силу ч.1 ст.3 Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, указанные в ч.3 ст.2 настоящего Закона, осуществляются в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
Постановлением Администрации Псковской области от 08.10.2015 №450 утверждено Положение о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях.
В силу п.4 и п.5 данного Положения заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка с приложением документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ, подаются или направляются в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее комитет) гражданином или юридическим лицом, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, решение об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в предоставлении такого земельного участка принимается комитетом и оформляется приказом комитета.
В соответствии с указом Губернатора Псковской области от 26.10.2018 №62-УГ (ред. от 25.12.2019) Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям переименован в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (пп.10 п.2).
Таким образом, Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (КУГИ Псковской области) является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Невельского района, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка оформляется приказом Комитета.
Согласно п.7 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В п.8 ст.39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В п.6 ст.11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п.7 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГП «Невель» и Генеральному плану ГП «Невель», утвержденным решением Собрания депутатов ГП «Невель» от 24.12.2013 №235, испрашиваемый земельный участок расположен в промышленно-коммунальной зоне первого типа (П-1), градостроительным регламентом для данной зоны не предусмотрено формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) предусмотрено, что Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В силу ч.1 ст.32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Проанализировав представленные по делу документы с учетом приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу, что приказ Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 28.08.2020 №3713 принят административным ответчиком в установленном законом порядке, содержит в себе указанные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не нарушает права и законные интересы административного истца, оснований для его отмены не имеется.
Представленные по делу документы свидетельствуют о том, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не рассматривалось, а было ей возвращено письмом КУГИ Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ** на основании п.3 ст.39.15 ЗК РФ, так как в заявлении не указана цель использования земельного участка.
В силу п.3 ст.39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В п.1 ст.39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка должна быть указана цель использования земельного участка (пп.8).
Согласно п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В силу п.2 ст.7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 №540 не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «иное использование».
Следовательно, действия КУГИ Псковской области по возврату заявления ФИО1 являются законными, прав и интересов ФИО1 не нарушают, при устранении ФИО1 недостатков своего заявления, она может повторно обратиться в КУГИ Псковской области, указав цель использования земельного участка, отвечающего требованиям градостроительного регламента промышленно-коммунальной зоны первого типа (П-1), содержащимся в Правилах землепользования и застройки ГП «Невель».
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд считает, что в заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области о признании незаконными приказа Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 28.08.2020 №3713, отказа в предварительном согласовании земельного участка, обязании провести предварительное согласование земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд в течение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 25 января 2021 года.
Судья Н.В. Иванова