ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3700/19 от 11.06.2019 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-3700/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2019 года

Центральный районный суд г. Волгограда

В составе председательствующего судьи – Лемякиной В.М.,

при секретаре – Санжеевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному иску прокурора Калачевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкия о признании информации, распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калачевского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возложении обязанности, указав, что в ходе проведенного мониторинга Интернет-ресурсов выявлены сайты, расположенные по указателям:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.htm;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html, на которых содержится информация о продаже банковских гарантий.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно.

Изучение Интернет-сайта показало, что содержащаяся на них информация может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц.

Просит суд признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет», на сайтах с указателями:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.htm;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обязать административного ответчика в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда внести страницы сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного производства.

Представитель административного ответчика Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил отзыв на заявленные требования, согласно которому при переходе на страницу сайта с указателем http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.htm происходит автоматическая переадресация на сайт с указателем http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-priobretem_vypuschennyj_depozitnyj_sertifika, на которой отсутствует информация, указанная в административном исковом заявлении. В подтверждение предоставлен скриншот данной страницы.

Так как в судебное заседание участвующие в деле лица не явились, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, на основании ч.7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.368 ГК РФ, по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.

Независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями.

В независимой гарантии должны быть указаны: дата выдачи; принципал; бенефициар; гарант; основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией; денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения; срок действия гарантии; обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.

В независимой гарантии может содержаться условие об уменьшении или увеличении суммы гарантии при наступлении определенного срока или определенного события.

В силу ч.1 ст.45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Калачевского района Волгоградской области 23.04.2019, выявлены сайты с указателями:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.htm;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html, на которых содержится информация о продаже медицинских справок, медицинских книжек без прохождения медицинского осмотра.

По состоянию на 29.05.2019 при переходе на страницу сайта с указателем http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.htm происходит автоматическая переадресация на сайт с указателем http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-priobretem_vypuschennyj_depozitnyj_sertifika, на которой отсутствует информация, указанная в административном исковом заявлении. В подтверждение предоставлен скриншот данной страницы.

Доступ к остальным сайтам до настоящего времени не запрещен.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно.

Изучение Интернет-сайта показало, что информация, размещенная на вышеуказанных интернет-адресах может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, и оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о предусмотренном законом порядке получения банковской гарантии, побуждает граждан и должностных лиц совершать правонарушения и воспитывает противоправное поведение.

Пунктами 1, 3 ст.327 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение подобного рода информации в сети Интернет посягает на авторитет государственной власти и способствуют совершению преступлений против порядка управления (глава 32 УК РФ).

Согласно п.п.1,4, 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228 (ред. от 29.06.2017) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций"), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет следующие полномочия: создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

На основании изложенного, Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкия является надлежащим ответчиком по данному делу.

Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Исходя из положений п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для признания информации, размещенной в сети Интернет по указателям:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Требования в отношении информации содержащейся по указателю http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.ht удовлетворению не подлежат, поскольку информация в открытом доступе отсутсвтует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Калачевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкия о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить в части.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по указателям:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Возложить обязанность на Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия внести в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», сведения об интернет - страницах с указателями:

http://www.kupit-bankovskuju-garantiju.ru;

http://krasnoyarsk.flagma.ru/bankovskaya-garantiya-ot-1-5-o4391999.html, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В удовлетворении требований в части признания запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта по указателю: http://moskva.tradedir.ru/good/p201997-predlagaem_napolnennuju_predyavlyaemuju_bankovskuju_garantiju.ht - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Решение принято в окончательной форме 17.06.2019.

Судья В.М. Лемякина