ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3702/19 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2019-004145-90

Дело № 2а-3702/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 августа 2019 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Бессоновой К.А.,

с участием прокурора Кондрашина Д.Л.,

представителя административного ответчика – Шишигиной Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Перми к Администрации города Перми о признании постановления недействующим,

установил:

Прокурор г.Перми обратился в суд с административным иском к администрации г.Перми о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда:

- в части не включения расходов на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади); размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, ранее имевших статус общежития, и нанимателей комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади), утвержденные Постановлением Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152;

- пункт 2 Примечания к размеру платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади), утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152;

- Примечание к размеру платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, ранее имевших статус общежития, и нанимателей комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади), утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения мониторинга муниципальных правовых актов, был выявлен нормативный правовой акт – Постановление Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми", положения которого противоречат жилищному законодательству. Постановлением утвержден размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади) и размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, ранее имевших статус общежития, и нанимателей комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади). В соответствии с примечанием к данным размерам при проведении в случаях, предусмотренных действующим законодательством, работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования (далее - диагностирование ВДГО) в состав затрат при определении размера платы за содержание жилого помещения дополнительно включается плата за диагностирование ВДГО в размере, рассчитанном исходя из стоимости работ (услуг) по договору о техническом диагностировании, заключенному со специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям действующего законодательства, и исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Таким образом, расходы на диагностирование ВДГО не включены в Размеры платы, что нарушает права граждан и не соответствует жилищному законодательству, поскольку работы по техническому диагностированию ВДГО относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома и их стоимость должна быть включена в платы за содержание жилого помещения. Данные работы включаются в размер платы за содержание жилого помещения, в соответствии с решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 №226. Не включение расходов по диагностированию ВДГО в Размеры платы нарушает права нанимателей и собственников, поскольку позволяет управляющим компаниям по своему усмотрению устанавливать и взимать плату за указанные услуги. Протест прокурора на указанное постановление администрацией г.Перми отклонен.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам административного иска.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы письменных возражений (л.д.23-25).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска в силу следующего.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с ч.3 ст.208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Перми принято Постановление N 152 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми".

Оспариваемое постановление опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» № 17 от 15.03.2019 и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Данным Постановлением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения утверждены:

- размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади) (далее – Размер платы 1)

- размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, ранее имевших статус общежития, и нанимателей комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади) (далее – Размер платы 2).

В пункте 2 Примечания к Размеру платы 1, а также в Примечании к Размеру платы 2 определено, что при проведении в случаях, предусмотренных действующим законодательством, работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в состав затрат при определении размера платы за содержание жилого помещения дополнительно включается плата за диагностирование ВДГО в размере, рассчитанном исходя из стоимости работ (услуг) по договору о техническом диагностировании, заключенному со специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям действующего законодательства, и исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме определены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"

В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов ( поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения

В соответствии с п.21 Минимального перечня… к работе, выполняемой в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме относится организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

Согласно п.4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются в том числе путем осуществления техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Решением Пермской городской Думы от 28.10.2014 N 226 "О порядке установления органами местного самоуправления города Перми размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения в городе Перми" определен орган по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), величины коэффициента соответствия платы и размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми в соответствии и в случаях, предусмотренных жилищным законодательством – администрация города Перми (п.1), а также утвержден перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Перми в зависимости от типов многоквартирных домов, согласно приложению N 4 к настоящему решению (п.4.2.2)

В соответствии с указанным перечнем, вне зависимости от типа дома в каждом случае в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, в обязательном порядке входит организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

Из совокупного анализа указных положений нормативных актов следует, что работы по техническому диагностированию ВДГО относятся к работам по содержанию общедомового имущества, поскольку осуществляются в целях проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и направлены на обеспечение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, работы по техническому диагностированию ВДГО подлежат учету при определении размера платы содержание жилого помещения по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Однако суд полагает, что заявленное прокурором требование о признании недействующим оспариваемого постановления в части не включения расходов на проведение работ по техническому диагностированию ВДГО в Размеры платы 1, 2 не подлежат удовлетворению, так как оспариваемым нормативным правовым актом уже установлено, что в состав затрат при определении размера платы за содержание жилого помещения подлежат включению работы по техническому диагностированию ВДГО.

В то же время в п.2 Примечания к Размеру платы 1, а также в Примечании к Размеру платы 2, размер платы (тариф) за работы по техническому диагностированию ВДГО, подлежащей включению в состав затрат при определении размера платы за содержание жилья, не определен.

Размер платы за данные работы определен исходя из фактических затрат, что не соответствует действующему законодательству, поскольку, как указано выше, работы по техническому диагностированию ВДГО относятся к содержание жилого помещения, в связи с чем требования прокурора о признании п.2 Примечания к Размеру платы 1, а также в Примечании к Размеру платы 2 подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика о возможных злоупотреблениях со стороны управляющих организаций и отсутствии нарушений прав собственников и нанимателей подлежат отклонению, поскольку не установление размера платы за работы по техническому диагностированию ВДГО, ведет к возникновению у управляющих организаций возможности устанавливать размер платы по своему усмотрению, что противоречит положениям ч.3 ст.156 ЖК РФ, предусматривающей, что размер платы за содержание жилого помещения (в которую входит плата за работы по техническому диагностированию ВДГО) для нанимателей жилых помещений и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно положениям части 11 статьи 11 КАС РФ, решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ), в связи с чем суд возлагает на администрацию г.Перми обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь», после вступления решения суда в силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

решил:

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда:

- пункт 2 Примечания к размеру платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных квартирах, и собственников комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах общей площади), утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми"

- Примечание к размеру платы за содержание жилого помещения для нанимателей и собственников, проживающих в отдельных комнатах жилых домов, ранее имевших статус общежития, и нанимателей комнат в коммунальных квартирах многоквартирных домов (в пределах жилой площади), утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.03.2019 N 152 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения в городе Перми"

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору г.Перми – отказать.

Обязать Администрацию г.Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в силу, опубликовать данное решение в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления, о чем сообщить суду.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)

<данные изъяты>

Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-3702/2019 Ленинского районного суда г.Перми.