ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3705/2023 от 26.07.2023 Раменского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года г. Раменское Московская область

Раменский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Землемеровой О.И.,

при секретаре Маджирове Э.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3705/2023 по административному иску Ежковой Н. А. к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязании вынести постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Ежкова Н.А. обратилась в суд с требованиями к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», обязании вынести постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 принадлежал жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 2600кв.м. <дата>ФИО4 умерла. После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес>. Наследниками являлись сыновья Ежков Н.А. и ФИО5 в ? доле за каждым.в 1992г. Администрация Кузнецовского сельского совета Раменского района начала передавать земельные участки, находящиеся в пользовании граждан в их собственность. Поскольку из свидетельства о праве на наследство на жилой дом следовало, что в наследство передается только по ? доле жилого дома, то в собственность предоставлена была по ? доле земельного участка.(1210 кв.м. каждому, на котором частично располагался жилой дом. Таким образом, жилой дом расположен на двух земельных участках: с кадастровым номером <номер> площадью 1210кв.м и с кадастровым номером <номер> площадью 1200кв.м. Оба участка расположены по адресу: <адрес>. Ежков Н.А. после смерти матери в доме не проживал и им не пользовался, как и земельным участком. А ФИО5 с момента смерти матери постоянно проживал в доме и поддерживал весь жилой дом и земельные участки в надлежащем состоянии и владел всем имуществом с 1984 года по <дата>. ФИО5 умер <дата>. Его наследником стала дочь Ежкова Н.А., которая оформила свои права по наследству после смерти отца. На основании решения Раменского городского суда от <дата> она Ежкова Н.А. оформила свои права на оставшуюся ? долю дома в силу приобретательной давности. Заочным решением Раменского городского суда от <дата> ей было отказано в признании права собственности в порядке приобретательной давности на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 1200кв.м. Тогда она через РПГУ обратилась в Администрацию Раменского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 1200кв.м., расположенным при доме, находящимся в ее собственности.

Решением Администрации Раменского городского округа от <дата><номер> ей было отказано в предоставлении вышеуказанной услуги по тем основаниям, что в материалах отсутствует документ, обосновывающий испрашиваемую площадь и конфигурацию земельного участка. В связи с чем, формирование земельного участка может привести к нарушению прав третьих лиц. Считает отказ незаконным, так как она имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Администрация не вправе требовать документы, которые не предусмотрены действующим регламентом и нормативно правовыми актами.

В судебном заседании истец отсутствовала, извещена, ее представитель доводы иска поддержал, просил удовлетворить.

Представитель администрации Раменского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, извещен. Предоставили возражение на иск.

Изучив административное исковое заявление, возражения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа:

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статья 39.16 ЗК РФ.

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен следующий порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предоставления вышеуказанной государственной услуги регламентирован Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от <дата><номер>ВР-1824.

Согласно п.13.2, 13.2.3 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются основания, указанные в п.6.1 Административного регламента; несоответствие документов, указанных в п.10 Административного регламента.

В соответствии с п.10.1 Административного регламента, перечень документов, обязательных для предоставления заявителем независимо от категории и основания для обращения за предоставлением государственной услуги: а) заявление о предоставлении Государственной услуги (заполняется по форме, по составу полей соответствующей приложению 9 к настоящему Административному регламенту; б) документ, удостоверяющий личность Заявителя, в случае обращения самого Заявителя; в) документ, удостоверяющий личность представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя; г) документ, удостоверяющий полномочия представителя Заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя Заявителя.

Согласно п.10.4 Административного регламента, перечень документов, обязательных для предоставления Заявителем в зависимости от категории Заявителя и основания для обращения, а также запрашиваемых Администрацией посредством межведомственного взаимодействия перечислены в приложении 2 к настоящему Административному регламенту.

Согласно приложения 2 к административному регламенту, для категории заявителей, обращающихся на основании подпункта 6 пункта 2 ст. 39.3 ЗК РФ, как собственник здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке и имеющего исключительное право на приобретение его в собственность, заявитель обязан предоставить следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя(заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.

В соответствии с п. 11.1 Административного регламента, Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления Государственной услуги запрашивает перечень дополнительных документов, в зависимости от категории Заявителя и основания для обращения, который перечислен в приложении 2 к настоящему Административному регламенту.(11.6)

Таким образом, глава 11 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов власти, органов местного самоуправления.

При этом, п.10.1, 10.4, 11.1, 11.6, приложение 32 к административному регламенту не содержит требований о предоставлении заявителем документов, указанным административным ответчиком в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги (документ, обосновывающий испрашиваемую площадь и конфигурацию земельного участка).

В соответствии с п.10.7 Административного регламента, Администрация не вправе требовать у Заявителя представления документов и информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес> для предоставления Государственной услуги.

Учитывая вышеизложенное, основания, послужившие для отказа истцу в предоставлении государственной услуги судом не могут быть признаны законными, так как они противоречат собранным по делу доказательствам и нормам права.

Вместе с тем, истцом заявлены требования об обязании ответчика принять решение-вынести Постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Указанное означает, что, применяя восстановительную меру, суд должен соблюдать принцип разделения властей и не может нарушать самостоятельность исполнительной власти, то есть не может обязывать совершать органы исполнительной власти какие-либо иные действия, кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом оспаривания.

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи <адрес> от <дата> N 107/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>", органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В связи изложенным в удовлетворении вышеуказанных требований об обязании административного ответчика совершить определенные действия, суд полагает необходимым отказать, поскольку суд не вправе подменять уполномоченный орган в решении вопросов, относящихся к его компетенции.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на администрацию Раменского городского округа Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Ежковой Н. А. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» и принять по нему решение в установленном законом порядке.

На основании вышеизложенного административные исковые требования Ежковой Н.А. подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ежковой Н. А. - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации Раменского городского округа Московской области от <дата><номер> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов».

Возложить на Администрацию Раменского городского округа Московской области обязанность повторно рассмотреть заявление Ежковой Н. А. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов» и принять по нему решение в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд с момента составления мотивированного решения.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.