ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-370/18 от 22.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2018 года

Дело № 2а-370/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2018 года город Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Морозовой И.Ю.,

при секретаре Малышевой А.В.,

с участием

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной. В обоснование указано, что прокуратурой Ленинского административного округа города Мурманска проведен мониторинг сети интернет, в ходе которого выявлено, что по электронному адресу: <данные изъяты>, содержится информация о заключении фиктивных браков с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного доступа к вышеуказанным файлам неограниченного круга лиц. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь. Информация о владельце сайта отсутствует (регистрация сайта – Германия), в связи с чем привлечь владельца данного сайта к участию в рамках производства по делу не представляется возможным. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен.

Информация, распространяемая посредством вышеназванного Интернет-ресурса, дает возможность в пособничестве незаконной миграции иностранных граждан, которое оказывает негативное воздействие на межнациональные отношения в обществе, а ее организация влечет уголовную ответственность, в связи с чем данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Управления по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») данный административный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» основанием для включения сведений в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральными законами.

На основании части 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица, в том числе состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

Согласно части 1 статьи 27 Семейного кодекса Российской Федерации брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции.

Главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Помимо этого, как следует из содержания статьи 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к основным направлениям противодействия экстремистской деятельности отнесено принятие профилактических мер, направленных на ее предупреждение, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Основополагающим документом, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму является Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753.

Пунктом 20 Стратегии неконтролируемая (в том числе незаконная) миграция определена в качестве одного из основных факторов, оказывающих негативное влияние на межнациональные отношения в обществе, а также порождающих экстремистские проявления.

В этой связи, пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации миграционной политики, а также совершенствование мер по противодействию организации незаконной миграции отнесены к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму (подпункт «г» пункта 27 Стратегии).

Судом установлено, что на Интернет-сайте, расположенном по адресу: <данные изъяты>, размещена информация, содержащая сведения о заключении фиктивных браков с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Указанный Интернет-ресурс предоставляет возможность свободного доступа к вышеуказанным файлам неограниченного круга лиц. Ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь, что оказывает негативное воздействие на межнациональные отношения в обществе. Размещение указанной выше информации способствует легализации незаконного пребывания иностранного гражданина и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, дает право получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, совершению уголовных и административно наказуемых деяний, в силу действующего законодательства указанная информация относится к информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены «Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с пунктом 9 указанных Правил внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператором реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название, с приложением заверенной должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копии страницы (страниц) сайта в сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для внесения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций указанной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Ю. Морозова