ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-370/20 от 12.05.2021 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2а-8/2021

УИД 28RS0012-01-2020-000648-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шаталовой О. Ю.,

при секретаре Губеевой Ю. А.,

с участием:

административного истца Дереча Н. Н.,

представителя административного ответчика межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - Т.В. Ланкиной, действующей на основании доверенности от 08.12.2020,

представителя административного ответчика администрации Магдагачинского района – Т.В. Ланкиной, действующей на основании доверенностей от 05.05.2020 и от 25.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дереча Н. Н. к отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрации Магдагачинского района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения установленным требованиям,

установил:

Дереча Н.Н. обратилась в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения установленным требованиям.

В обоснование административного искового заявления указала, что истец Дереча Н.Н. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

02 сентября 2020 года Дереча Н. Н. подано заявление в отдел строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района о предоставлении в ее адрес акта о пригодности квартиры по данному адресу пригодным для проживания.

08 октября 2020 года межведомственной комиссией составлен акт обследования помещения, в котором указано, что помещение многоквартирного жилого дома не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, требованиям электробезопасности. Жилой дом подлежит признанию непригодным для проживания.

Заключением межведомственной комиссии № 325 от 08.10.2020 данный жилой дом был признан непригодным для проживания, так как помещение многоквартирного жилого дома не соответствует санитарно-эпидемиологической безопасности, требованиям электробезопасности. Жилой дом подлежит признанию непригодным для проживания.

Данное заключение дано на основании акта обследования дома, не содержащего сведений об оценке технического состояния всех строительных конструкций дома.

Дереча Н.Н. считает, что заключение межведомственной комиссии от 08.10.2020 № 325 незаконно и противоречит действующему законодательству.

Согласно справке администрации пгт Магдагачи данный дом не состоит в реестре аварийного и непригодного для проживания жилья. До настоящего времени не создана комиссия для оценки и обследования помещений в целях признания его непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Жильцы и собственники жилых помещений по данному адресу не уведомлены о времени и месте заседания комиссии.

Данные повреждения характеристик дома по адресу: <адрес> возникли в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей управляющими компаниями, на которые возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2012 № 290, Постановлением Правительства РФ № 491, и Постановлением Правительства № 354.

На основании изложенного, административный истец Дереча Н.Н. просит признать незаконным и отменить заключение отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района от 08 октября 2020 года № 325 о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания. Возложить обязанность признать жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Магдагачи, ул. Молодежная, д. 65, пригодным для проживания на основании заявления от 02 сентября 2020 года и представленных документов.

Определением от 17 ноября 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрация Магдагачинского района.

В судебном заседании административный истец Дереча Н. Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается правоустанавливающими документами. В 2019 году в связи с переменой места жительства, трудоустройством и вступлением в брак, она выехала из <адрес>. В августе 2020 года ею принято решение о продаже квартиры. Поскольку при покупке данной квартиры будут использованы средства материнского (семейного) капитала, 03.09.2020 ею подано заявление в МФЦ <адрес> на имя отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района для проведения обследования качества жилого помещения, с указанием всей контактной информации для связи с нею в целях проведения обследования. 08.10.2020 было проведено обследование, составлены акты, которые были ею получены 13.10.2020. В результате проверки было вынесено решение о том, что помещения многоквартирного жилого дома не соответствует требованиям санитарно – эпидемиологической безопасности, требованиям электробезопасности, жилой дом подлежит признанию непригодным для проживания, жилой многоквартирный дом не отвечает установленным требованиям, применяемым к жилым помещением вследствие ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания. При этом жилое помещение признали непригодным для проживания. На основании справок, предоставленных администрацией от 06.10.2020 и 03.12.2020 данный дом не состоит в реестре аварийного и непригодного для проживания жилья. До настоящего времени не создана комиссия для оценки и обследования помещения в целях признания его не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Жильцы и собственники жилых помещений не были уведомлены о времени и месте заседания комиссии. В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения нежилым помещением, пригодным или непригодным для проживания является межведомственная муниципальная комиссия, порядок создания которой урегулирован данными нормами, проводится оценка объектов жилого фонда многоквартирного дома, находящегося в муниципальной собственности, решение принимается муниципальным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Для заключения требуется экспертиза, которая ей как собственнику жилого помещения предоставлена не была. Жильцы дома не уведомлялись о проведении обследования состояния многоквартирного дома на предмет пригодности или непригодности и его дальнейшей эксплуатации. Комиссия, проведя только визуальный осмотр конструкций дома без применения каких – либо измерительных приборов пришла к выводу о том, что многоквартирному дому требуется ремонт фундамента, имеется искривление линий цоколя, разрушение стены, повреждение электропроводки и других конструкций данного здания. По мнению истца, данная ситуация сложилась в связи с неудовлетворительным исполнением обязанностей жилищно – коммунальных служб. На управляющую компанию, обслуживающую данный дом, неоднократно поступали жалобы от жильцов, обращались в Роспотребнадзор, имеются решения суда, в которых на управляющую компанию были возложены штрафы и указан срок устранения недостатков. По вопросу переустройства или реконструкции пояснила следующее. В акте указано на то обстоятельство, что ею установлен теплый пол, что не соответствует действительности. По всему периметру квартиры, расположенной на первом этаже дома, имеются трубы теплоснабжения, через которые происходит его подача, трубы соединены между собою стояками, данная коммуникация была проведена сотрудниками ООО «АУК.Магдагачи», поскольку подвальное помещение было затоплено и та конструкция, которая должна быть размещена в подвальном помещении, выведена в её квартиру. В 2018 году она обращалась с заявлением в ООО «АУК.Магдагачи» по вопросу перемещения труб, но до настоящего времени они проходят по периметру квартиры. Несанкционированного радиатора ею установлено не было. Перепланировкой и переустройством не является и не требует согласования остекление веранды, если в нем не было сделано надстройки, и не оборудована отоплением. Данная пристройка не оборудована отоплением, остеклена в целях обеспечения комфортного проживания в зимний период, и в целях соблюдения пожарной безопасности.

Представитель административных ответчиков межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрации Магдагачинского района Т.В. Ланкина в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что с учетом того, что при приобретении спорной квартиры покупателем будут использованы средства материнского (семейного) капитала, комиссией было принято решение на основании экспертного заключения об отказе в признании данного жилого помещения пригодным для проживания. В заключении эксперта, которое было составлено по обращению ООО «АУК.Магдагачи», отражено, что дом, в котором находится спорная квартира, не пригоден для проживания и должен быть признан аварийным. Данное жилое помещение не является отделимым помещением от многоквартирного дома. Данный дом официально аварийным признан не был.

Представитель административного ответчика отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района, представитель заинтересованного лица администрации пгт Магдагачи в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, причина неявки неизвестна.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Рассматриваемыми в рамках настоящего административного дела административными исковыми требованиями являются требования Дереча Н. Н. к отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрации Магдагачинского района о признании незаконным и отмене заключения отдела строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района от 08 октября 2020 года № 325 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания; возложении обязанности признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пригодным для проживания на основании заявления от 02 сентября 2020 года и представленных документов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что Дереча (до заключения брака – ФИО1) Н. Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

08 октября 2020 года межведомственной комиссией, созданной Постановлением главы района от 19.08.2013 № 1071, по заявлению собственника Дереча Н. Н. произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: пгт Магдагачи, <адрес>, в результате которого выявлено, что жилой многоквартирный дом не отвечает установленным требованиям, применяемым к жилым помещениям вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, вследствие чего, жилое помещение признается не пригодным для проживания.

На основании данного акта межведомственной комиссией вынесено заключение № 325 от 08.10.2020 согласно которому жилой многоквартирный дом не отвечает установленным требованиям, применяемым к жилым помещениям вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, вследствие чего, жилое помещение признается не пригодным для проживания.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Согласно п. 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Согласно п. 33, п. 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.

В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 43, п. 44 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что на основании обращения ООО «Амурская управляющая компания. Магдагачи» экспертом автономной некоммерческой организации «Бюро независимых экспертиз» составлено заключение эксперта № 025-01-20 от 10 сентября 2020 года, согласно которому помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, требованиям электробезопасности.

На основании п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 эксперт считает, что жилой дом подлежит признанию непригодным для постоянного проживания.

На основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, заключения эксперта № 025-01-20 от 10 сентября 2020 года межведомственной комиссией вынесено заключение № 325 от 08.10.2020 согласно которому жилой многоквартирный дом не отвечает установленным требованиям, применяемым к жилым помещениям вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, вследствие чего, жилое помещение признается не пригодным для проживания.

Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании из материалов дела установлено, что дом, в котором расположена квартира административного истца, находится в эксплуатации с 1985 года.

Согласно справке администрации пгт Магдагачи дом, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 06.10.2020 в реестре ветхого и аварийного жилья не значится.

Судом была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено Индивидуальному предпринимателю Фролову И. Н.

Так, в соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ фактическое состояние несущих (основных) строительных конструкций дома, расположенного по адресу: <адрес>, удовлетворительное (работоспособное).

Требуется текущий ремонт: фундамент: заполнение швов между блоками, ремонт штукатурки стен подвала (цоколя), ремонт отмостки; стены: заделка трещин и выбоин, ремонт штукатурки, очистка фасадов; кровля: замена рядового покрытия и коньковых плит местами, ремонт желобов и звеньев водосточных труб с заменой поврежденных деталей, закрепление отдельных листов кровли; лестницы: ремонт перил; электропроводка: замена отдельных участков сетей, приборов, ВРУ, замена открытой проводки; система отопления: замена прокладок и набивка сальников запорной арматуры, восстановление теплоизоляции труб (местами), уборка помещения теплового узла, заделка сквозных отверстий оконных проемов; штукатурка: ремонт штукатурки с подготовкой поверхности лестничных клеток и цоколя.

Фактическое состояние степени огнестойкости исследуемого многоквартирного дома соответствует требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. От 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Фактическое состояние санитарно-эпидемиологической и гигиенической обстановки многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, нарушены требования Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующим и неионизирующим излучениям должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые установлены (регламентированы) в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в части содержания жилых помещений.

Так как помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, установленным требованиям, применяемым к жилым помещениям, в том числе требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности в части: захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, а при эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении, то требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности не соответствует.

Требованиям электробезопасности не соответствует, так как имеются нарушения целостности изоляции (оголенные провода) электросети, а также не приняты меры к ограничению доступа в распределительные этажные щиты.

Причиной ухудшения состояния многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, стало полное отсутствие надлежащего содержания в соответствии с требованиями Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда».

Оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, непригодным для постоянного проживания не имеется.

Экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим специальную подготовку и необходимый опыт экспертной работы в области строительства объектов, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертное заключение содержит подробное описание произведенных исследований, выводы и мотивированные ответы на поставленные вопросы, отвечают требованиям ст. 82 КАС РФ.

Заключение экспертов является одним из видов доказательств, которое оценивается судом на достоверность в совокупности с другими доказательствами.

Экспертное заключение является одним из важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда оснований не имеется.

Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, экспертом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. При проведении судебной экспертизы в распоряжение эксперта были предоставлены все имеющиеся в материалах дела документы, которые им учитывались, что следует из текста заключения, произведен непосредственный осмотр дома. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При этом сторонами не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение её выводы.

Заключение эксперта № 025-01-20 от 10 сентября 2020 года АНО «Бюро независимых экспертиз» суд не принимает, поскольку экспертиза была инициирована ООО «Амурская управляющая компания» до обращения истца к ответчику по вопросу определения пригодности для проживания спорного жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кроме того, при даче заключения экспертом сделан вывод о том, что помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям санитарно – эпидемиологической безопасности, требованиям электробезопасности, без указания конкретных норм и правил, мнение эксперта о том, что жилой дом подлежит признанию непригодным для постоянного проживания не мотивирован, кроме того, эксперт не предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение межведомственной комиссии № 325 от 08.10.2020 о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не пригодно для проживания по причине того, что жилой многоквартирный дом по адресу: пгт <адрес>, не отвечает установленным требованиям, применяемым к жилым помещениям вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований какими – либо доказательствами не подтверждено, напротив опровергнуто исследованными в судебном заседании материалами дела, потому является незаконным и подлежит отмене, как нарушающее права административного истца Дереча Н. Н..

Обжалуемое заключение с учетом проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы нарушает жилищные права административного истца Дереча Н. Н. как собственника спорного жилого помещения.

Заявленное административное исковое требование в указанной части подлежит удовлетворению.

В порядке ч.2 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений.

Надлежащим ответчиком по устранению допущенных нарушений является администрация Магдагачинского района, поскольку является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно – распорядительные функции, юридическим лицом и отвечает всем признакам административной процессуальной правосубъектности, предусмотренной ст.5 КАС РФ, вправе осуществлять муниципальный контроль. Межведомственная комиссия, создается органом местного самоуправления для указанных целей, отделы администрации Магдагачинского района являются структурными подразделениями, отраслевыми (функциональными) органами администрации, образуют её структуру, потому в порядке ч.2 ст. 227 КАС РФ на администрацию <адрес> надлежит возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем организации повторного рассмотрения заявления Дереча Н. Н. в межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, от 02 сентября 2020 года и представленных документов, в удовлетворении требований в данной части к ответчикам межведомственной комиссии и отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района надлежит отказать.

При этом, оснований для возложения обязанности на ответчиков признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пригодным для проживания, у суда не имеется, поскольку предметом судебного разбирательства является заключение межведомственной комиссии от 08.10.2020 № 325 только по основанию, изложенному в заключении, тогда как п. 33, п. 34 приведенного выше Положения предусматривает основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания - наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие и иных причин, не только тех, которые указаны в обжалуемом заключении. Таким образом, в удовлетворении требований административного истца в данной части надлежит отказать.

При таких обстоятельствах, рассматриваемые в рамках настоящего административного дела административные исковые требования Дереча Н.Н. подлежат частичному удовлетворению.

В силу положений ч.3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Дереча Н. Н. к отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, администрации Магдагачинского района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения установленным требованиям – удовлетворить частично.

Признать незаконным и подлежащим отмене заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» № 325 от 08.10.2020.

Обязать администрацию Магдагачинского района Амурской области устранить допущенные нарушения путем организации повторного рассмотрения заявления Дереча Н. Н. от 02 сентября 2020 года и представленных документов в межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В удовлетворении остальной части исковых требований Дереча Н.Н. о возложении на ответчиков обязанности признать жилое помещение, расположенное по адресу: пгт Магдагачи ул. Молодежная д. 1 кв.65, пригодным для проживания, а также к ответчикам отделу строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Магдагачинского района, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции – отказать.

Администрации Магдагачинского района Амурской области необходимо в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Магдагачинский районный суд и Дереча Н.Н. об исполнении решения по данному административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О. Ю. Шаталова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ