ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-370/2021 от 08.11.2021 Закаменского районного суда (Республика Бурятия)

Дело ...

УИД ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2021 года г. Закаменск

Закаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абалаковой М.П., при секретаре Банзаракцаевой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «Алмаз», Гомбоеву Бальжану Владимировичу, Гомбоевой Цырен-Долгор Дансаруновне, Ломбоевой Валентине Жамсарановне, Цыденову Валерию Бальжитовичу, Цыренжаповой Бадма-Ханде Будаевне Цыренову Баиру Раднаевичу, Чернинову Баяжабу Михайловичу о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Алмаз», возложении обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Алмаз» на его учредителей в шестимесячный срок,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам. Заявленные требования мотивированы тем, что кредитный потребительский кооператив «Алмаз» зарегистрирован в МИФНС № 9 по РБ ... Кооператив с ... находится в стадии ликвидации. До ... КПК «Алмаз» является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы – Национальный Союз «СОКПК «Союзмикрофинанс». Вышеуказанный статус был прекращён на основании приказа Банка России. ... КПК «Алмаз» был исключен из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. КПК «Алмаз» должен был вступить в СРО не позднее ... О необходимости вступления кооператива в СРО Сибирским ГУ Банка России в адрес КПК «Алмаз» направлено письмо от ... До настоящего время КПК «Алмаз» не является членом СРО. КПК «Алмаз» нарушены требования законодательства РФ о кредитных потребительских кооперативах в части обязательного членства в СРО. КПК «Алмаз» не исполнены требования ч.4 ст. 5 Федерального закона № 190, предусматривающей что кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов посредством использования информационных ресурсов. По состоянию на ... КПК «Алмаз» не была произведена активация личного кабинета на сайте Банка России. ... в адрес кооператива направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства РФ. По адресу регистрации КПК «Алмаз» не получает почтовую корреспонденцию. Кооператив отсутствует по месту регистрации, информация о данном факте направлялась Сибирским главным управлением Банка России в адрес МИФНС № 8 по РБ письмом от ... МИФНС № 9 по РБ ... была внесена запись в ЕГРЮЛ о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ, однако в связи с поступлением ... заявления от заинтересованных лиц регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении процедуры исключения. Последняя отчетность КПК «Алмаз» по состоянию на ..., по данным отчета за девять месяцев 2017 г. размер активов КПК «Алмаз» составил 0 тыс. руб., пайщики отсутствовали, что противоречит информации ФНС о поступлении ... заявления от заинтересованных лиц, чьи права затрагиваются исключением кооператива из ЕГРЮЛ и свидетельствует о предоставлении КПК «Алмаз» в Банк России информации, не соответствующей фактической. В адрес КПК «Алмаз» направлялись предписания о не предоставлении отчетности о своей деятельности. Просить ликвидировать КАК «Алмаз» и возложить обязанность на ответчиков по осуществлению ликвидации КПК «Алмаз».

Представитель административного истца, ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

С учетом требований ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 190 –ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации» регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 190 –ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации» банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, в порядке, установленном Банком России.

В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона № 190 –ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации» кредитные кооперативы вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

Ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 190 –ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации» до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно статье 18 Федерального закона от № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу ст. 21 указанного Федерального закона от N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Согласно требованиям п. 5 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018г.) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Принимая во внимание исследованные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что ликвидация кредитного потребительского кооператива «Алмаз» обусловлена объективной невозможностью продолжения его деятельности по основаниям, связанным с нарушением закона. А именно: длительное решение КПК «Алмаз» о добровольной ликвидации, непредставление сведений в Банк России о своей деятельности, отсутствие кооператива по месту регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, уклонению от вступления в СРО, что в комплексе демонстрирует неспособность, отсутствие намерений вести деятельность в соответствии с законодательством РФ. У надзорного органа отсутствует возможность оценить реальные масштабы деятельности КПК «Алмаз»,

в связи с чем, удовлетворяет исковые требования о ликвидации КПК «Алмаз» с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности по причине нарушения законодательства РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 262-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения Национального банка по Республике Бурятия Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Алмаз» (ОРГН ..., ИНН ...) в качестве юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности кредитного потребительского кооператива «Алмаз за нарушения законодательства РФ.

Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Алмаз» на его учредителей: Гомбоева Бальжана Владимировича, Гомбоеву Цырен-Долгор Дансаруновну, Ломбоеву Валентину Жамсарановну, Цыденова Валерия Бальжитовича, Цыренжапову Бадма-Ханду Будаевну, Цыренова Баира Раднаевича, Чернинова Баяжаба Михайловича в шестимесячный срок.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его вынесения.

Решение в окончательной форме принято 15 ноября 2021 г.

Судья М.П. Абалакова