ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-371/19 от 09.07.2019 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-371/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Пономаревка 09 июля 2019 года

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.

при секретаре Шишкиной Е.В.

с участием административного истца – помощника прокурора Пономаревского района Дмитриевой Е.М.

представителя административного ответчика – администрации МО Пономаревский район Гордеева Н.А.

административного ответчика - Докучаева В.К., его представителя Юкина В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области, заместителю главы администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области Докучаеву В.К. о признании незаконным бездействие по непринятию мер с целью устранения нарушения законодательства о муниципальной службы и противодействия коррупции и возложения обязанности расторгнуть трудовой договор и дополнительное соглашение с заместителем главы администрации муниципального образования Пономаревский район Докучаевым В.К.

установил:

Прокурор Пономаревского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Пономаревский район Оренбургской области и заместителю главы администрации МО Пономаревский район Оренбургской области Докучаеву В.К.

В обоснование иска указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации МО Пономаревский район требований законодательства о предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции.

Проведенной проверкой установлено, что ... года Докучаевым В.К. в администрацию Пономаревского района подано заявление о принятии на работу на должность заместителя главы МО Пономаревский район.

... года между Докучаевым В.К. и администрацией МО Пономаревский район в лице главы района Щетинина В.Д. заключен трудовой договор № ... сроком с ... года до ... года.

... года между Докучаевым В.К. и администрацией МО Пономаревский район в лице главы района Щетинина В.Д. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № ... от ... года, в соответствии с которым, срок трудового договора продлен до ... года.

Вместе с тем, Докучаев В.К. претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативным правовым актом органа местного самоуправления, при назначении на должность заместителя главы района сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не предоставлял.

Просит суд:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области по непринятию мер с целью устранения нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции;

обязать администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области расторгнуть трудовой договор от ... года № ... и дополнительное соглашение от ... года к трудовому договору от ... года с заместителем главы администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области Докучаевым В.К..

В судебном заседании помощник прокурора Пономаревского района Дмитриева Е.М. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Пономаревский район Гордеев Н.А. с иском не согласился, пояснил, что Докучаев В.К. не является лицом замещающим муниципальную должность, а принят на должность муниципальной службы, которая согласна Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года № 1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области. Положения ч. 7.1 ст. 8.1 Трудового кодекса РФ, а так же ч. 5 ст. 15 Закона о муниципальной службе не подлежат применению, поскольку Докучаев В.К. при поступлении на муниципальную службу, работником администрации МО Пономаревский район не являлся, и статус муниципального служащего не имел. Кроме того, увольнение Докучаева В.К. не является единственным установленным способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства, поскольку данная норма не является императивной, а предоставляет работодателю право применять либо не применять ее, в связи с чем Докучаев В.К. сможет быть привлечен к иной дисциплинарной ответственности. Так же считает, что материалы прокурорской проверки, используемые административным истом в качестве доказательства по рассматриваемому делу, получены с нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу.

В судебном заседании административный ответчик Докучаев В.К. с административным иском не согласился, пояснив, что у него не было умысла на не предоставление сведений о доходах, либо на сокрытие информации об имуществе при поступлении на муниципальную должность. Считает указанное нарушение не существенным и не влекущем его увольнения с муниципальной службы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Докучаева В.К. - Юкин В.В., поддержал позицию своего доверителя, дополнительно пояснил, что материалы прокурорской проверки, используемые административным истом в качестве доказательства по рассматриваемому делу, получены с нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу. Фактически проведение проверки начато ... года, то есть ранее установленного срока ... года и составляет более ... дней.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц и пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8 указанного закона сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.

Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2).

Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (ч. 8).

Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении (ч. 9).

Распоряжением администрации МО Пономаревский район от 17 марта 2010 № 17-р утвержден перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых, муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (с внесением изменений постановлением администрации от 20 мая 2010 № 27-р). В указанный перечень включена должность заместителя главы района.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Перечень документов, которые граждане, претендующие на замещение вакантной должности муниципальной службы, обязаны предоставлять при поступлении на муниципальную службу, определен в ч. 3 ст. 16 названного Закона. Среди указанных документов - собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса).

Согласно материалам дела ... года Докучаевым В.К. в администрацию Пономаревского района подано заявление о принятии его на должность заместителя главы МО Пономаревский район.

... года между Докучаевым В.К. и администрацией МО Пономаревский район в лице главы района Щетинина В.Д. заключен трудовой договор № ... сроком с ... года до ... года.

... года между Докучаевым В.К. и администрацией МО Пономаревский район в лице главы района Щетинина В.Д. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № ... от ...... года, в соответствии с которым, срок трудового договора продлен до ... года.

Вместе с тем, Докучаев В.К. претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативным правовым актом органа местного самоуправления, при назначении на должность заместителя главы района сведения о своих доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не предоставлял.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Следовательно, в соответствии с вышеуказанными требованиями, Докучаев В.К. не мог быть принят на указанную должность.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в администрацию МО Пономаревский район ... года внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе, с требованием принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь указанных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности заместителя главы МО Пономаревский район Докучаева В.К. и ведущего специалиста по спецработе и кадрам администрации МО Пономаревский район ФИО к установленной законом ответственности.

... года в прокуратуру района из администрации МО Пономаревский район (исх. за № ... от ... года) поступил ответ на представление, согласно которому ведущий специалист по спецработе и кадрам администрации МО Пономаревский район ФИО привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Этим же ответом в удовлетворении требований прокуратуры района о привлечении к установленной законом ответственности заместителя главы администрации МО Пономаревский район Докучаева В.К. – отказано.

Учитывая положения приведенных норм закона, суд считает установленным, что претендент на замещение вакантной должности муниципального служащего в обязательном порядке обязан предоставить представителю нанимателя указанные в законе сведения.

Таким образом, за не предоставление сведений о своих доходах и сведений об имуществе своего супруга, Докучаев В.К. на основании ст. ст. 13, 15, 27.1 Закона о муниципальной службе, ст. 13.1 Закона о противодействии коррупции подлежит увольнению с муниципальной службы.

Неисполнение вышеуказанных требований закона может повлечь злоупотребление должностными полномочиями со стороны муниципальных служащих и как следствие - нарушение прав неопределенного круга лиц, и свидетельствует о бездействии администрации МО Пономаревский район Оренбургской области.

Давая оценку доводам представителя административного ответчика Гордеева Н.А о том, что Докучаев В.К. может быть привлечен к иной административной ответственности не связанной с увольнением, суд пришел к выводу, что из буквального содержания приведенных выше норм (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 13, п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года) следует, что прекращение муниципальной службы является единственным установленным способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства недопустимость продолжения трудовых отношений.

Давая оценку представленным суду доказательствам в данной части, суд, исходя из определения дисциплинарного проступка, содержащегося в ст. 27 Закона РФ № 25-ФЗ от 02 марта 2007 года, не предоставление сведений о доходах при поступлении на муниципальную службу, не может расцениваться в качестве дисциплинарного проступка, так как Докучаев В.К. на момент подачи документов и при заключении муниципального контракта не являлся муниципальным служащим и в трудовых (служебных) отношениях с администрацией Пономаревского района не состоял.

Суд не принимает во внимание довод административного ответчика Докучаева В.К. о том, что при поступлении на работу у него не было умысла на не предоставление сведений о доходах об имуществе, либо сокрытии имущества, поскольку именно сам факт не предоставления сведений при поступлении на муниципальную службу является основанием для расторжения трудового договора по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения на возможность принятия гражданина на муниципальную службу или явиться основанием для отказа в заключение трудового договора.

Довод представителя административного ответчика Юкина В.В., представителя административного ответчика Гордеева Н.А. о том, что прокуратурой Пономаревского района проверка проведена в нарушение действующего законодательства суд считает необоснованным, поскольку при рассмотрении настоящего дела существенных нарушений норм Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при проведении проверки допущено не было. Тот факт, что Докучаев В.К. и Докучаева О.В. были опрошены заместителем прокурора до принятия решения о проведении проверки, не противоречит ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и не является основанием для признания недопустимыми доказательства, предоставленные административным истом.

При установленных судом обстоятельствах прекращение муниципальной службы на основании расторжения трудового договора является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства и несоблюдения ограничений, связанных с муниципальной службой, что прямо следует из содержания ст. 13 Закона РФ №25-ФЗ от 02 марта 2007 года.

По изложенным мотивам доводы представителя административного ответчика Гордеева Н.А. о необходимости учета тяжести проступка, а также положительных профессиональных качеств Докучаева В.К. судом отклоняются.

На основании изложенного, учитывая, что иск прокурором Пономаревского района предъявлен в соответствии с нормами ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, основан на достаточных доказательствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд

решил:

исковые требования прокурора Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области по непринятию мер с целью устранения нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции.

Обязать администрацию муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области расторгнуть трудовой договор от ... года № ... и дополнительное соглашение от ... года к трудовому договору от ... года с заместителем главы администрации муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области Докучаевым В.К..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.В. Щепина

В окончательной форме решение изготовлено 10 июля 2019 года.

Судья О.В. Щепина