Дело № 2а-371/2020
Поступило в суд 29.01.2020
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тогучин Новосибирской области 21 июля 2020 года
Тогучинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего Красновой О.В.,
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного искового заявления межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №15 по Новосибирской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым обязательствам.
В обоснование заявленного требования указано, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области состоит в качестве налогоплательщика БуцА. А. Н., ИНН №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>
Руководствуясь ст. 57 Конституции РФ и п.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, физическое лицо является плательщиком налогов на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения и соответствии со статьей 389 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется, и соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 393 ПК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В связи со сведениями, представленным органами Федеральным агентством кадастра, Росреестра в налоговый орган, на налогоплательщика зарегистрированы объекты имущества:
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 3700, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 900, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ст. 402 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы устанавливается ст. 403 НК РФ и определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ, ставка налога принимается в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В связи со сведениями, предоставленными органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговый орган, на налогоплательщика зарегистрированы объекты имущества:
- Жилой дом, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 79,60, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право, на распоряжение которыми у него возникло. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая на основании гл. 23 НК РФ (ст. 41 НК РФ).
Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации. На налоговых агентов возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (п. 1 ст. 24 ПК РФ). Если же удержать налог невозможно, то налоговый агент обязан сообщить об этом и о сумме задолженности в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 24 ПК РФ, п. 1 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ общество с ограниченной ответственность «Форвард» предоставило сведения по форме 2-НДФЛ № от 05.10.2017, № от 24.02.2018 в разделе 3 справки указан код дохода 2610 (материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей) сумма дохода ФИО1 за 2016 год составляет 4041,92 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составляет 1415 рублей, сумма дохода за 2017 год составляет 4664,30 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составляет 1633 рублей.
Обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также по представлению налоговой декларации в отношении доходов, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, на основании с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ возлагаются на самого налогоплательщика. Данное законоположение направлено на обеспечение исполнения конституционной обязанности по уплате налога теми налогоплательщиками, при получении дохода которыми не был удержан налог.
Налоговый орган согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ, не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направил налоговое уведомление № от 13.09.2016, № от 21.09.2017, № от 23.08.2018 о необходимости уплаты налога, о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, на сумму задолженности начислена пени (расчет пени прилагается).
На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Инспекцией на основании ст. 69,70 НК РФ были направлены требования № по состоянию на 10.12.2018, № по состоянию на 30.01.2015, № по состоянию на 20.03.2017, № по состоянию на 24.08.2018 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности, а так же о сумме начисленной недоимки пени. Однако налогоплательщиком налоговые обязательства в установленные сроки не были исполнены.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, сбору, пени, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 Н К РФ).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании предоставленных налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи 3-го судебного участка Тогучинского судебного района Новосибирской области 22.07.2019 судебный приказ № 2а-1077/19-1 от 11.07.2019 о взыскании задолженности с ФИО1 был отменен.
Однако налогоплательщик задолженность не оплатил, в налоговую инспекцию никаких оправдательных документов, содержащих основания не уплачивать налог установленным законодательством, не предоставил.
Просят взыскать с БуцА. А. Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 32,24 рублей, земельному налогу за 2014 год в размере 175 рублей, земельному налогу за 2015 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 9,47 рублей, земельному налогу за 2016 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 17,32 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1415 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1633 рублей, всего 3898,03 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил пояснения от 16.07.2020 г. относительно возражений административного ответчика, из которых следует, что в соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций и физических лиц устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения и действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 407 НК РФ обозначены категории налогоплательщиков имеющие право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц. К ним в том числе относится такая категория граждан, как инвалиды I и II групп инвалидности.
В соответствии с п. 6 ст. 407 НК РФ - физические лица, имеющие право на налоговые льготы по налогу на имущество, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Так, согласно Решению Совета депутатов Гутовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 19.11.2010 № 40 «Об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц с 01.01.2011 года» налоговые льготы инвалидам I и II групп инвалидности не установлены.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьёй 395 НК РФ обозначены категории налогоплательщиков имеющие право на налоговую льготу но земельному налогу физических лиц. Категории граждан, как инвалиды I и II групп инвалидности, многодетные семьи указанной статьей не обозначены.
В соответствии с п. 6 ст. 408 ПК РФ, в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество, перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
Также, согласно Решениям Совета депутатов Гутовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 19.11.2010 № 39 «Об определении налоговых ставок, порядка и срока уплаты земельного налога с 01.01.2011 года», от 31.10.2014 № 155 «Об определении налоговых ставок, льгот, порядка и сроков уплаты земельного налога с 2015 года», налоговые льготы инвалидам I и II группы инвалидности не установлены.
В свою очередь, начиная с 2017 налогового периода, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ) налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к категории: инвалидов I и II групп инвалидности (пп. 2 в ред. Федерального закона от 04,10.2014 N 284-ФЗ), физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
Согласно п. 6.1 ст. 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Так, на основании представленной 29.10.2018 справки об инвалидности налоговым органом была установлена льгота, ФИО1:
по земельному налогу физических лиц в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, начиная с 2017 налогового периода,
по налогу на имущество физических лиц, исходя из абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ начиная с 2015 налогового периода.
Отмечает, что применение льготы по имущественным налогам по двум основаниям (инвалидность, многодетная семья) налоговым законодательством не предусмотрено.
Ввиду изложенного, установить льготу за указанные в административном исковом заявлении налоговые периоды по имущественным налогам в силу действующего законодательства не представляется возможным.
Обращает внимание суда, что расчеты по имущественным налогам за спорные периоды налогоплательщиком не оспаривались.
О правомерности взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год налоговый орган сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога (страховых взносов) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (страховых взносов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму недоимки. Требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога (страховых взносов) не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога (страховых взносов) может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Руководствуясь п. 2, 3 ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от 04.04.2015 за 2012, 2013, 2014 года со сроком уплаты 01.10.2015, в котором отражен подробный расчет по каждому объекту недвижимости (Приложение №).
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК. РФ на основании п.1 ст. 45 НК РФ ответчику, было направлено требование об уплате налогов № от 30.10.2015 за 2012, 2013, 2014 года со сроком исполнения до 09.02.2016 (Приложение №).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, страховых взносов, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, страховых взносов, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, страховых взносов пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, страховых взносов, пеней, с учетом установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, страховых взносов, пеней за счет имущества лица подается в отношении всех требований об уплате налога, страховых взносов, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, страховых взносов, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, взносов, пеней.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, страховых взносов, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, страховых взносов, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, страховых взносов, пеней превысила 3000 рублей, налоговый оргии обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, страховых взносов, пенен, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением и взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа,
Так, исходя из ст. 48 НК РФ, крайний срок обращения в суд с данным требованием: 10.09.2019.
Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности исходя из ранее выставленных требований (п.2 ст. 43 НК РФ). На основании данного заявления 11.07.2019 мировым судьей 3-го судебного участка Тогучинского судебного района Новосибирской области вынесен судебный приказ № 2а-1077/19-1.
Согласно ст. 123.7 КАС РФ судья отменяет судебный приказ, если от должника поступят возражения относительно его исполнения. В установленный законом срок от налогоплательщика поступило возражение на вынесенный судебный приказ. Определением от 22.07.2019 указанный судебный приказ был отменен.
Руководствуясь нормами абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась в Тогучинский районный суд Новосибирской области с данным административным исковым заявлением, срок на обращение в суд по определению об отмене судебного приказа- 23.01.2020.
Административное исковое заявление № от 20.01.2020 направлено налоговым органом по почте 21.01.2020, поступило в суд 03.02.2020 (Определение суда о принятии заявления от 03.02.2020).
О правомерности требования о взыскании налога на доходы физических лиц, не удержанных налоговым агентом, налоговый орган сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются граждане, лица без гражданства - налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ, которые получили доход в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которыми у него возникло. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая на основании главы 21 НК РФ (статья 41 НК РФ).
Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации. На налоговых агентов возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (пункт 1 статьи 24 НК РФ). Если же удержать налог невозможно, то налоговый агент обязан сообщить об этом и о сумме задолженности в налоговый орган (подпункт 2 пункт 3 статья 24 НК РФ, пункт 1 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
На основании ст. пп.1 п. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые лома, или доли (долей) в них.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Положениями п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 ПК РФ).
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сообщение о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ предоставляется по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.
В случае невозможности удержания у налогоплательщика исчисленной суммы НДФЛ налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту учета справку по форме 2-НДФЛ с признаком 2 (п. 2.7 Порядка заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФПС России №ММВ-7-11/566@).
Представление в налоговый орган иных документов, налоговым агентом законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Из пояснений административного истца от 20.07.2020 г. относительно возражений административного ответчика, следует, что в соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 ПК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации данные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного нрава.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть с момента внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 № 5934/11 по делу №А12-7121/2010).
Так, согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами№ регистрация права собственности ДД.ММ.ГГГГ. право собственности не прекращено; № регистрация права собственности ДД.ММ.ГГГГ, право собственности не прекращено.
Административным ответчиком в судебном заседании 17.07.2020 представлены документы подтверждающие прекращение права собственности на объект права -квартиру, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый (условный) №. В свою очередь, данные документы не подтверждают прекращение права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым (условным) №
Ввиду вышеизложенного, налоговый орган считает, обоснованным право обращения с требованиями о взыскании земельного налога по вышеуказанным земельным участкам.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, заявила, что она является инвалидом 2 группы и многодетной матерью, представила копии судебных приказов мирового судьи 2-го судебного участка Тогучинского судебного района о взыскании с нее задолженности по кредитным договорам, заключенным с ОАО «Сбербанк России» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, представила документы подтверждающие прекращение права собственности на объект права -квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика БуцА. А. Н., ИНН №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>
Согласно сведениям, представленным органами Федеральным агентством кадастра, Росреестра в налоговый орган, на налогоплательщика зарегистрированы объекты имущества:
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 3700, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 900, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, предоставленным органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговый орган, на налогоплательщика зарегистрированы объекты имущества:
- Жилой дом, адрес: <адрес>, Кадастровый №, Площадь 79,60, Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций и физических лиц устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения и действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 407 НК РФ обозначены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц. К ним в том числе относится такая категория граждан, как инвалиды I и II групп инвалидности.
В соответствии с п. 6 ст. 407 НК РФ - физические лица, имеющие право на налоговые льготы по налогу на имущество, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Так, согласно Решению Совета депутатов Гутовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 19.11.2010 № 40 «Об установлении налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц с 01.01.2011 года» налоговые льготы инвалидам I и II групп инвалидности не установлены.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьёй 395 НК РФ обозначены категории налогоплательщиков имеющие право на налоговую льготу но земельному налогу физических лиц. Категории граждан, как инвалиды I и II групп инвалидности, многодетные семьи указанной статьей не обозначены.
В соответствии с п. 6 ст. 408 ПК РФ, в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество, перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.
Согласно Решениям Совета депутатов Гутовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области от 19.11.2010 № 39 «Об определении налоговых ставок, порядка и срока уплаты земельного налога с 01.01.2011 года», от 31.10.2014 № 155 «Об определении налоговых ставок, льгот, порядка и сроков уплаты земельного налога с 2015 года», налоговые льготы инвалидам I и II группы инвалидности не установлены.
В свою очередь, начиная с 2017 налогового периода, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ) налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к категории: инвалидов I и II групп инвалидности (пп. 2 в ред. Федерального закона от 04,10.2014 N 284-ФЗ), физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ)
Согласно п. 6.1 ст. 391 НК РФ уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.
Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.
Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Так, на основании представленной 29.10.2018 справки об инвалидности налоговым органом была установлена льгота, ФИО1:
по земельному налогу физических лиц в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, начиная с 2017 налогового периода,
по налогу на имущество физических лиц, исходя из абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ начиная с 2015 налогового периода.
Применение льготы по имущественным налогам по двум основаниям (инвалидность, многодетная семья) налоговым законодательством не предусмотрено.
Ввиду изложенного, льгота за указанные в административном исковом заявлении налоговые периоды по имущественным налогам в силу действующего законодательства не представляется.
Расчеты по имущественным налогам за спорные периоды налогоплательщиком не оспаривались.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога (страховых взносов) признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога (страховых взносов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму недоимки. Требование об уплате налога (страховых взносов) должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога (страховых взносов) не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога (страховых взносов) может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Руководствуясь п. 2, 3 ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление № от 04.04.2015 за 2012, 2013, 2014 года со сроком уплаты 01.10.2015, в котором отражен подробный расчет по каждому объекту недвижимости (Приложение №),
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК. РФ на основании п.1 ст. 45 НК РФ ответчику, было направлено требование об уплате налогов № от 30.10.2015 за 2012, 2013, 2014 года со сроком исполнения до 09.02.2016 (Приложение №),
Судом исследованы документы подтверждающие прекращение права собственности ФИО1 на объект права -квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) №. Суд находит доводы административного истца о том, что данные документы не подтверждают прекращение права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым (условным) номером №
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц являются граждане, лица без гражданства - налоговые резиденты РФ и нерезиденты РФ, которые получили доход в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение, которыми у него возникло. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая на основании главы 21 НК РФ (статья 41 НК РФ).
Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации. На налоговых агентов возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (пункт 1 статьи 24 НК РФ). Если же удержать налог невозможно, то налоговый агент обязан сообщить об этом и о сумме задолженности в налоговый орган (подпункт 2 пункт 3 статья 24 НК РФ, пункт 1 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
На основании ст. пп.1 п. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением:
материальной выгоды, полученной от банков, находящихся на территории Российской Федерации, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые лома, или доли (долей) в них.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Положениями п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ, причитающуюся к уплате с этих доходов.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 ПК РФ).
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сообщение о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного НДФЛ предоставляется по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.
В случае невозможности удержания у налогоплательщика исчисленной суммы НДФЛ налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту учета справку по форме 2-НДФЛ с признаком 2 (п. 2.7 Порядка заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФПС России №ММВ-7-11/566@).
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ общество с ограниченной ответственность «Форвард» предоставило сведения по форме 2-НДФЛ № от 05.10.2017, № от 24.02.2018 в разделе 3 справки указан код дохода 2610 (материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей) сумма дохода ФИО1 за 2016 год составляет 4041,92 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом составляет 1415 рублей, сумма дохода за 2017 год составляет 4664,30 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом составляет 1633 рублей.
Обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, а также по представлению налоговой декларации в отношении доходов, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, на основании с пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ возлагаются на самого налогоплательщика. Данное законоположение направлено на обеспечение исполнения конституционной обязанности по уплате налога теми налогоплательщиками, при получении дохода которыми не был удержан налог.
Налоговый орган согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ, не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направил налоговое уведомление № от 13.09.2016, № от 21.09.2017, № от 23.08.2018 о необходимости уплаты налога, о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции.
В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ, на сумму задолженности начислена пени (расчет пени прилагается).
Инспекцией на основании ст. 69,70 НК РФ были направлены требования № по состоянию на 10.12.2018, № по состоянию на 30.01.2015, № по состоянию на 20.03.2017, № по состоянию на 24.08.2018 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии задолженности, а так же о сумме начисленной недоимки пени. Однако налогоплательщиком налоговые обязательства в установленные сроки не были исполнены.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, сбору, пени, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 Н К РФ).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
На основании предоставленных налогоплательщиком возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи 3-ю судебного участка Тогучинского судебного района Новосибирской области 22.07.2019 судебный приказ № 2а-1077/19-1 от 11.07.2019 о взыскании задолженности с ФИО1 был отменен.
Однако налогоплательщик задолженность не оплатил, в судебном заседании документов, содержащих основания освобождения от уплаты налога, установленные законодательством, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 32,24 рублей, земельному налогу за 2014 год в размере 175 рублей, земельному налогу за 2015 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 9,47 рублей, земельному налогу за 2016 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 17,32 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1415 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1633 рублей, подлежит удовлетворению, с ответчика подлежит взысканию задолженность в размере 3898,03 рублей.
В силу ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск межрайонной ИФНС России №15 по Новосибирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, удовлетворить.
Взыскать с БуцА. А. Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 90 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 32,24 рублей, земельному налогу за 2014 год в размере 175 рублей, земельному налогу за 2015 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 9,47 рублей, земельному налогу за 2016 год в размере 263 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 17,32 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 1415 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 1633 рублей, всего 3898,03 рублей.
Взыскать с БуцА. А. Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тогучинский районный суд Новосибирской области.
Судья О.В.Краснова