ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-371/2016 от 14.06.2016 Новоселицкого районного суда (Ставропольский край)

***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2016 года ***

Судья Новоселицкого районного суда *** Хачирова Л.В.., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора *** к администрации муниципального образования села *** о признании бездействия администрации муниципального образования села *** выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативно правовых актов (проектов нормативно правовых актов), незаконным (в порядке ст.39 КАС),

У С Т А Н О В И Л:

*** обратился в Новоселицкий районный суд *** с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования села ***, в котором просит:

1. Признать бездействие администрации муниципального образования села ***, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), незаконным.

2. Обязать администрацию муниципального образования села *** в течение 3 дней после вступления решения по данному гражданскому делу в законную силу провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов:

- "дата" постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарной торговой сети на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования села *** на период "дата"

-"дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение безопасных условий для движения пешеходов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры муниципального образования села *** на ***»;

- "дата" «Об утверждении нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения».

-"дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО ***

- "дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования *** на "дата"

- "дата" «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории ***

- "дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ***» в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96.

В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой *** проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования села *** Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Установлено, что администрацией муниципального образования села *** приняты:

- "дата" постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарной торговой сети на территории муниципального образования села ***»,

-"дата" «Об утверждении целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования *** на период "дата"

-"дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение безопасных условий для движения пешеходов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры муниципального образования села *** на "дата"»;

- "дата" «Об утверждении нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения».

Решением Совета депутатов муниципального образования села *** приняты:

"дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО ***

- "дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села *** на "дата"

- "дата" «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории села ***

- "дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ***».

В нарушение требований п. 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» администрацией муниципального образования села *** антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не проводилась.

Административный истец - прокурор ***, представитель ответчика - администрации муниципального образования ****** представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора *** к администрации муниципального образования села *** о признании бездействия администрации муниципального образования села *** выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативно правовых актов (проектов нормативно правовых актов), незаконным (в порядке ст.39 КАС) - подлежащими удовлетворению.

Этот вывод суда основан на следующем:

В судебном заседании установлено, что прокуратурой *** проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования *** Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения основной меры - антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с указанным Федеральным законом Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Таким образом, в силу прямого указания закона на администрацию муниципального образования села *** возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых им нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Установлено, что администрацией муниципального образования села *** приняты:

- "дата" постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарной торговой сети на территории муниципального образования села ***»,

-"дата" «Об утверждении целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования села *** на период "дата" годы»;

-"дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение безопасных условий для движения пешеходов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры муниципального образования села *** на "дата"

- "дата" «Об утверждении нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения».

Решением Совета депутатов муниципального образования *** приняты:

"дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ***

- "дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования *** на "дата"

- "дата" «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории села Чернолесского»;

- "дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ***».

Судом установлено, что в нарушение требований п. 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» администрацией муниципального образования села *** антикоррупционная экспертиза указанных принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не проводилась. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а так же пояснениями представителя ответчика данными в ходе проведения беседы по данному административному делу.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административное исковое требование прокурора *** обоснованно и соответствует требованиям Закона. Доказательств обратного по делу не имеется и административным ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. ст. 291 - 294 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.

Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм Закона, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, судья,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора *** в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села *** о признании бездействия администрации муниципального образования села *** выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативно правовых актов (проектов нормативно правовых актов), незаконным (в порядке ст.39 КАС) - удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования села ***, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования села *** в течение 3 дней после вступления решения по данному гражданскому делу в законную силу провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов:

- "дата" постановление «Об утверждении схемы размещения нестационарной торговой сети на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении целевой программы мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального образования села *** на период "дата"

-"дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение безопасных условий для движения пешеходов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об обеспечении проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на территории муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении Программы комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры муниципального образования села *** на "дата"

- "дата" «Об утверждении нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения».

-"дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры ***

- "дата" «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования *** на "дата"

- "дата" «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории села ***

- "дата" «О внесении изменений в решение Совета депутатов от "дата" «О бюджете муниципального образования села ***»;

-"дата" «О внесении изменений и дополнений в Устав МО ***» в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ***вой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.В. Хачирова