ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3720/19 от 19.09.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2019 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ненаховой О.В.,

с участием помощника прокурора г. Иркутска Петровой И.А., представителя административного истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1, представителя административного ответчика администрации г. Иркутска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3720/2019 по административному исковому заявлению ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России к администрации города Иркутска о признании недействующими постановления администрации города Иркутска от 21.01.2014 № 031-06-30/14 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории», постановления администрации города Иркутска от 26.06.2017 № 031-06-621/7 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории,

У С Т А Н О В И Л :

ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска, в котором просит постановление администрации города Иркутска от 21.01.2014 № 031-06-30/14 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории» и Постановление администрации города Иркутска от 26.06.2017 № 031-06-621/7 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5) признать недействующими.

В обоснование административного искового заявления указано, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225, площадью 100,14 кв.м., расположенный по адресу: <...> ранее состоял на учете ФГУ «Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации. Указанный земельный участок предоставлен в ведение Минобороны России согласно Государственному акту на право пользования землей A-I № 569887 от 25.02.1984. Право собственности Российской Федерации на участок зарегистрировано 23.11.2006, с внесением в ЕГРП записи регистрации № 38-38-01/093/2006-761. Распоряжением ТУ ФАУФИ по Иркутской области « 160-з от 09.06.2007 участок закреплен за пользователем - Иркутской КЭЧ района. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1871 от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России» имущество ФГУ «Иркутская КЭЧ района», в том числе и земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225, передано по передаточному акту от 01.04.2011г. в ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 422 от 29.03.2012 ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России изменило организационно правовую форму на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России (далее Учреждение). В соответствии со ст. 58 ГК все права и обязанности перешли к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Согласно Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Учреждение является универсальным правопреемником ФГУ «Иркутская КЭЧ района» Минобороны России. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации, право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. На данном участке располагаются объекты недвижимого имущества в/г 23, в том числе, расположена группа жилых домов (по ГП инв. № 63 - ул. ФИО5, 138, № 64- ул. Пискуновка, 138 А, № 65 - ул. ФИО5, 138Б, № 66 - ул. ФИО5, 138 В, № 77 -ул. ФИО5, 136, инв. № 78 - ул. ФИО5, 136 А, № 79- ул. ФИО5, 136 Б, № 80 - ул. ФИО5, 136 В, № 84 - ул. ФИО5, 134, № 85 - ул. ФИО5, 134А, № № 86 - ул. ФИО5, 134 Б, № 87 - ул. ФИО5, 134В, № 112 - ул. ФИО5, 132, № 113 - ул. ФИО5, 132 А, № 114 - ул. ФИО5, 132 Б, № 115 - ул. ФИО5, 132 В. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 № 1600-р указанные жилые дома переданы из ведения Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность. Решением Государственной Думы г. Иркутска от 27.09.1996 № 2-17гД (2) «О переименовании улиц Приморской (Свердловский район), 1 Летчиков, 5 Советской (Октябрьский район), Ново-Ямской (Куйбышевский район) в улицы ныне здравствующих героев Советского Союза ул. 5 Советская переименована в улицу имени героя Советского Союза ФИО3. В Учреждение поступили сведения, установленные в рамках проведенной военной прокуратурой Иркутского гарнизона проверки, об образовании в границах вышеуказанного участка иных 14 земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> которые фактически расположены под вышеуказанными жилыми домами. Административный истец полагает, что постановка спорных земельных участков на государственный кадастровый учет осуществлена неверно, в противоречие ст. 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11,2 ЗК РФ, ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ, поскольку административным ответчиком произведено формирование этих земельных участков под жилыми домами из земель, собственность на которую не разграничена, в то время как данные жилые дома фактически расположены на земельном участке, закрепленном на праве постоянного бессрочного пользования за административным истцом. Согласно пункту 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка. Необходимыми для кадастрового учета земельного участка документами согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре объектов недвижимости» являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 ЗК РФ местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Согласно ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с изменениями и дополнениями) Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, предусмотренным в подпункте 6 пункта 3 статье 27, подпункте 9 пункта 3 статьи 27, подпункте 2 части 5 статьи 27. Порядок разграничения государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Указанная статья устанавливает соответствующие принципы разграничения. При издании оспариваемых постановлений и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков ни один из признаков не установлен, что привело незаконному выбытию земельных участков из состава земель Министерства обороны России, и нарушает права Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, представитель административного истца ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска ФИО2 в судебном заседании требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего оспариваемые нормативно-правовые акты принятыми в соответствии с нормами законодательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно частей 8 - 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Министерство обороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций

В структуру Министерства обороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения (п. 1 Указа).

В соответствии с Уставом, утвержденным Министром обороны России 25.02.2012, ФГКУ «Сибирское ТУПО» Минобороны России создано в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации (п.п. 3, 19 Устава).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225, площадью 100,14 кв.м., расположенный по адресу: <...> ранее состоял на учете ФГУ «Иркутская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Государственному акту на право пользования землей A-I № 569887 от 25.02.1984, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225 предоставлен в ведение Минобороны России.

Из свидетельства о государственной регистрации права серии 38-АТ 408874 от 23.11.2006г. следует, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225, площадью 100,14 га, земли поселений, по адресу: <...> зарегистрировано 23.11.2006, с внесением в ЕГРП записи регистрации № 38-38-01/093/2006-761.

Распоряжением ТУ по Иркутской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 160-з от 09.06.2007 участок закреплен за пользователем - Иркутской КЭЧ района.

Согласно п. 1 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России Учреждение является универсальным правопреемником ФГУ «Иркутская КЭЧ района» Минобороны России.

Имущество ФГУ «Иркутская КЭЧ района», в том числе и земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225 (ул. ФИО5 (ранее 5-я Советская), передано по передаточному акту от 01.04.2011г. в ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 24.05.2016 г., право собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225 зарегистрировано за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации, право постоянного бессрочного пользования зарегистрировано за ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Согласно кадастровому паспорту от 10.07.2008 г. на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:225 поставлен на кадастровый учет 23.11.2006г.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 № 1600-р жилые дома по адресам: ул. 5-я Советская, № 125, 125Б, 127, 128А, 128Б, 129, 129А, 130, 130А, 130Б, 130В, 131, 131А, 131Б, 132, 132А, 132Б, 132В, 133, 133А, 133Б, 134, 134А, 134Б, 134В, 135, 135А, 135Б, 136, 136А, 136Б, 136В, 137, 137А, 138, 138А, 138Б, 138В, 139, 139А, 141, переданы из ведения Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность.

Решением Думы г. Иркутскаот 27.09.1996 <...> переименована в улицу имени Героя Советского Союза ФИО4.

Постановлением администрации города Иркутска от 21.01.2014 № 031-06-30/14 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории» утвержден проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьском районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии (улицы Красноярская, ФИО5, ФИО6) в следующем составе:

1.1 Основная часть:

1.1.1. План красных линий (основной чертеж);

1.1.2. Разбивочный чертеж красных линий;

1.1.3. Схема размещения инжинерных сетей и сооружений;

1.1.4. Положение о размещении объектов капитального строительства местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе, плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инжинерно – технического обеспечения, необходимых для развития территории;

1.2 Проект межевания территории;

1.2.1. – 1.2.16 Градостроительные планы земельных участков, расположенных по ул. ФИО5.

Постановлением администрации города Иркутска от 26.06.2017 № 031-06-621/7 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5)», утвержден проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьском районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (улица ФИО5), в следующем составе:

1) Основная часть:

а) Чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

б) Чертеж планировки территории, на котором отображены границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Электроснабжение. Теплоснабжение. Канализация;

в) Положение о характеристиках планируемого развития территории. Положения об очередности планируемого развития территории;

2) Проект межевания территории:

а) Чертеж межевания территории;

б) Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков.

Полагая, что данные проекты планировки приняты органом местного самоуправления в противоречии со ст. 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11,2 ЗК РФ, ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ, административный истец обратился в суд.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и администрация города Иркутска, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, осуществляемой, в том числе, в виде планировки территории путем утверждения подготовленных на основании генерального плана г. Иркутска проектов планировки территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого проекта планировки, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 10 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В соответствии с ч. ч. 13, 14 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Оспариваемые правовые акты содержат в себе все основные части, полностью соответствуют требованиям ст. ст. 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 28.03.2017 № 944-02-130/17 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5)» определены сроки проведения публичных слушаний: 04.04.2017 – 04.05.2017 гг.

Указанное постановление администрации города Иркутска было опубликовано в газете «Иркутск официальный» № 14 (702) от 04.04.2017 г.

Также распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 31.03.2017 № 944-02-147/17 утвержден план работы по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5), который опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» на WEB портале органа местного самоуправления г. Иркутска (www.admirkutsk.ru) 02.05.2017 г.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 28.04.2017 № 944-02-00218/17 внесены изменения в распоряжение от 28.03.2017 № 944-02-130/17 и распоряжение от 31.03.2017 № 944-02-147/17 в части сроков проведения публичных слушаний с 02.05.2017 по 02.06.2017 г. и план работы, которое опубликовано в газете «Иркутск официальный» № 19 (707) от 02.05.2017 г.

Публичные слушания по данному проекту планировки были проведены 15.05.2017 г. по адресу: <...>, каб. 23.

В соответствии с протоколом публичных слушаний от 15.05.2017 г. поступили несколько замечаний и предложений по указанному проекту планировки территории.

При этом от административного истца замечаний и предложений не поступало.

По результатам проведенных публичных слушаний было составлено заключение, которое опубликовано в газете «Иркутск официальный» № 24 (712) от 06.06.2017 г.

Постановление администрации города Иркутска от 21.01.2014 № 031-06-30/14 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории» опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 28.01.2014 № 5 (716), а также в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» на WEB портале органа местного самоуправления г. Иркутска (www.admirkutsk.ru) 27.01.2014 г.

Постановление администрации города Иркутска от 26.06.2017 № 031-06-621/7 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5), опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 04.07.2017 № 28 (716).

Порядок принятия оспариваемых правовых актов соблюден.

Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых правовых актов ст. 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11,2 ЗК РФ, ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ, а также нарушении прав ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России оспариваемыми правовыми актами, в том числе на согласование с правообладателем при постановке на кадастровый учет месторасположение земельного участка, суд учитывает следующее.

В силу ст. 11.2 ЗК РФ, на не соответствие которой оспариваемых правовых актов заявляет административный истец, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой (ч. 1).

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (ч. 2).

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3).

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях (ч. 4):

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).

5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.

6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014), на которую ссылается административный истец, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;

11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

12) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);

13) копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости.

Данная норма права не регулирует спорные правоотношения, а потому оснований вывода о несоответствии оспариваемых правовых актов данной норме права нет.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной генеральным планом городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Таким образом, в соответствии с п.1 ч.2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ местоположения границ вновь образуемых и изменяемых земельных участков определяется при подготовке проекта межевания территории.

Более того, согласно п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно п.1 Приложения 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 к таким объектам, подлежащим обязательной передаче в муниципальную собственность, относится жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормами федерального законодательства многоквартирные жилые дома по ул.ФИО5 г.Иркутска, находившиеся в ведении Министерства обороны РФ, подлежали безусловной передаче в собственность муниципального образования г.Иркутск.

В соответствии со ст.ст.2, 3 Федерального закона от 08.12.2011г. № 423-Ф3 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, в случае если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003№131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст.16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.4, 6 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и постановки на кадастровый учет. Формирование органами местного самоуправления земельных участков под многоквартирными домами осуществляется путем подготовки и утверждения проектов планировки территорий и проектов межевания территорий.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Как разъяснено в пунктах 66-67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2002 г. № 1600-р многоквартирные дома по ул. 5-Советская (ФИО5) были переданы из федеральной собственности в муниципальную.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Следовательно, с момента передачи многоквартирных домов по ул. ФИО5 в муниципальную собственность, право на распоряжение земельными участками под этими многоквартирными домами в силу закона перешло муниципальному образованию.

Таким образом, доводы административного истца о неполучении согласия его как правообладателя на постановку на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами основаны на неверном толковании норм права.

Учитывая, что с момента передачи многоквартирных домов в муниципальную собственность, земля под этими многоквартирными домами перешла в силу закона в распоряжение соответствующего публично-правового образования, а обязанность по формированию этих земельных участков, в том числе постановка их на кадастровый учет законом возложена на орган местного самоуправления, оснований для вывода суда о несоответствии оспариваемых правовых актов ст. 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 11.2 ЗК РФ, ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не имеется.

Кроме того, суд учитывает, что в рамках главы 21 КАС РФ суд проверяет соответствие оспариваемых правовых актов правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а защита права собственности и иных вещных прав в случае их нарушения подлежат рассмотрению в ином порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России к администрации г. Иркутска о признании постановления администрации города Иркутска от 21.01.2014 № 031-06-30/14 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории» и постановления администрации города Иркутска от 26.06.2017 № 031-06-621/7 «Об утверждении проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, расположенной в Октябрьским районе г. Иркутска, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории (ул. ФИО5) недействующими - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 23.09.2019г. Н.Н. Исакова