Административное дело № 2а-3723/2021
68RS0001-01-2021-005829-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе
председательствующего судьи Заболотниковой О. А.
при секретаре Малахове М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Тамбову к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Тамбову обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2018г. в размере 4600 руб., пени по транспортному налогу за 2016г, 2017г, 2018г в размере 881,80 руб., пени НДФЛ в размере 0,17 руб.
В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником транспортного средства КУБАНЬ Г1А1 государственный регистрационный знак № 68 с 30.01.1997 года, соответственно плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление:
- № 3650303 от 02.07.2017г. на уплату транспортного налога за 2016г., в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 г.
-№ 3129330 от 23.06.2018г. на уплату транспортного налога за 2017 г. в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 г.;
-№ 12697750 от 04.07.2019 г., на уплату транспортного налога за 2018 г., в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 г.;
В связи с тем, что ответчик уклонялся от уплаты налога, в соответствии с ст.ст. 69,70 НК РФ ему было направлено требование: № 40228 от 02.07.2019 г., по сроку уплаты до 10.09.2019 г.; № 9979 от 29.07.2020 г., по сроку уплаты до 24.03.2020 г. с предложением погасить имеющуюся задолженность.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по обязательным платежам и санкциям:
- согласно требованию № 40228 от 02.07.2019 г., по сроку уплаты до 10.09.2019 г., пени по транспортному налогу за 2016, 2017 г., в сумме 826,67 руб., начисленные с 02.12.2017 по 01.07.2019, пени по НДФЛ в размере 0,17 руб.
- согласно требованию № 9979 от 29.01.2020г., по сроку уплаты до 24.03.2020г. по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4 600 руб., пени по транспортному налогу в размере 55,13 руб., начисленные с 03.12.2019 по 28.01.2020гг.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Тамбову не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежаще, просил рассмотреть дело без своего участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (до внесения изменений ФЗ от 23.11.2020г №374-ФЗ) налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п.п. 1, 2, 4, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему налогового уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Таким образом, законодатель предусматривает обязанность налогового органа по направлению в адрес налогоплательщика налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и сборов.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства КУБАНЬ Г1А1 государственный регистрационный знак № 68 с 30.01.1997 года, соответственно плательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление:
- № 3650303 от 02.07.2017г. на уплату транспортного налога за 2016г., в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 г.
-№ 3129330 от 23.06.2018г. на уплату транспортного налога за 2017 г. в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 г.;
-№ 12697750 от 04.07.2019 г., на уплату транспортного налога за 2018 г., в размере 4 600 руб., по сроку уплаты не позднее 02.12.2019 г.;
Направление вышеуказанных налоговых уведомлений ФИО1 подтверждается списками заказных писем.
В связи с тем, что ответчик уклонялся от уплаты налога, в соответствии с ст.ст. 69,70 НК РФ ему были направлены требования: № 5508 от 04.02.2019г по сроку уплаты 01.04.2019г., № 40228 от 02.07.2019 г., по сроку уплаты до 10.09.2019 г.; № 9979 от 29.07.2020 г., по сроку уплаты до 24.03.2020 г. с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Направление налогоплательщику требования № 5508 от 04.02.2019г осуществлялось путем массовой централизованной печати и рассылки через ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, что подтверждается скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ.
Приказом ФНС России от 15 ноября 2013 года N ММВ-7-1/507@ "О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России" с 1 января 2014 года функции централизованной печати и рассылки налоговых документов (уведомлений), осуществляемой посредством программного обеспечения АИС "Налог-ЦОД", переданы указанному учреждению.
Данные о недоставленных/неврученных налоговых документах автоматически передаются из федерального информационного ресурса "Взаимодействие с Почтой России" в АИС "Налог-3" для проведения проверки результатов направления налоговых документов. ФКУ "Налог-Сервис" не подменяет функции налоговых органов по направлению налоговых уведомлений налогоплательщикам, а выполняет массовую печать и рассылку налоговых уведомлений в условиях централизованной обработки данных под контролем у ФНС по субъектам Российской Федерации и ИФНС России.
Направление налогоплательщику требования № 40228 от 02.07.2019 г. и № 9979 от 29.07.2020 г. подтверждается списками заказных писем.
В настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по обязательным платежам и санкциям:
- согласно требованию № 40228 от 02.07.2019 г., по сроку уплаты до 10.09.2019 г., пени по транспортному налогу за 2016, 2017 г., в сумме 826,67 руб., начисленные с 02.12.2017 по 01.07.2019, пени по НДФЛ в размере 0,17 руб.
- согласно требованию № 9979 от 29.01.2020г., по сроку уплаты до 24.03.2020г. по транспортному налогу за 2018 г. в размере 4 600 руб., пени по транспортному налогу в размере 55,13 руб., начисленные с 03.12.2019 по 28.01.2020гг.
В соответствии с ч.3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
11.03.2021 г. мировой судья судебного участка №6 Октябрьского района г. Тамбова вынес определение об отмене судебного приказа №2а-1012/2020.
Срок на подачу административного искового заявления сохранялся у налогового органа до 11.09.2021г, в суд административное исковое заявление поступило 30.08.2021г, то есть в установленный законом срок.
Суд находит заявленные административные требования подлежащими удовлетворению в части взыскания пени по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 175,30 руб., начисленные с 04.12.2018 по 01.07.2019гг., транспортного налога за 2018 г. в размере 4600 руб., пени по транспортному налогу за 2018г. в размере 55,13 руб., начисленные с 03.12.2019 по 28.01.2020гг.
Требование №51465 от 15.12.2017г. об уплате транспортного налога за 2016 г. по сроку уплаты до 07.02.2018г было направлено налогоплательщику путем массовой централизованной печати и рассылки через ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России. Доказательств вручения данного требования налогоплательщику программа АИС Налог-3 ПРОМ не содержит.
По смыслу пп. 4 и 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) любым способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административные требования в части взыскания пени по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 651,37 руб., начисленные с 02.12.2017 по 01.07.2019г., не подлежат удовлетворению, поскольку административным истцом не представлены доказательства получения ответчиком требования №51465 от 15.12.2017г., а также доказательства направления его заказным письмом в случае невручения путем массовой централизованной печати и рассылки через ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Требования в части взыскания пени по НДФЛ в размере 0,17 руб. не подлежат удовлетворению, поскольку не представлены основания взыскания данного налога и расчет соответствующих пеней.
Согласно ст. 103 КАС РФ, ст. 114 КАС РФ с ответчика надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ИФНС России по г. Тамбову удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу ИФНС России по г. Тамбову пени по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 175,30 руб., начисленные с 04.12.2018 по 01.07.2019гг., транспортный налог за 2018 г. в размере 4600 руб., пени по транспортному налогу за 2018г. в размере 55,13 руб., начисленные с 03.12.2019 по 28.01.2020гг.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову к ФИО1 о взыскании пени по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 651,37 руб., начисленные с 02.12.2017 по 01.07.2019г., пени по НДФЛ в размере 0,17 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2021г
Судья Заболотникова О.А.