РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19.05.2020 г. г. Тольятти Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Ивановой О.Б., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3724/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО2 о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по административному штрафу, УСТАНОВИЛ: Межрайонная Инспекция ФНС России № 19 по Самарской области предъявила административный иск к ФИО2, в котором просит суд признать безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по административному штрафу в размере 1500,00 рублей у ФИО2 Валерьевны. В обоснование иска указав, что налоговым органом вынесено Постановление о назначении административного наказания в отношении ФИО2 за нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Согласно данному Постановлению ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ виде штрафа в размере 1500,00 рублей. Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Административный штраф в размере 1500,00 рублей в установленный срок в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ ФИО2 не был уплачен. Со дня вступления в законную силу Постановления о назначении административного наказания в отношении ФИО2, прошло более двух лет, в связи, с чем в соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ исполнению не подлежит. Срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания истек. Согласно данным лицевого счета в настоящее время у ФИО2 имеется задолженность по уплате штрафа за нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в размере 1500,00 рублей. При этом материалы административного дела, в том числе постановление о назначении административного наказания было уничтожено актами уничтожения документов, не подлежащих хранению. Налоговым кодексом РФ не регулируется порядок списания задолженности по административному штрафу, по которому утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков давности. КоАП РФ также не содержит норм, определяющих порядок признания задолженности по административному штрафу безнадежным к взысканию, а потому, истечение срока давности на принудительное взыскание суммы штрафа не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания исключения ее из учета либо списания. В связи с указанным, налоговым органом не предпринимаются какие-либо действия, направленные на взыскание задолженности по штрафу в размере 1500,00 рублей. В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 21). До начала судебного заседания от административного ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Исковые требования признает (л.д. 22). Исследовав материалы административного дела, изучив заявление административного ответчика о признании исковых требований, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из анализа ст. 44 НК РФ следует, что утрата налоговым органом возможности принудительно взыскания суммы налогов, пеней и штрафов, т.е. непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их оплате, и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ и подп. 4 п. 1 ст. 39 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней и штрафов в связи с истечением установленного срока их подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней и штрафов, в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из его лицевого счета налогоплательщика после вступления в законную силу судебного акта. Согласно подп. 1 п. 4 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года № 1150-О и в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ (ред. от 09.03.2020) «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2019 № 54483) утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. В соответствии с п. 5 Перечня документов, при наличии случая, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда. В Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.03.2018 по делу № А74-10665/2017 указано, что статья 57 Конституции Российской Федерации предписывает каждому платить законно установленные налоги и сборы. Одним из условий реализации этой конституционной обязанности является законный и единообразный порядок учета денежных средств. Все организации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны вести сбор, регистрацию и обобщение информации о принадлежащем им имуществе и его движении путем непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При этом хозяйствующим субъектам предоставлено право самостоятельно формировать свою учетную политику, исходя из структуры, отрасли и других особенностей их деятельности. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 14-П т 12.05.1998 нормы Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в их взаимосвязи имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона № 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506. В силу ст. 7 Закона РФ от 23 марта 1991 года 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговым органам предоставляется право проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Согласно ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 4 - 15 статьи 14.5, частью 5 статьи 14.13, статьей 15.1, частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 19.7.6 КоАП РФ. Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники. Судом установлено, что налоговым органом вынесено Постановление о назначении административного наказания в отношении административного ответчика за нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Согласно данному Постановлению ФИО2 была привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ виде штрафа в размере 1500,00 рублей. Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Административный штраф в размере 1500,00 рублей в установленный срок в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ ФИО2 не был уплачен. Уплата штрафа является непосредственной обязанностью лица, привлеченного к административной ответственности. Статьей 31.7 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса; Согласно п. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу. Из п. 20.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 следует, что при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2-4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении двух лет со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью. Со дня вступления в законную силу Постановления о назначении административного наказания в отношении ФИО2 прошло более двух лет. В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ Постановление о назначении административного наказания исполнению в отношении ФИО2 не подлежит. Таким образом, срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания истек. Согласно данным лицевого счета в настоящее время у ФИО2 имеется задолженность по уплате штрафа за нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в размере 1500,00 рублей. Материалы административного дела, в том числе постановление о назначении административного наказания было уничтожено актами уничтожения документов, не подлежащих хранению. Налоговым кодексом РФ не регулируется порядок списания задолженности по административному штрафу, по которому утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков давности. Кроме того, КоАП РФ также не содержит норм, определяющих порядок признания задолженности по административному штрафу безнадежным к взысканию, а потому, истечение срока давности на принудительное взыскание суммы штрафа не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания исключения ее из учета либо списания. В связи с указанным, налоговым органом не предпринимаются какие-либо действия, направленные на взыскание задолженности по штрафу в размере 1500,00 рублей. Из Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.11.2017 № 18-КГ17-179 следует, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего: согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Согласно ст. 47.2 БК РФ платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются безнадежными к взысканию в случае: принятия судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 45, 357, 358, 400, 401 НК РФ, ст.ст. 114, 175-181, 291-293 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административный иск Межрайонной ИФНС России № 19 по <адрес> к ФИО2 удовлетворить. Признать безнадежной к взысканию и списать недоимку и задолженность по административному штрафу в размере 1500 рублей у ФИО2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти. Судья /подпись/ Иванова О.Б. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |