Дело № 2А-3728-2021
УИД №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 04 октября 2021 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми:
в составе председательствующего судьи Невидимовой Е.А.,
при секретаре Вороновой Ю.Э.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрел в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №9 по Пермскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1, просит взыскать с административного ответчика:
- транспортный налог за 2018 г. в размере 4272,00 рублей, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017-2018 г.г. в размере 228,77 рублей,
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 25,74 рублей,
- земельный налог за 2016 г., 2018 г. в размере 1354,00 рублей, пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за 2016-2018 г.г. в размере 43,89 рублей.
Административный истец свои требования мотивирует следующим.
ФИО1 является плательщиком транспортного налога с физических лиц в соответствии с ст. 157 НК РФ. ФИО1 на праве собственности в 2017-2018 г.г. принадлежало транспортное средство <.....> госномер №.... За период 2018 год у ФИО1 образовалась задолженность по транспортному физических лиц в размере 4272,00 рублей, административный ответчик в установленный срок налог не оплатил, поэтому за 2017 г. и 2018 г. ему были начислены пени в размере 228,77 рублей.
ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц в соответствии с ст. 400 НК РФ. ФИО1 на праве собственности в 2017 г. принадлежал жилой дом по адресу: <АДРЕС>. Административный ответчик в установленный срок налог не оплатил, поэтому ему были начислены пени в размере 25,74 рублей за 2017 год.
ФИО1 является плательщиком земельного налога взимаемого с физических лиц в соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ. ФИО1 на праве собственности в 2016-2018 г.г. принадлежал земельный участок по адресу: <АДРЕС>. За период 2016 г., 2018 г. у ФИО1 образовалась задолженность по земельному налогу в размере 1354 рублей, административный ответчик в установленный срок налог не оплатил, поэтому за 2016 г., 2017 г. и 2018 г. ему были начислены пени в размере 43,89 рублей.
Инспекцией административному ответчику были направлены требование об уплате налогов, пени:
№... от (дата) (общая сумма требований 1163,03 рубля) со сроком уплаты не позднее (дата);
№... от (дата) (общая сумма требований 1,40 рубль) со сроком уплаты не позднее (дата);
№... от (дата) (общая сумма требований 5709,74 рубль) со сроком уплаты не позднее (дата).
В установленные сроки налоги не уплачены.
В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени на недоимку в общей сумме 298,40 рублей. Задолженность по пени административным ответчиком не оплачена.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание указанной задолженности. Мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-5221/2020 от (дата) На основании поступивших письменных возражений должника судебный приказ был отменен (дата).
Административный истец - Межрайонная ИФНС России №9 по Пермскому краю, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в суд не явился. Представитель административного истца в письменном заявлении просит рассмотреть административный иск в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает, указывает, что задолженность ответчиком не уплачена.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснил, что административным истцом срок подачи искового заявления пропущен, просил в иске отказать.
Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 21 по Пермскому краю о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в суд не явился, пояснений, возражений, ходатайств не представил.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав явившихся участников процесса, приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Права налоговых органов закреплены в статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) закреплены в ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем предусмотрено статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
По правилам ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 400 НК РФ Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ч. 1 ст. 401 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. 405 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В силу ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
По правилам ч. 3 ст. 396 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст. 394 НК РФ ставки земельного налога и сроки уплаты устанавливаются представительным органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Статьей 390 НК РФ закреплены правила установления налоговой базы. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Взыскание пени предусмотрено ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).
Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Административный истец обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Перми с административным иском к административному ответчику ФИО1(дата).
Административный ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога взимаемого с физических лиц.
Согласно сведениям представленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, на административного ответчика зарегистрировано транспортное средство: автомобиль <.....> госномер №..., дата возникновения права собственности (дата), транспортное средство не отчуждалось.
Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственный технический учет, на административного ответчика зарегистрировано имущество: жилой дом и земельный участок по адресу: <АДРЕС>, дата приобретения права собственности (дата), имущество не отчуждалось.
Административный ответчик допустил образование задолженности и пени по транспортному налогу за 2018 г. и земельному налогу взимаемому с физических лиц за 2016 г., 2018 г. в том числе:
- транспортный налог за 2017-2018 г.г. в размере 4050,00 рублей,
- земельный налог за 2016 г., 2018 г. в размере 1354,00 рублей.
Оплата транспортного налога и налога на имущество с физических лиц административным ответчиком не произведена, оплата налога на имущество физических лиц произведена административным ответчиком позднее срока, указанного для добровольно уплаты налога, в связи, с чем в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
Начисленные пени по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, по земельному налогу административным ответчиком добровольно не уплачены.
ФИО1 Инспекцией были направлены требования:
№... от (дата) об уплате налогов, пени, со сроком исполнения «до (дата).», где общая сумма пени по налогам и страховым взносам составила 1163,03рубля. Требование было направлено посредствам заказной почты (дата).
№... от (дата) об уплате налогов, пени, со сроком исполнения «до (дата).», где общая сумма пени по налогам составила 1,40 рубля. Требование было направлено посредствам заказной почты (дата).
№... от (дата) об уплате налогов, пени, со сроком исполнения «до (дата).», где общая сумма налогов составила 5626 рублей и пени по налогам (дата).
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника ФИО1(дата) Мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-5221/2020 от (дата).
Определением мирового (дата) указанный судебный приказ был отменен на основании заявления должника.
Разрешая заявленные административным истцом требования, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, пояснения стороны ответчика, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника ФИО1
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от (дата) указанный судебный приказ был отменен на основании заявления должника.
Административный истец обратился в Орджоникидзевский районный суд г. Перми с административным иском к административному ответчику ФИО1(дата)
Следовательно, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ административным истцом пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований налогового органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления в суд, просят признать причину пропуска процессуального срока уважительной и восстановить срок. В обосновании своих требований Инспекция указывает следующее. Копия определения об отмене судебного приказа от (дата) по делу № 2а-5221/2020 в отношении ФИО1 поступила в Инспекцию от мирового судьи судебного участка № 2 Орджоникидзевского района г. Перми по электронной почте (дата) после запросов инспекции от (дата) и (дата) Инспекцией в кратчайшие соки подготовлено административное исковое заявление. Инспекция считает, что у налогового органа отсутствовала возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности ранее даты получения определения об отмене судебного приказа № 2а-5221/2020, а именно (дата) Инспекция считает, что указанное обстоятельство является уважительной причиной пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением в отношении ФИО1
Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность административного иска о требованиях по направлению требований об уплате недоимки, правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, включая требования к соблюдению сроков.
Мировым судьей судебного участка № 2 Орджоникидзевского судебного района г. Перми вынесено определение об отмене судебного приказа (дата) Доводы Инспекции о том, что определение в их адрес поступило только (дата) по средствам электронной почты не может быть признана судом уважительной причиной пропуска срок по следующим основаниям.
Срок предъявления искового заявления в суд истек (дата).
Заявление о выдаче копии определения об отмене судебного приказа в адрес мирового судьи было направлено Инспекцией только (дата), то есть уже за пропуском процессуального срока.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 45 КАС РФ, лица, участвующие в деле, имеют право: знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии.
В материалах дела не представлено сведений о том, что налоговый органов заблаговременно принимал все необходимые меры для получения определения об отмене судебного приказа.
При рассмотрении административного дела, с учетом всех представленных доказательств, суд пришел к выводу о пропуске процессуального срока подачи заявления о взыскании налогов и пени в отношении должника ФИО1
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Налоговый орган, обратившись в суд с требованием о взыскании обязательных платежей с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ходатайства о восстановлении срока на подачу административного иска МИФНС России №9 по Пермскому краю судом не удовлетворено.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска к административному ответчику ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административному истцу Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 4 272 рублей, пени по транспортному налогу за 2017-2018 года в сумме 228,77 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 25,74 рублей, земельному налогу за 2016, 2018 года в сумме 1 354 рублей, пени по земельному налогу за 2016-2018 года в сумме 43,89 рублей, всего на сумму 5 924,40 рублей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись - Невидимова Е.А.
<.....>
Мотивированное решение изготовлено и подписано 07 октября 2021 года
Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела № 2А-3728-2021.
Гражданское дело № 2А-3728-2021 находится в производстве Орджоникидзевского районного суда г.Перми.