Дело №2а-372/2020
(УИД 02RS0008-01-2020-000711-78)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 24 ноября 2020 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Вершининой А.В.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке и непринятии административного регламента муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования, возложении обязанности разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке и непринятии административного регламента муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования, возложении обязанности разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования «Усть-Коксинское сельское поселение».
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой района проводился правовой мониторинг нормативно-правовой базы органов местного самоуправления. В ходе проведения мониторинга установлено, что административным ответчиком допущено бездействие по разработке и принятию административного регламента по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ ввиду выявленных нарушений законодательства в адрес главы администрации прокурором района внесено представление. Однако до настоящего времени административным ответчиком регламент, детализирующий процедуру проведения проверки, не разработан и не принят, что может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении проверки.
Старший помощник прокурора Казанцева М.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал удовлетворению требований.
На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст.7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.17.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г., органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу требований ч.3 ст.14, п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании установлено, что сельская администрация Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай является органом, на который возложены обязанности по принятию муниципальных правовых актов, по осуществлению муниципального контроля.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, установлен Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с положениями ч.4 ст.2 указанного Федерального закона, муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Согласно ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится, в том числе, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ходе мониторинга муниципальных правовых актов и законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства, прокуратурой района установлено, что сельской администрацией Усть-Коксинского сельского поселения до настоящего времени не разработан и не принят административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Усть-Коксинского района на имя главы сельской администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, нарушения требований законодательства не устранены до настоящего времени.
Отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок деятельности органа муниципального контроля, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), порядок и формы контроля за осуществлением муниципального контроля, порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа муниципального контроля и его должностных лиц порождает бесконтрольность органов местного самоуправления. Вышеуказанные нарушения могут привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов при проведении проверки, что свидетельствует о бездействии муниципального органа и нарушении прав неопределенного круга лиц на реализацию своих прав и получение полной, актуальной и достоверной информации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
С учетом времени, необходимого для постановки объектов на кадастровый учет, их регистрации, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда, – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразработке и непринятии административного регламента муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования, возложении обязанности разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие сельской администрации Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Возложить обязанность на сельскую администрацию Усть-Коксинского сельского поселения Усть-Коксинского района Республики Алтай в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и принять административный регламент по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования «Усть-Коксинское сельское поселение».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Вершинина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ