ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-372/20 от 28.10.2020 Артинского районного суда (Свердловская область)

(Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года)

Дело № 2а-372/2020

УИД: 66RS0017-01-2020-000761-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Арти 22 октября 2020 года

Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Прибыткова И.Н.,

при секретаре судебного заседания Тукановой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Свердловской области к Тарасову Н. В. о взыскании недоимки пени по налогу на доходы физических лиц, недоимки пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Свердловской области в лице начальника Пушкаревой Е.В., обратилась в суд с административным исковым заявлением к Тарасову Н.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации - пени в размере 3 089 руб. 96 коп., а также недоимки пени по земельному налогу за 2014 года в размере 8 руб. 42 коп. В обоснование заявленных требований указала, что в отношении Тарасова Н.В. представлены сведения от Артинского филиала Артинского райпо о доходах физического лица за 2007 год, с которого не удержан налог на доходы физических лиц в размере 69 727 руб. 50 коп., сумма налога не удержанная налоговым агентом составила 9 065 рублей. Вследствие нарушения срока уплаты налога, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 3 089 руб. 96 коп. и направлено требование об уплате налогов, которое в добровольном порядке не было исполнено. Кроме этого, Тарасовым Н.В. надлежащим образом не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2014 год, в связи, с чем начислены пени в размере 8 руб. 42 коп. Направленные в адрес административного ответчика требования об уплате недоимки не были исполнены, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным исковым заявлением.

05.10.2020 года административным истцом направлена информация, из которой следует, что по тексту искового заявления и в просительной части допущена опечатка вместо земельного налога взысканию подлежит налог на имущество физических лиц за 2014 год по пени в размере 8 руб. 42 коп. Допущенная опечатка не повлияла на общую сумму, подлежащую взысканию, расчет суммы по налогу на имущество физических лиц, приведенный в административном исковом заявлении на стр. 2 и стр. 3 является верным и не содержит арифметических ошибок(опечаток). Документы. Приложенные к административному исковому заявлению: налоговое уведомление от 24.04.2015, требование от 14.02.2020, расшифровка задолженности, свидетельствуют о наличии задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц.

Представитель административного истца МИФНС № 2 по Свердловской области Пушкарева Е.В. в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Инспекции.

Административный ответчик Тарасов Н.В., извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований МИФНС № 2 по Свердловской области отказать в части взыскания пени в размере 3089,96 руб. по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, надлежащее извещение лиц о судебном заседании, суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с под.1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ч.1,3,4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

П. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п. 2 ст. 48).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 422-О, названные законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки по налогу, то при предъявлении самостоятельных требований о взыскании пени проверке подлежат не только соблюдение порядка направления требования о взыскании пени (п. 8 ст. 69, п. 3 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации) и срока обращения в суд о взыскании пени (ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации), но и следующие обстоятельства: была ли произведена уплата недоимки по налогу и когда; был ли соблюден порядок взыскания недоимки налоговым органом в случае ее неуплаты налогоплательщиком, и предъявлялись ли требования о взыскании недоимки в суд.

Поскольку из материалов дела не усматриваются сведения о выявлении недоимки, была ли произведена уплата недоимки по налогу и когда; был ли соблюден порядок взыскания недоимки налоговым органом в случае ее неуплаты налогоплательщиком, предъявлялись ли требования о взыскании недоимки в судебном порядке (если предъявлялись, то какое решение было принято по требованиям), оснований для удовлетворения требования о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.

Кроме того, заслуживает внимания нарушение административным истцом сроков, предусмотренных ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом

В силу названных норм законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Ранее административный истец Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Свердловской области обращался в Артинский районный суд с административным исковым заявлением к Тарасову Н.В. (дело а-46/2020) о взыскании задолженности по пени по налогу на доходы физических лиц, в размере 1 182 руб. за период с 01.08.2014 г. по 17.11.2015 г. В обоснование исковых требований было указано, что Тарасову Н.В. в связи с несвоевременной уплатой задолженности по налогу на доходы физических лиц в размере 9 065 руб. по сроку уплаты 24.12.2009, что подтверждается документом о выявлении недоимки от 25.12.2009 г., в соответствии с требованиями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени, в размере 1182 руб. В адрес ответчика было направлено требование об уплате налогов и пени от 17.11.2015, со сроком исполнения до 15.12.2015, которое последним исполнено не было. Решением суда от 21.01.2020 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд.

Как следует из материалов дела, административным истцом было направлено повторное требование от 14.02.2020 г. об уплате недоимки в размере 9 065,00 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 24.12.2009 по 01.02.2011 г. в размере 3 089,96 рублей, а также недоимки в размере 486,0 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 г. по 12.03.2017 г. в размере 8,42 руб., со сроком для его добровольного исполнения - до 08.04.2020 г.

В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная, исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Таким образом, требование об уплате недоимки в размере 9 065,00 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено ответчику не позднее 25.03.2010 г.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность направления налогоплательщикам повторных уведомлений и требований, такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания, что является недопустимым.

Следует учесть, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с исковым заявлением (административным исковым заявлением) о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований МИФНС № 2 по Свердловской области о взыскании с Тарасова Н.В. пени в размере 3089,96 руб., начисленной по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами и взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, обладающих по пени в размере 8,42 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Свердловской области к Тарасову Н. В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами по пени в размере 3089,96 руб., о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц по пени в размере 8 руб. 42 коп. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Свердловского областного суда через Артинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Прибытков И.Н.