Дело № 2а-372/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года пос. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Реброва А.А.,
при секретаре судебного заседания Крутовой А.А.
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Лежневского района Долевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Лежневского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Лежневского района на основании приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением прав и свобод человека и гражданина», приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2017 года № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» в рамках осуществления текущей надзорной деятельности проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также законодательства об информации, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о способах хищения энергоресурсов, воды и газа путем воздействия на приборы учета с помощью дистанционного пульта и неодимового магнита с целью временной остановки их работы на сайте https://<адрес>. Информация, содержащаяся на указанном сайте, о продаже приборов учета, представляет собой размещенные для общего доступа сведения о том, как снизить данные объема энергопотребления, потребления воды и газа, то есть нарушить порядок учета электрической энергии, потребленных ресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
В ходе проверки установлено, что на сайте https://<адрес> в сети Интернет размещена информация о продаже приборов учета, которые способны снизить данные объема энергопотребления и газопотребления, то есть нарушить порядок учета электрической энергии, а также потребленных ресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации. На сайте предлагается широкий выбор электросчетчиков с пультом, газовых счетчиков и счетчиков для воды с магнитом, а также приборов для установки счетчиков, указана их стоимость. Данная информация нарушает запреты, установленные федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Распространение информации, содержащейся на сайте https://<адрес>, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, фактически побуждает потребителей к совершению противоправных действий и представляет возможность хищения энергоресурсов, воды и газа. Признание информации, размещенной на сайте https://<адрес> в сети Интернет запрещенной необходимо для последующего включения указанного сетевого адреса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Федерации должен быть закрыт.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе проверки собственника сайта с URL-адресом: https://<адрес> установить не представилось возможным.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать информацию, размещенную на сайте https://<адрес> в сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела предмет административных исковых требований административным истцом был изменен. Прокурор указал, что на момент проведения проверки при входе на сайт https://<адрес> осуществляется переадресация на сайт с сетевым адресатом htts://<адрес> Поскольку при попытке зайти на страницу сайта осуществляется переадресация на сайт с сетевым адресом https://<адрес> (а ранее - Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.) с аналогичной информацией о том, как снизить данные объема энергопотребления, потребления воды и газа, то есть нарушить порядок учета электрической энергии, потребленных ресурсов путем несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, административный истец просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом https://<адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Долева О.А. административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области (далее Управление Роскомнадзора по Ивановской области) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предоставленном отзыве указано, что при попытке зайти на страницу сайта «https://<адрес>/» установлено, что доступ к сайту осуществляется. В Единый реестр сведения об указанном URL адресе не внесены. Следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению. Просят рассмотреть административное дело о признании информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, без участия представителя Управления (л.д. №
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
КАС РФ содержит специальные нормы, регламентирующие рассмотрение административных дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (гл. 27.1 КАС РФ).
В силу ст. 265.3 КАС РФ, действующей с 01.10.2019 года, при подготовке административного дела о признании информации запрещенной к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика (ч. 1). К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (ч. 2).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Лежневского района Ивановской области выявлено, что на сайте в сети «Интернет» с доменным именем (в окончательном виде на момент рассмотрения дела) https://<адрес>, для неопределенного круга лиц размещена текстовая и графическая информация с руководством о способах занижения данных объема энергопотребления и воды, нарушения порядка учета электрической энергии и воды путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учёта.
Судом установлено, что вход на данный сайт является свободным, не требует специальных познаний, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. На вышеуказанном сайте у неопределенного круга лиц имеется возможность ознакомиться с информацией о способах занижения данных объема энергопотребления и воды, нарушения порядка учета электрической энергии и воды путем несанкционированного вмешательства в работу приборов учёта, что подтверждается имеющимися в деле скриншотами страниц этих сайтов.
Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В соответствии с п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт, если только иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (ч. 2 ст. 10 Закона об информации).
Следовательно, исходя из изложенных норм права, ответственность за содержание информации на сайте несет именно администратор домена, так как использование ресурсов сайта без его контроля невозможно, поскольку именно администратор доменного имени определяет порядок использования домена, несет ответственность за выбор доменного имени, возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и использованием доменного имени, а также несет риск убытков, связанных с такими нарушениями.
Обращаясь в суд с административным иском, прокурор указал, что по результатам проверочных мероприятий установить владельца сайта не удалось.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела «К» УМВД России по Ивановской области на запрос суда указано, что интернет-ресурс https://<адрес> размещен на сервере с использованием технологии «обратный прокси» (сервис Cloudflare.com). таким образом, установить сведения о реальном IP-адресе сервера, на котором размещен указанный ресурс, не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ч. 1 и ч.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приобретение потребителями энергии технически исправных и соответствующих существующим нормативно техническим требованиям приборов учета является необходимым условием соблюдения требований закона об энергосбережении и прав и законных интересов потребителей энергоресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета, в том числе используемой воды (ст. 11).
Умышленное искажение показаний приборов учета приводит к неоплате потребителем фактически поставленной ему энергии и воды, что в силу ст. 159 и ч. 1 ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации является уголовно наказуемым деянием.
Кроме того, в соответствии со ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов признается правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.
Хищение энергоресурсов путем полной остановки счетчика расхода электроэнергии, либо выбор способа учета электрической энергии в процентном соотношении от фактически потребленного количества электроэнергии и как следствие последующая полная неоплата или недоплата денежных средств ресурсноснабжающей организации, является противоправным деянием.
Статья 29 Конституции Российской Федерации определила, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ч. 1); в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2); создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3); одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Согласно п. 5 названных Правил, одним из оснований для включения в единый реестр информации, распространяемой посредством сети «Интернет», является решение суда о запрете к распространению информации на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносит в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название. К реестровой записи прикрепляется заверенная должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копия страницы (страниц) сайта в сети «Интернет», на которой (которых) размещена запрещенная информация; информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8 (1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет» запрещенной информацией; дата и время получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной информацией; сведения о провайдере хостинга, а в случае, если это указано в информации, представленной уполномоченным органом или в решении суда, также сведения о владельце сайта (фамилия, имя, отчество и контактные данные физического лица либо наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица) в объеме и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Предоставление доступа к информации с использованием сети «Интернет», содержащей алгоритм действий по хищению коммунальных ресурсов, в том числе предлагающую средства для хищения ресурсов, то есть по совершению деяния, за которое законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, предлагающей способы хищения коммунальных ресурсов, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
На дату обращения административного истца в суд доступ к сайту с доменным именем (в окончательном виде на момент рассмотрения дела) https://<адрес> ограничен не был, на дату рассмотрения дела указанный Интернет-ресурс не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на сайте с доменным именем https://<адрес> содержится информация, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации; распространение данной информации в сети «Интернет» нарушает права и законные интересы неопределенного лиц, в связи с чем доступ к информации, размещенной в сети «Интернет» на вышеуказанном сайте, необходимо ограничить.
Признание информации, размещенной на указанном сайте сети «Интернет» запрещенной необходимо для последующего включения указанного сетевого адреса в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: https://<адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с URL-адресом: https://<адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Ребров
Мотивированное решение суда составлено 24 марта 2022 года.