ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-372/2023 от 21.06.2023 Заларинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 года р.п. Залари Иркутской области

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. единолично при секретаре судебного заседания Останковой А.Ю. с участием представителя истца – заместителя прокурора Заларинского района Багалинской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-372/2023 по административному иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мойганского муниципального образования об обязании обеспечения возможности получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг,

установил:

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Заларинского района при проведении мониторинга состояния законности при реализации национального проекта «Цифровая экономика», исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг выявлены нарушения действующего законодательства в Администрации Мойганского муниципального образования. В результате мониторинга портала государственных услуг РФ установлено, что вопреки требованиям законодательства Администрация Мойганского муниципального образования до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты. Согласно полученной информации от 19.04.2023 из Администрации Мойганского муниципального образования, реализация данного мероприятия – обеспечение муниципальными услугами граждан и организаций через портал Государственных услуг запланировано в срок до 31.07.2023 вследствие возникших вопросов технического характера. На основании изложенного, просил суд обязать Администрацию Мойганского муниципального образования обеспечить возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не позднее 30.01.2024 года.

В судебном заседании представитель административного истца Багалинская Т.В. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме. Дополнительно пояснила, что настаивает на указанном в исковом заявлении сроке устранения нарушений законодательства, при этом в случае наличия объективных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, не исключается возможность предоставления отсрочки исполнения судебного решения.

Представитель административного ответчика Администрации Мойганского муниципального образования в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о признании исковых требований.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования прокурора Заларинского района Иркутской области подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», под предоставлением государственных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Среди основных признаков, отличающих электронные государственные услуги от государственных услуг, оказываемых в традиционной форме, можно выделить отсутствие прямого контакта заявителя с должностным лицом, оказывающим государственную услугу; возможность получения государственной услуги независимо от времени и места нахождения заявителя; информатизацию процедур предоставления государственных услуг.

Оказание государственных услуг в электронной форме предполагает появление новых методов реализации функций органов государственной власти по оказанию государственных услуг, например использование порталов государственных услуг, официальных сайтов организаций и т.д. Такой метод предоставления государственных услуг неизбежно требует обеспечения нормативно-правовой, а также методической базой.

Согласно ст. 21 ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определена необходимость создания и внедрения платформенных решений в экономике, социальной сфере, государственном управлении, оказании услуг для бизнеса, населения.

Согласно разд. 4.5 Паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) задачами федерального проекта "Цифровые технологии" являются: создание "сквозных" цифровых технологий (реализация дорожных карт развития "сквозных" цифровых технологий, создание цифровых платформ исследований и разработок, создание и реализация программ и проектов по цифровой трансформации); создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений.

Согласно рапорту заместителя прокурора Заларинского района установлено, что в ходе мониторинга сайта «Госуслуги» при поиске оказываемых Администрацией Мойганского муниципального образования муниципальных услуг применительно к Заларинскому району не установлено, таким образом возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты.

При этом согласно ответу главы Администрации Мойганского муниципального образования от 19.04.2023 реализация данного мероприятия – обеспечение муниципальными услугами граждан и организаций через портал Государственных услуг запланировано в срок до 31.07.2023 вследствие возникших вопросов технического характера.

Доводы истца о том, что до настоящего времени нарушения не устранены, стороной административного ответчика не опровергнуты.

Введение в правовую систему Российской Федерации регламентов предоставления государственных услуг направлено на достижение значимых целей, среди которых выделяют сокращение сроков предоставления государственных услуг, уменьшение количества необходимых документов для их получения, установление исчерпывающего перечня оснований для отказа в получении государственной услуг

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, если это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).

Суд приходит к выводу, что признание административным ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, у суда не имеется оснований для отказа в принятии признания административного иска.

В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Учитывая изложенные выше обстоятельства дела и добровольный характер заявления о признании административного иска, направленный на урегулирование возникшего спора, суд принимает признание административным ответчиком административного иска, что является основанием для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мойганского муниципального образования об обязании обеспечения возможности получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг удовлетворить.

Обязать Администрацию Мойганского муниципального образования обеспечить возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не позднее 30.01.2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.П. Барушко