ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3731/2021 от 31.01.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-63/2022

Решение

Именем Российской Федерации

31 января 2022 г. г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,

при секретаре Цакирове Б.Н.,

с участием

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

помощника прокурора г.Элисты Манжиевой Э.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации города Элисты об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия о признании недействующим постановления Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено», официально опубликованном в печатном средстве массовой информации - газете «Элистинская панорама» № 21 2870) от 18 сентября 2004 г., которым на территории г. Элисты определены места, где проведение публичных мероприятий запрещается, в числе которых указана территория, прилегающая к зданию Арбитражного суда РК (ул. Пушкина, 9).

В обоснование своих требований указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает её законные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, на проведение пикетирования в незапрещенных федеральным законодательством местах.

В соответствии с частью 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.

У органов местного самоуправления, отсутствуют полномочия в сфере установления запретов в отношении мест и территорий проведения публичных мероприятий.

Фактически оспариваемым постановлением расширены запреты, установленные Федеральным законом от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Законом Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 N 385-IV-З "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Калмыкия" для реализации на территории Республики Калмыкия права на свободу мирных собраний вблизи Дома Правительства. Оспариваемым постановлением незаконно определены места на территориях, непосредственно не прилегающих к зданиям судов, места, на которых проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку территория Культурного комплекса «Пагода Семи дней» непосредственно к территории Арбитражного суда Республики Калмыкия не прилегает. Заперты на проведение публичных мероприятий также установлены в отношении проезжей и пешеходных частей улиц, прилегающих к различным территориям. Определение оспариваемым постановлением границ территорий, прилегающих к конкретным судам, органам УИН МЮ по Республике Калмыкия, на которых запрещено проведение публичных мероприятий, является незаконным. Такой подход к правовому регулированию рассматриваемых отношений противоречит части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ограничивающей условия запрета проведения публичных мероприятий исключительно федеральными законами.

Просит признать постановление Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено», недействующим полностью со дня его принятия.

В судебном заседании ФИО3, её представитель – ФИО1,. административное исковое заявление поддержали.

Председатель Администрации горда Элисты - ФИО2, административные исковые требования не признал. Пояснил, что оспариваемое постановление было издано в соответствии с положениями Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в силу части 3 статьи 12 названного закона орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, в том числе, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. В оспариваемом акте прилегающие границы четко обозначены, конституционные права граждан постановлением не нарушены.

Помощник прокурора г.Элисты – Манджиева Э.Ц., в судебном заседании исковые требования нашла необоснованными, поскольку оспариваемым постановлением не установлены новые запреты, отличные от предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований ФИО3 по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

По смыслу пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу прямого указания Конституции Российской Федерации регулирование, а тем более ограничение прав и свобод человека и гражданина сосредоточено в ведении Российской Федерации (статья 55, часть 3; статья 71, пункт "в"),

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.

Конституцией Российской Федерации наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями, конкретизирующими на собственной территории правовой режим проведения публичных мероприятий, не исключается.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон о публичных мероприятиях).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Частью второй статьи 8 Закона о публичных мероприятиях установлен перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. К таким местам, в частности, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (подпункт 3 части 2 статьи 8 указанного Закона).

В соответствии с частью 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по установлению на территории муниципального образования правового режима проведения публичных мероприятий.

В соответствии с пунктом 24 Положения о Мэрии города Элисты и Структуры Мэрии города Элисты, утвержденного Решением Элистинского городского Собрания от 31.03.2005 N 4, по вопросам компетенции Мэрии и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Калмыкия, Мэрия издает правовые акты в форме постановлений, а по вопросам организации работы Мэрии - распоряжения.

Мэрия г. Элисты Республики Калмыкия, со ссылкой на положения части 2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях, 13 сентября 2004 г. приняла постановление № 1674 «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено». В соответствии с указанным постановлением на территории г. Элисты определены места, где проведение публичных мероприятий запрещено. К таким территориям отнесены: территории, прилегающие к зданию Арбитражного суда РК (ул. Пушкина, 9), Элистинского городского суда (ул. Ленина, 315а), УИН Министерства юстиции РФ по РК (1 микрорайон, д.29), Элистинских судебных участков №1, №2 (ул.Ленина, 12), Элистинских судебных участков №3, №3, №5 (ул.Пушкина, 20), Элистинского судебного участка №6 (Восточная промзона, завод «Звезда»), учреждений ИЗ-8/1 УИН МЮ РФ по РК, ОЛ-27/1 УИН УМЮ РФ по РК (п. Северный), описание границ территорий, прилегающих к зданиям вышеназванных учреждений прилагается. Иные места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено федеральными законами. Постановление содержит Приложение с описанием границ территорий, непосредственно прилегающих к указанным территориям.

Перечень территорий г.Элисты, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, соответствует перечню мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, установленных частью 2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях.

Тем не менее, учитывая, что вопросы проведения публичных мероприятий, определение условий запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах на территории муниципального образования не отнесены законодателем к компетенции органов местного самоуправления, Мэрия г. Элисты, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Элисты, не правомочна была вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод, отнесенных к ведению федерального законодателя, не правомочна издавать нормативно-правовой акт, в котором были бы определены территории города Элисты, где проведение публичных мероприятий запрещено.

В Приложении к Постановлению Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 приведено описание границ территорий, непосредственно прилегающих к зданию Арбитражного суда РК (ул. Пушкина, 9), Элистинского городского суда (ул. Ленина, 315а), УИН Министерства юстиции РФ по РК (1 микрорайон, д.29), Элистинских судебных участков №1, №2 (ул.Ленина, 12), Элистинских судебных участков №3, №3, №5 (ул.Пушкина, 20), Элистинского судебного участка №6 (Восточная промзона, завод «Звезда»), учреждений ИЗ-8/1 УИН МЮ РФ по РК, ОЛ-27/1 УИН УМЮ РФ по РК (п. Северный).

Так в пункте 2 Приложения дано описание границ территории, непосредственно прилегающей к зданию Арбитражного суда РК - ул. Пушкина, 9:

- от северного угла задания Арбитражного суда РК не север вдоль здания Национального Архива РК, здания Калмыцкого Государственного университета до ул. Ленина, далее граница поворачивает на 90 градусов в западном направлении вдоль площади им. Ленина на расстояние 90 метров с поворотом на 90 градусов в южном направлении на расстояние 150 метров, затем поворот на 90 градусов в восточном направлении на расстояние 35 метров до тротуара, далее в южном направлении на расстояние 90 метров с последующим поворотом на 90 градусов в восточном направлении на расстояние 60 метров, затем граница поворачивает на 90 градусов в северном направлении на расстояние 40 метров и примыкает к зданию Арбитражного суда РК.

Как следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в границы территории, непосредственно прилегающей к зданию Арбитражного суда Республики Калмыкия – ул.Пушкина, 9, описанной в Постановлении Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 входят:

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «Под культурный комплекс «Пагода Семи дней»;

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «под памятник В.И. Ленину».

Частично в границы вышеуказанной территории входят:

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «учебный корпус № 6» и здание учебного корпуса № 6 с кадастровым номером <данные изъяты>;

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «под административное задние» и здание Национального архива Республики Калмыкия с кадастровым номером <данные изъяты>;

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «учебный корпус № 1 и филиал учебного корпуса № 5а» и здание учебного корпуса № 1А с кадастровым номером <данные изъяты>;

- земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования «под Дом Правительства и зал заседаний» и здания с кадастровыми номерами <данные изъяты> (Дом Правительства) и <данные изъяты> (Зал заседаний).

Кроме того, в границы вышеуказанных территорий входят земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> под установку временных торговых павильонов.

Таким образом, в Приложении к Постановлению Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674, дополнительно указаны места, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Между тем, частью 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях установлено, что дополнительно места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, определяются законом субъекта Российской Федерации.

Приложение к Постановлению Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 является его неотъемлемой частью.

С учетом вышеизложенного судом установлено, что Постановление Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 противоречит положениям части 3 статьи 55, пункт «в» статьи 71, пункту «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, частям 2, 2.2 статьи 8 Закона о публичных мероприятиях, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принято с нарушением полномочий.

Доказательств вынесения Мэрией г.Элисты Республики Калмыкия Постановления Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 в соответствии с полномочиями, его соответствия федеральному законодательству административный ответчик суду не представил.

ФИО3 привлекалась к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, за нарушение требований оспариваемого постановления – организацию и проведение публичного мероприятия в форме пикетирования на территории, непосредственно прилегающей к зданию Арбитражного суда Республики Калмыкия, на которой проведение публичных мероприятий запрещено.

Обращаясь в суд с административным иском, ФИО3 указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает её законные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, на проведение пикетирования в незапрещенных федеральным законодательством местах. За нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в отношении неё составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признание Постановления Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 не действующим полностью со дня принятия, как о том, просит административный истец, по мнению суда, не приведет к восстановлению нарушенного права административного истца по тем основаниям, что помимо ссылки на положения оспариваемого постановления, в качестве основания для составления протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органами внутренних дел указывается на проведение ФИО3 публичного мероприятия в форме пикетирования на территории культурного комплекса «Пагода Семи дней».

Статьей 2 Положения о культурном комплексе «Пагода Семи дней», утвержденного Постановлением Мэрии города Элисты от 9 апреля 2007 г. № 860, определён исчерпывающий перечень видов деятельности, предусмотренных на территории культурного комплекса, среди которых проведение каких-либо публичных мероприятий, установленных законом, не предусмотрено. Более того, ст. 3.1 Положения о культурном комплексе «Пагода Семи дней» установлен запрет на территории культурного комплекса любой деятельности, если она противоречит целям создания охраняемой территории.

Признание Постановления Мэрии г.Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 не действующим полностью со дня принятия, по мнению суда, приведет к правовой неопределенности, в связи с чем указанное постановление следует признать недействующим с момента принятия судом решения.

Постановлением Мэрии г. Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 г. № 1674 опубликованное в печатном средстве массовой информации - газете «Элистинская панорама» № 21 2870) от 18 сентября 2004 г.,

На Администрацию города Элисты надлежит возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления сообщить о принятом решении.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО3 отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать постановление Мэрии города Элисты Республики Калмыкия от 13 сентября 2004 года № 1674 «О местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено» недействующим со дня принятии судебного решения.

Возложить на Администрацию города Элисты в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления сообщить о принятом решении.

ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Г. Оляхинова

Решение в окончательной форме принято 7 февраля 2022 г.