ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3739/2022 от 12.09.2022 Чеховского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-3739/2022

УИД 50RS0049-01-2022-004910-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года г. Чехов

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 12.09.2022г.

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шаниной Л.Ю.

с участием заместителя Чеховского городского прокурора Рабаева К.Ю.,

при секретаре судебного заседания Перединой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Баркова Д. И. к Участковой избирательной комиссии г. Чехов, Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области о признании незаконным решения УИК г. Чехова от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании недействительными бюллетеней, обязании принять решение о признании недействительными бюллетеней, поданных для досрочного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва,

У С Т А Н О В И Л :

Барков Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии г. Чехов Московской области о признании незаконным решения УИК г. Чехова за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании недействительными бюллетеней, обязании принять решение о признании недействительными бюллетеней, поданных для досрочного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва.

Определением суда от 12.09.2022г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия г. Чехов Московской области.

Барков Д.И. мотивировал свои требования тем, что он является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальную избирательную комиссию с жалобой, поскольку в ходе вскрытия сейф-пакета на УИК г. Чехов было обнаружено 38 конвертов для досрочного голосования, некоторые из которых содержали признаки вскрытия: неровные подписи, помятость, смещение частей печати. Из актов о передаче конвертов из ТИК г. Чехов следовало, что конвертов должно было быть 37, а не 38. В связи с чем обратился с жалобой в ТИК г.Чехов. Ответом ТИК г. Чехов от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была перенаправлена УИК г.Чехов для принятия решения. Решением УИК г. Чехов от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано, поскольку доводы о вскрытии конвертов не подтвердились, а лишний конверт относился к другому избирательному участку. Полагает данное решение необоснованным, а потому подлежащим признанию незаконным в судебном порядке. Его (административного истца) права нарушены в связи с тем, что оспариваемым решением нарушено избирательное законодательство, искажаются результаты выборов в г.о. Чехов. Отказ в удовлетворении заявления приводит к невозможности защиты прав избирательного объединения, выдвинувшего его в члены ТИК с правом решающего голоса.

Административный истец Барков Д.И. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в момент вскрытия конвертов не присутствовал, о том, что конверты содержали признаки вскрытия, его оповестили наблюдатели.

Представитель административного истца /диплом о высшем юридическом образовании / по устному ходатайству Кирьяк С.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что права административного истца нарушены, поскольку он, действуя как член ТИК с правом голоса, в ходе выездного контроля избирательного законодательства установил повреждения конвертов, обратился с соответствующим заявлением, которое надлежащим образом не было рассмотрено. Акты были составлены, на конвертах были следы вскрытия, имелся факт несоответствия количества конвертов, которые были указаны в акте. Административный истец при вскрытии конвертов не присутствовал. После его оповещения о нарушении наблюдателями, прибыл на избирательный участок, где увидел смещенные печати и подписи. Административный истец обратился с жалобой в ТИК, но она не была ими рассмотрена.

Представитель административного ответчика – председатель Участковой избирательной комиссии г. Чехов Полякова Л.В. в судебном заседании требования административного истца не признала и пояснила, что при вскрытии сейф-пакета были обнаружены 38 конвертов, один из которых был получен по ошибке и принадлежал избирательному участку другого избирательного округа. Данный конверт не вскрывался, об указанном был составлен соответствующий акт. Данный бюллетень в подсчете не был учтен. По заявлению наблюдателей проверили один конверт с предполагаемыми следами вскрытия, УИК данный конверт был признан недействительным. Из 8 наблюдателей жалобу Баркова Д.И. подписали трое, которые засомневались в бюллетенях. Конверты по досрочному голосованию получили ДД.ММ.ГГГГг., они хранились в сейфе. Членов комиссии 7 человек, наблюдателей не меньше 5 человек. Возражения были по двум конвертам. 36 бюллетеней были опущены в урну.

Представитель административного ответчика – председатель Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области Щукина О.Н. в судебном заседании требования административного истца не признала и пояснила, что оспариваемое административным истцом решение было принято коллегиально. Предположительно на одном из конвертов были следы вскрытия, о чем составлен соответствующий акт. Другой конверт на основании решения комиссии не учитывался при подсчете, поскольку был получен по ошибке и принадлежит избирательному участку . Оснований для исключения всех оставшихся 36 бюллетеней не имелось.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области по доверенности Сабанов О.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что участковая избирательная комиссия правомерно вскрыла конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших граждан. Комиссия совместно с наблюдателями обсуждала вопрос о состоянии конвертов. Конверт, не принадлежащий к данному участку, не учитывался при подсчете голосов, он не был вскрыт. По поводу конверта, в отношении которого возникли вопросы о целостности состояния конверта, комиссией был составлен соответствующий акт, его исключили из подсчета голосов. Нарушений избирательного законодательства не имелось. ДД.ММ.ГГГГг. до начала голосования конверты, принадлежащие к данному избирательному участку, были вскрыты, 36 бюллетеней опущено в стационарный ящик для голосования. Оснований для признания бюллетеней досрочного голосования недействительными, а именно отсутствие подписей членов ТИКа, наблюдателей, запечатки, установлено не было. Оснований для признания бюллетеней, хранившихся в конвертах, недействительными не имеется. В настоящее время итоги голосования участка готовы.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Чехов Московской области в судебное заседание не явился, извещен, возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит отклонению.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В части проведения выборов на территории Московской области - Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

В части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.

Пункт 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Пунктами 3 и 4 статьи 20 указанного Федерального закона предусмотрено, что избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд или лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

По смыслу части 1 статьи 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.

Решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Избирательной комиссии Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на Территориальную избирательную комиссию г. Чехов возложено исполнение полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления в городском округе Чехов Московской области.

Территориальная избирательная комиссия ГО Чехов Московской области на выборах депутатов ГО Чехов является вышестоящей избирательной комиссией по отношению к Участковой избирательной комиссии г. Чехов.

Председателем Участковой избирательной комиссии назначена Полякова Л.В.

Административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию г. Чехов подана жалоба на нарушения на избирательном участке при вскрытии сейф-пакета результатов досрочного голосования, выразившиеся в превышении количества конвертов – обнаружено 38 конверта, когда по акту передачи должно было быть 37 конверта, а также ввиду наличия признаков вскрытия: неровные подписи, помятость, смещение частей печати.

Установлено, что ТИК г.Чехов направила данную жалобу в Участковую избирательную комиссию г.Чехов.

Установлено, что решением УИК от ДД.ММ.ГГГГ.,в удовлетворении требований члена ТИК г.Чехов с правом решающего голоса Д.И. Баркову отказано, поскольку оснований для признания бюллетеней при досрочном голосовании недействительными не установлено, а один из конвертов относится к другому избирательному участку , в связи с чем вскрыт не был и бюллетень, находящийся внутри него участвовать при подсчете не будет.

Судом установлено, что Барков Д.И. является членом территориальной избирательной комиссии города Чехов с правом решающего голоса.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Барков Д.И., указывает, что оспариваемым решением и непринятием мер по признанию бюллетеней недействительными, нарушаются его права, связанные с осуществлением им своих полномочий.

Согласно пунктам «д, е» части 23 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума, вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

В силу части 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Так, административным истцом оспаривается процедура вскрытия пакета с результатами досрочного голосования, а не итоги голосования.

Судом установлено, что согласно акту УИК избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ07 час. 50 мин.) один конверт с бюллетенем избирателя, проголосовавшим досрочно, признан недействительным в связи с тем, что принадлежит к другому избирательному участку.

Согласно акту УИК избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ (07 час. 45 мин.) один конверт с бюллетенем избирателя, проголосовавшим досрочно, признан недействительным в связи с тем, что предположительно содержит следы вскрытия.

Как указывают представители административных ответчиков, указанные бюллетени при подсчете голосов не участвовали.

Результаты выборов депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва по пятимандатному избирательному округу определены УИК на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ., где отражены итоги подсчета голосов, отданных избирателями за каждого кандидата. Как усматривается из указанного протокола, принято 37 бюллетеней от избирателей, проголосовавших досрочно; из всего количества бюллетеней 8 признано недействительными.

Статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлен специальный порядок проведения досрочного голосования, согласно пунктам 8 - 13 которой для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно ТИК, ИКМО с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.

Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении ТИК, ИКМО - до момента передачи конвертов с бюллетенями в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

ТИК (ИКМО) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.

Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении ТИК, ИКМО, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Список досрочно проголосовавших избирателей с приобщенными к нему заявлениями избирателей о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума.

Информация о числе избирателей проголосовавших досрочно, отдельно по каждому избирательному участку представляется до дня голосования участковой комиссией, территориальной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию и (или) избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт (пункт 13).

После совершения действий, указанных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования). Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, о чем составляется акт (пункт 15).

Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 23 мая 2020 года, внесены изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Статья 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (далее - Порядок досрочного голосования).

Оформление процедуры досрочного голосования предусмотрено разделом 6 Порядка досрочного голосования, в пункте 6.1 которого определено до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявлять лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего их опечатать (пломбировать).

По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (приложение N 1 к Порядку досрочного голосования), который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться (по желанию - также получить его заверенную копию) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели (пункт 6.2).

В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирателей, участников референдума, получивших бюллетени при проведении голосования с использованием соответствующего ящика для голосования в конкретный день досрочного голосования, указанного в соответствующем акте, все бюллетени по соответствующим выборам, референдуму, находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте (приложение N 2 к Порядку), который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов") (при ее наличии), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии (пункт 6.10).

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Результаты выборов на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом (пункта 1 статьи 70 названного Федерального закона).

Как установлено в судебном заседании, при досрочном голосовании в участковой избирательной комиссии г. Чехов было выдано избирателям 37 бюллетеней.

Установлено, что при вскрытии сейф-пакета, было обнаружено 38 конвертов с бюллетенями. Сотрудниками Участковой избирательной комиссии установлено, что один конверт относится к другому избирательному участку - , в связи с чем он не был вскрыт, но был исключен из подсчета бюллетеней по досрочному голосованию. Данные обстоятельства подтверждены пояснениями представителей ответчиков, а также представленными доказательствами: решением УИК за , актом о признании бюллетеня недействительным от ДД.ММ.ГГГГ., составленным в 07.50час., что также не было опровергнуто административным истцом. Также данное обстоятельство усматривается из протокола УИК об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому количество бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составляет 37 шт.

Также судом установлено, что по заявлению наблюдателей участковой избирательной комиссией был проверен и признан недействительным 1 конверт с бюллетенем избирателя, проголосовавшего досрочно, предположительно со следами вскрытия, о чем составлен акт ДД.ММ.ГГГГ. в 07.45 час.

Доказательств наличия иных, помимо учтенного и исключенного конверта с бюллетенем, имеющего признаки вскрытия, административным истцом не представлено.

При этом суд учитывает, что административный истец не присутствовал при вскрытии сейф-пакета с конвертами бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно на избирательном участке . Об обстоятельствах, изложенных в жалобе в адрес ТИК, ему стало известно со слов наблюдателей ДД.ММ.ГГГГ. в 09 час. 10 мин., о чем он указал в жалобе в адрес Территориальной избирательной комиссии.

Суд учитывает, что с административным иском Барков Д.И. обратился в Чеховский городской суд в 19 час. 45 мин ДД.ММ.ГГГГ., то есть за 15 минут до окончания времени голосования. На момент рассмотрения требований Баркова Д.И. проведены подсчеты голосования, составлен протокол об итогах голосования.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Таких нарушений законодательства при вскрытии, проверки и подсчете конвертов с бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно, по избирательному участку в ходе судебного разбирательства не установлено.

Обстоятельства, заявленные административным истцом в жалобе, составленной ДД.ММ.ГГГГ. в 09.10 час., связанные с превышением числа полученных бюллетеней и нарушением целостности конвертов бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно, членами участковой избирательной комиссии были проверены, по ним вынесены вышеуказанные акты, забракованные бюллетени исключены из общего числа бюллетеней избирателей, проголосовавших досрочно, в связи с чем данные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности установить действительную волю избирателей, поскольку число бюллетеней участвовавших в подсчете досрочного голосования полностью соответствовало количеству заявлений избирателей, отраженному в ведомостях передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования, а относимых и допустимых доказательств наличия иных конвертов с признаками вскрытия, помимо исключенного конверта согласно акту, суду не представлено.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела не были выявлены действия, совершенные членами участковой избирательной комиссии при установлении итогов голосования, которые могли привести к неблагоприятным последствиям, а именно, к невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Баркова Д.И. о признании незаконным решения УИК г. Чехова за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании недействительными бюллетеней, а также об обязании принять решение о признании недействительными всех бюллетеней, поданных для досрочного голосования на указанном участке на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва.

Руководствуясь ст. ст. 239 - 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Баркова Д. И. к Участковой избирательной комиссии г. Чехов, Территориальной избирательной комиссии г. Чехов Московской области о признании незаконным решения УИК г. Чехова за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании недействительными бюллетеней, обязании принять решение о признании недействительными бюллетеней, поданных для досрочного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Чехов Московской области второго созыва - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд Московской области в течение пяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: