ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373/20 от 29.04.2020 Наримановского районного суда (Астраханская область)

№2а-373/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2020 года г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Никулина М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании Наримановского районного суда Астраханской области, по адресу: <...> административное дело № 2а-373/2020 по иску прокурора Наримановского района Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Наримановского района Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, указав, что прокуратурой района в целях противодействия экстремистской деятельности и в рамках исполнения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» проведен мониторинг Интернет-ресурсов.

В ходе мониторинга выявлен WEB-сайт, содержащий материалы экстремистской и террористической направленности: «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html», на котором размещена информация об Украинской повстанческой армии «История создания УПА. Лидера ОУН УПА, деятельность». Указанная информация на сайте находится в открытом доступе, не требует предварительной регистрации и пароля, ограничений на передачу, копирование и распространение информации, не имеется. Между тем, решением Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года «Украинская повстанческая армия» (УПА) признана запрещенной, её деятельность запрещена на территории Российской Федерации. Поскольку указанная на сайте информация нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, истец просил признать информацию, распространенную в сети Интернет по адресу: «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html», распространение которой в Российской Федерации, запрещено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно части 1 статьи 10 указанного Федерального закона, распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 1 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Материалами дела установлено, что прокуратурой района в целях противодействия экстремистской деятельности и в рамках исполнения Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен WEB-сайт, содержащий материалы экстремистской и террористической направленности: «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html», на котором размещена информация об Украинской повстанческой армии «История создания УПА. Лидера ОУН УПА, деятельность».

Информация на данном сайте находится в открытом доступе, не требует предварительной регистрации и пароля, ограничений на передачу, копирование и распространение информации, не имеется, что подтверждается скриншотом.

По данному факту 29 декабря 2019 года составлен акт.

Между тем, размещенная на данном сайте информация нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, по следующим основаниям.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 июля 2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» предусмотрена уголовная ответственность по статье 280 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статьей 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации.

Кроме того, за распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

Судом установлено, что в сети Интернет, по указанному выше адресу, содержится информация об организации «Украинская повстанческая армия» (УПА), деятельность которой вступившим в силу решением Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года запрещена на территории Российской Федерации.

Таким образом, наличие свободного доступа в сети «Интернет» к информации, содержащий материалы экстремистской и террористической направленности, доступность указанной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для пропаганды экстремизма, чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а также право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в сети «Интернет» на странице сайта «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html», размещена информация, распространение которой запрещено законом.

Учитывая, что по делам о признании информации - сайта в сети Интернет запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации, следовательно, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания на соответствующем интернет-сайте запрещенной информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 № 1101.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177, 265.5, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет сайте «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области ограничивать доступ к информации, признанной судом запрещенной, при ее выявлении на иных ресурсах в сети «Интернет».

Настоящее решение является основанием для включения интернет-сайта «https://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/568-istoriya-sozdaniya-upa-lidery-oun-upa-deyatelnost.html» в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья М.В. Никулин