ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-373/2017 от 29.12.2017 Суксунского районного суда (Пермский край)

дело № 2а-373/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 декабря 2017 года

п. Суксун Пермского края

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Брагина Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Ярушиной С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Земскому собранию Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия в части неприведения Устава Суксунского муниципального района в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

установил:

прокурор Суксунского муниципального района обратился в суд с административным иском к Земскому собранию Суксунского муниципального района, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, просил признать незаконным бездействие административного ответчика в части неприведения Устава Суксунского муниципального района в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование требования указал следующее. Прокуратурой района во исполнение приказа прокурора Пермского края от 03.08.2016 № 219 изучен Устав Суксунского муниципального района, который в новой редакции утвержден решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 30.03.2017 № 294, размещен в свободном доступе на официальном сайте муниципального района. С учетом новой редакции Устава района отдельные его положения не соответствуют требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и иным федеральным законам.

Прокурором района неоднократно приносились протесты на ряд положений Устава района (в 2016 и 2017 годах) в зависимости от актуальности вносимых в Закон № 131-ФЗ изменений, с требованием привести Устав района в соответствие с действующим законодательством. Кроме того, 20 октября 2016 года административному ответчику прокурором внесено представление с требованием принять меры по внесению в Устав района изменений, актуальных на октябрь 2016 года.

30 марта 2017 года в Устав района внесены изменения, касающиеся только срока полномочий представительного органа района, порядка формирования данного органа, срока полномочий и порядка избрания главы муниципального образования. Часть изменений Закона № 131-ФЗ, внесенных Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 29.06.2015 № 204-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-Ф, касающихся вопросов местного значения муниципального района, по настоящее время в Устав, а именно в часть 1 статьи 10 Устава, не внесена, также не приведены в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ статьи 76, 82, 107 Устава района.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Земского собрания Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика и заявление в соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ о полном признании административным ответчиком административного иска, в котором также указал, что последствия данного признания административному ответчику известны и понятны.

Поскольку судом не признавалась обязательной явка в судебное заседание представителей сторон, исходя из изложенных выше обстоятельств, судебное заседание проведено в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 43 Закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 Закона № 131-ФЗ Уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения.

Устав Суксунского муниципального района утвержден решением Земского собрания Суксунского района от 27.01.2005 № 72, зарегистрированным в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу 25.11.2005 № RU595290002005001.

Последние изменения в Устав Суксунского муниципального района внесены решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 31.08.2017 № 322 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 82 Устава Суксунского муниципального района», зарегистрированным в Управлении Минюста России по Пермскому краю 12.10.2017 № RU905290002017002.

С учетом новой редакции Устава района (от 31.08.2017) отдельные его положения в настоящее время не соответствуют требованиям Закона № 131-ФЗ, в частности:

не внесены изменения в п. 11 ч. 1 ст. 10 Устава, который в силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ должен определять, что к вопросам местного значения муниципального района относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

не внесены изменения в п. 13 ч. 1 ст. 10 Устава, который в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ должен определять, что к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

не внесены изменения в п. 28 ч. 1 ст. 10 Устава, который в силу п. 26 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ должен определять, что к вопросам местного значения муниципального района относится: обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

не внесены изменения в п. 17 ч. 1 ст. 10 Устава в части исключения словосочетания «в том числе путем выкупа» в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ;

Вышеуказанные изменения в ст. 15 Закона № 131-ФЗ с момента последних внесенных изменений в ст. 10 Устава района вносились Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 29.06.2015 № 204-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ.

Не соответствует Закону № 131-ФЗ в связи с изменениями, внесенными в него Федеральными законами от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 18.07.2017 № 171-ФЗ, статья 76 Устава района, регулирующая вопросы внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, приведения его в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, а также статья 82 82 Устава района, затрагивающая вопросы подготовки муниципальных правовых актов.

Таким образом, судом установлено, что Устав Суксунского муниципального района противоречит Закону № 131-ФЗ (с учетом изменений внесенных в него Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 29.06.2015 № 204-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 30.12.2015 № 447-ФЗ, от 28.12.2016 № 465-ФЗ, от 18.07.2017 № 171-ФЗ). Бездействие административного ответчика в части неприведения устава муниципального образования в соответствие с Законом № 131-ФЗ не соответствует требованиям ч. 4 ст. 7, ст. 44 указанного Федерального закона, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – населения Суксунского муниципального района, в том числе касающиеся организации органами местного самоуправления муниципального района мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей при организации их отдыха в каникулярное время, а также исполнения органами местного самоуправления муниципального района иных полномочий, отнесенных Законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района.

При изложенных обстоятельствах в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ административный иск прокурора Суксунского района, действующего на основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика следует возложить обязанность привести Устав Суксунского муниципального района в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в срок, установленный в соответствии с ч. 9 ст. 44 Закона № 131-ФЗ, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Земского собрания Суксунского муниципального района Пермского края в части неприведения Устава Суксунского муниципального района в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать Земское собрание Суксунского муниципального района Пермского края привести Устав Суксунского муниципального района в соответствие с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в срок не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Земское собрание Суксунского муниципального района сообщить об исполнении решения по административному делу в Суксунский районный суд и административному истцу – прокурору Суксунского района в течение одного месяца после окончания срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Ю.В. Брагин

Мотивированное решение составлено 9 января 2018 года