№
к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 21 августа 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,
при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,
с участием:
истцов ФИО1, ФИО2, и их представителя, по доверенности ФИО3,
представителя ответчика – администрации города Сочи, по доверенности ФИО4,
представителя третьего лица – Департамента городского хозяйства администрации города Сочи, по доверенности ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 к администрации города Сочи о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен утраченного,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением об обязании администрацию города Сочи в течение одного месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить во вне очередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на семью из четырех человек, находящееся в границах Центрального района города Сочи.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что их семья постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включенных в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с признанием в установленном порядке <адрес> по переулку Рабочему Центрального района города Сочи аварийным и подлежащим сносу. Постановлением установлено, что они обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения в составе семьи всех граждан, зарегистрированных в <адрес>. Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи постановлено внести соответствующую информацию в регистрационные и отчетные документы.
Данное постановление, указывают истцы, принято в соответствии со статьями 51,57,87,89 Жилищного кодекса РФ, Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 10.04.2009 года № 105 «Об утверждении дополнения к заключению межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <адрес>», с учетом заключения Департамента городского хозяйства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как указывают истцы, основанием данного постановления послужило то, что <адрес>, предоставленная им на основании ордера сгорела в 2009 году, а весь многоквартирный <адрес>, в котором находилась данная квартира, признан в 2009 году непригодным для проживания. Их семья составом 4 человека, включая 2х несовершеннолетних детей, осталась на улице, иного жилья ни в собственности, ни в пользовании они не имеют. Членами семьи собственника или пользователя жилых помещений не являются. Постановлением администрации Центрального внутригородского района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р их семья признана малоимущей в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как имеющих имущественную обеспеченность ниже стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения жилым помещением по норме предоставления.
С 2009 года, указывают истцы, администрации города Сочи иного жилья взамен сгоревшего муниципального жилья им не предоставляет. Не смотря на то, что при постановке на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке ими был предоставлен полный пакет документов, подтверждающий их право на получение социального жилья, в связи с чем они и были включена в состав лиц, имеющих право на внеочередное жилье, но и до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 их представитель, по доверенности ФИО3, исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, в уточнение, в порядке ст.39 ГПК РФ, исковых требований, просили о предоставлении им жилого помещения взамен утраченного. Настаивали на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения.
Представитель ответчика – администрации города Сочи, по доверенности ФИО4, в судебном заседании исковые требования, с учетом их уточнения, не признал, согласно позиции, изложенной в письменных возражениях на исковое заявление, просил в их удовлетворении отказать.
Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица - Департамента городского хозяйства администрации города Сочи, по доверенности ФИО5, исковые требования, с учетом их уточнения, не поддержал, согласился с позицией представителя администрации города Сочи, просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования, с учетом их уточнения, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Как установлено судом, следует из материалов дела, истцы – семья ФИО1 и ФИО2, постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включенных в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, в связи с признанием в установленном порядке <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Данным постановлением установлено, что истцы обладают правом на внеочередное предоставление жилого помещения в составе семьи граждан, зарегистрированных в <адрес>. Департаменту городского хозяйства администрации города Сочи постановлено внести соответствующую информацию в регистрационные и отчетные документы.
Постановление органа местного самоуправления принято в соответствии со статьями 51,57,87,89 Жилищного кодекса РФ, Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 10.04.2009 года № 105 «Об утверждении дополнения к заключению межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации Центрального района города Сочи от 14 января 2009 года № 31 о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <адрес>», с учетом заключения Департамента городского хозяйства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№.
Основанием к принятию данного постановления послужило то, что <адрес> по переулку Рабочему Центрального района города Сочи, предоставленная истцам на основании ордера сгорела в 2009 году, а весь многоквартирный <адрес>, в котором находилась данная квартира, признан в 2009 году непригодным для проживания.
Постановлением администрации Центрального внутригородского района города Сочи от 31.07.2019 года № 177-р семья истцов признана малоимущей в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как имеющих имущественную обеспеченность ниже стоимости общей площади жилого помещения, которое необходимо приобрести для обеспечения жилым помещением по норме предоставления.
Вместе с тем, как установлено судом, не оспаривается ответчиком, с 2009 года администрации города Сочи иного жилья взамен сгоревшего муниципального жилья истцам не предоставляет. Не смотря на то, что при постановке на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке ими был предоставлен полный пакет документов, подтверждающий их право на получение социального жилья, в связи с чем они и были включена в состав лиц, имеющих право на внеочередное жилье, но и до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Часть 2 ст.57 Жилищного кодекса РФ и иные нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более, от времени включения в названный список.
В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть, в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта).
В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Граждане, признанные по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и по смыслу частей 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма должны обеспечиваться жилыми помещениями жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
При этом, отсутствие у администрации города Сочи по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, связанные с передачей имущества, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 к администрации города Сочи о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение взамен утраченного – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не предоставлению ФИО1, ФИО2, в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7 жилого помещения, взамен утраченного, на семью из четырех человек вне очереди.
Обязать администрацию города Сочи в течение одного месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить во вне очередном порядке по договору социального найма ФИО1, ФИО2, действующей от себя и как законному представителю ФИО6, ФИО7, благоустроенное жилое помещение взамен утраченного, отвечающее санитарным, строительным, эпидемиологическим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на семью из четырех человек, находящееся в границах Центрального района города Сочи.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ.