Дело №2а-3746/2018 24 декабря 2018 года
29RS0014-01-2018-004693-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Лосевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к ФИО1 (ИНН <№>) о взыскании пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени по выплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, пени по выплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 1 696 рублей 70 копеек за период с <Дата> по <Дата>, пени по выплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 2 280 рублей 67 копеек, пени по выплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 447 рублей 37 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и уплачивал страховые взносы. Согласно выписке из ЕГРИП административный ответчик прекратил предпринимательскую деятельность <Дата>. В связи с неуплатой административным ответчиком в установленные сроки страховых взносов и пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, истцом направлено ответчику требование об уплате страховых взносов и пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов, однако, задолженность в полном объеме не погашена.
Стороны, извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились. По определению суда настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп.1 п.3.4 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В соответствии с положениями гл.26.2 НК РФ ответчик являлся плательщиком налогов по упрощенной системе налогообложения.
В соответствии со ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по упрощенной системе налогообложения признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пп.2 п.1 ст. 346.23 НК РФ, по итогам налогового периода налогоплательщики - индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В соответствии с положениями п.1, 2 ст. 346.21 НК РФ налог по упрощенной системе налогообложения исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно п.2 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
ФИО1<Дата> прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела, <Дата> ответчиком представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2014 года.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, а так же начисления соответствующей суммы пени.
В связи с тем, что налог в установленный законодательством срок ответчиком уплачен не был, согласно статье 75 НК РФ ответчику начислены пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов
По смыслу п.1 ст.5, п.1 ст.18 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего до 01 января 2017 года, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из материалов дела следует, что административный ответчик как индивидуальный предприниматель являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.
Размер страховых взносов, которые подлежали уплате административным ответчиком в качестве индивидуального предпринимателя, определялся исходя из положений ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно копии выписки из ЕГРИП административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им соответствующего решения <Дата>.
В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
На основании Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов истцу переданы сальдо должника на <Дата>.
С <Дата> вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование регламентируются главой 34 НК РФ.
Согласно п.1 ст.52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п.п. 3 п. 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; в силу подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком. Согласно п.9 ст.45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.8 ст.69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Расчет пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов, в материалы дела не представлен.
Кроме того, стороной истца не представлено каких – либо документов, свидетельствующих о правильности начисления налогов и пени – первичных документов.
В соответствии со статьей 69 НК РФ ответчику направлено требование <№> от <Дата> об уплате в срок до <Дата> страховых взносов, пени; требование <№> от <Дата> направлено об уплате платежей в срок до <Дата>; требование от <Дата> об уплате пени в срок до <Дата>; требование <№> от <Дата> со сроком уплаты <Дата>, требование <№> от <Дата> со сроком уплаты <Дата>.
В силу ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что в направленных ответчику требованиях об уплате страховых взносов и пени был установлен срок для погашения задолженности, с заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился <Дата>, судебный приказ отменен <Дата>, установленный для подачи искового заявления срок пропущен.
При таких обстоятельствах, поскольку административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание указанных сумм страховых взносов и пени заведомо с пропуском установленного шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения указанных требований, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание данных сумм задолженности.
Следовательно, в данном случае последующая отмена мировым судьей судебного приказа не наделяет административного истца правом на обращение в суд в исковом порядке о взыскании той же недоимки в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Доказательств уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом процессуального срока на обращение в суд в силу ст.62 КАС РФ не представлено.
В силу положений ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) предусмотрены признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, образовавшимся на <Дата>, числящимся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу <Дата>.
Принимая во внимание положения приведенного Федерального закона, задолженность по недоимке по уплате страховых взносов, пени, признается безденежной и не подлежит взысканию с должника.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к ФИО1 (ИНН <№>) о взыскании пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени по выплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, пени по выплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.С. Кочина