ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3746/2023 от 17.08.2023 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-3746/2023

91RS0024-01-2023-002647-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 года г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, заинтересованное лицо – ФИО6,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 со следующими требованиями: признать незаконным решение государственного регистратора ФИО5 от <дата>№<номер> об отказе в осуществлении государственной регистрации прав; обязать орган регистрации повторно рассмотреть заявление истца об осуществлении государственной регистрации сервитута. В обоснование своих требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Для обеспечения прохода и проезда к земельному участку истец заключил с ФИО6 соглашение об установлении сервитута в отношении принадлежащего ФИО6 земельного участка с кадастровым номером №<номер>. <дата> истец и ФИО6 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации сервитута. Однако ответчик приостановил осуществление регистрационных действий, а затем отказал истцу в регистрации сервитута, сославшись на отсутствие подлинника доверенности, подтверждающей наличие полномочий на представительство интересов ФИО6 Данное решение органа регистрации, по мнению истца, принято в отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом нарушает его права и законные интересы как собственника объекта недвижимости.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО6.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержал иск, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 возражала против иска, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 420 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Заинтересованному лицу ФИО6 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 330 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

<дата> ФИО1 и ФИО6 заключили письменное соглашение об установлении сервитута земельного участка, согласно которому ФИО6 предоставляет ФИО1 право бессрочного пользования частью земельного участка с кадастровым номером №<номер> площадью 146 кв.м. для проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером №<номер>

<дата> ФИО1 в лице своего представителя ФИО7 и ФИО6 в лице своего представителя ФИО8 обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о регистрации сервитута, приложив к заявления указанное выше соглашение.

Уведомлением государственного регистратора ФИО9 от <дата>№<номер> осуществление регистрационных действий приостановлено. В качестве основания приостановления указано, что в орган регистрации не представлены оригиналы доверенности от <дата> р/н №<номер>, подтверждающей полномочия представителя ФИО1 - ФИО7, и доверенности от <дата> р/н №<номер> подтверждающей полномочия представителя ФИО6 - ФИО8

<дата> ФИО1 в лице своего представителя ФИО7 представил в орган регистрации оригинал доверенности от <дата> р/н №<номер>

Уведомлением государственного регистратора ФИО5 от <дата>№<номер> заявителям отказано в осуществлении регистрационных действий в связи с отсутствием оригинала доверенности от <дата>№<номер> подтверждающей полномочия представителя ФИО6 - ФИО8

Не согласившись с решением государственного регистратора, истец ФИО1 обратился с административным иском в суд.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу п. 1 ч. 2 этой же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должны быть приложены: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Особенности осуществления государственной регистрации сервитута предусмотрены статьей 52 Федерального закона № 218-ФЗ.

В силу части 1 указанной статьи государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В соответствии с пунктом 5 части 1 указанной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

Частью 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о приостановлении, а затем об отказе в совершении регистрационных действий, государственный регистратор исходила из того, что в орган регистрации не представлен оригинал доверенности, подтверждающей полномочия представителя ФИО6 - ФИО8 на обращение в орган регистрации с заявлением о государственной регистрации сервитута.

Между тем государственным регистратором не учтено, что государственная регистрация сервитута, исходя из части 1 статьи 52 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществляется на основании заявления любой из сторон соглашения об установлении сервитута. Совместное обращение сторон в орган регистрации не требуется.

В рассматриваемом случае в орган регистрации с заявлением о государственной регистрации сервитута обратился истец ФИО1 (лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком) в лице своего представителя ФИО7 Полномочия представителя ФИО7 подтверждаются подлинником доверенности от <дата> р/н №<номер> Наличие заявления ФИО6 (лица, права которого ограничиваются) не является необходимым для государственной регистрации сервитута. Соответственно, отсутствие оригинала доверенности от имени ФИО6 не имеет значения для принятия решения о регистрации сервитута.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).

Как было указано выше, истцу ФИО1 было отказано в осуществлении регистрационных действий по формальному основанию, в связи с отсутствием документа, не влияющего на принятие решения о государственной регистрации сервитута.

При таких обстоятельствах решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации прав нельзя признать законным.

Таким образом, суд признает незаконным решение государственного регистратора ФИО5 от <дата>№<номер> об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление истца о государственной регистрации сервитута.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу истца государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче иска, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск ФИО4 – удовлетворить.

Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 от <дата>№<номер> об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядки и сроки, установленные Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление ФИО4 от <дата> об осуществлении государственной регистрации сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом по настоящему делу.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 31 августа 2023 года.