ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3749/16 от 07.12.2016 Истринского городского суда (Московская область)

№ 2а-3749/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(дата)

Истринский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Бардина М.Ю.,

С участием прокурора Родионова Н.С.,

При секретаре Рябченко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административным искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным и отмене решения об итогах голосования поселка Восход Московской области, административный ответчик Участковая избирательная комиссия (№), заинтересованные лица Территориальная избирательная комиссия поселка Восход Московской области, ФИО4,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения об итогах голосования поселка Восход Московской области. В обоснование иска указал, что 18 сентября 2016 года состоялись выборы главы городского округа Восход Московской области по единому избирательному округу в котором был образован один избирательный участок 211. 19 сентября решением ТИК поселка Восход на основании протокола участковой избирательной комиссии №211 об итогах голосования выборы главы городского округа Восход Московской области признаны состоявшимися и утвержден протокол о результатах выборов, избранным кандидатом на должность признан ФИО4 ФИО1 был зарегистрирован в установленном порядке кандидатом на должность главы городского округа Восход Московской области, участвовал в выборах в качестве кандидата и считает, что решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования подлежит отмене по следующим основаниям. Участковой избирательной комиссией №211 при проведении на избирательном участке выборов были допущены нарушения порядка установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. При подсчете голосов избирателей на избирательном участке была нарушена последовательность действий установленная законом и принцип подсчета голосов избирателей установленный п. 18 ст. 68 федерального закона № 67-ФЗ. Просил решение об итогах голосования по выборам главы городского округа Восход Московской области отменить и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

В дополнение искового заявления указал, что в нарушение перечисленных требований избирательного законодательства участковой избирательной комиссией итоговое заседание по выборам главы городского округа Восход Московской области не проводилось, как следует из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования экземпляр №2, протокол подписан 19 сентября в 03 часа 10 минут, однако это опровергается видеозаписью и это время не соответствует времени 4 часа 36 минут указанному в системе ГАС Выборы на сайте избирательной комиссии Московской области.

ФИО2 обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения об итогах голосования поселка Восход Московской области. В обоснование иска указал, что 18 сентября 2016 года состоялись выборы главы городского округа Восход Московской области. 19 сентября решением ТИК поселка Восход на основании протокола участковой избирательной комиссии №211 об итогах голосования выборы главы городского округа Восход Московской области признаны состоявшимися и утвержден протокол о результатах выборов, избранным кандидатом на должность признан ФИО4 Он был зарегистрирован в установленном порядке кандидатом на должность главы городского округа Восход Московской области, участвовал в выборах в качестве кандидата и считает, что решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования подлежит отмене по следующим основаниям. Участковой избирательной комиссией №211 при проведении на избирательном участке выборов были допущены нарушения порядка установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. При подсчете голосов избирателей на избирательном участке была нарушена последовательность действий установленная законом и принцип подсчета голосов избирателей установленный п. 18 ст. 68 федерального закона № 67-ФЗ. Просил решение об итогах голосования по выборам главы городского округа Восход Московской области отменить и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

ФИО3 обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене решения об итогах голосования поселка Восход Московской области. В обоснование иска указал, что 18 сентября 2016 года состоялись выборы главы городского округа Восход Московской области. 19 сентября решением ТИК поселка Восход на основании протокола участковой избирательной комиссии №211 об итогах голосования выборы главы городского округа Восход Московской области признаны состоявшимися и утвержден протокол о результатах выборов, избранным кандидатом на должность признан ФИО4 Он был зарегистрирован в установленном порядке кандидатом на должность главы городского округа Восход Московской области, участвовал в выборах в качестве кандидата и считает, что решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования подлежит отмене по следующим основаниям. Участковой избирательной комиссией №211 при проведении на избирательном участке выборов были допущены нарушения порядка установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. При подсчете голосов избирателей на избирательном участке была нарушена последовательность действий установленная законом и принцип подсчета голосов избирателей установленный п. 18 ст. 68 федерального закона № 67-ФЗ. Просил решение об итогах голосования по выборам главы городского округа Восход Московской области отменить и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.

В судебном заседании представитель ФИО1 ФИО5 пояснила, что участковой комиссией было допущено множество нарушений: работа со списком избирателей, подсчет голосов избирателей, составление протокола и многое другое. Нарушения могут быть устранены только путем отмены решения УИК и проведения голосования заново. ФИО1 мог смотреть с телефона трансляцию онлайн и подведение итогов, сам он на выборах не присутствовал, так как находился в больнице. Нарушения были существенные, которые заключались в погашении избирательных бюллетеней, вскрывались переносные и стационарные ящики, бюллетени рассыпались. На избирательном участке находилось только 8 членов избирательной комиссии, и они занимались одновременной сортировкой бюллетеней, это очень быстро. Каждый бюллетень должен оглашаться и перекладываться, а не сортироваться как они это делали. Подписано 8 членами комиссии, а не 9 как должно было быть. Мнения наблюдателей не получали.

Административный истец ФИО2 пояснил, что являлся кандидатом, присутствовал на данном участке, в процессе подсчета голосов находился в 3-4 метрах от стола, где производилась сортировка. В честности подсчета голосов вызвало сомнение то, как члены избирательной комиссии разложили бюллетени. Стопки бюллетеней за него и ФИО4 были примерно одинаковые, в итоге разница была в сто голосов. Члены комиссии неоднократно пересчитывали эти стопки. Кажется, что ФИО4 добавили стопку бюллетеней. После подсчета быстро упаковали бюллетени в пакеты. Никто ему не запрещал смотреть за подсчетом бюллетеней, но это происходило хаотично. Наблюдатели сидели в стороне. Члены комиссии сидели за столом. Бюллетени можно было разглядеть, а конкретно за кого они нет.

ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Административного ответчика Участковая избирательная комиссия №211 ФИО6 исковое заявление не признал, пояснил, что выборы проведены в соответствии с законодательством, подсчет погашения, работа со списком и другое производилось в соответствии с законом. У любого кандидата была возможность подойти, спросить, посмотреть, подать жалобу. Никому препятствия не чинили. Кадочников мог подойти и попросить пересчитать голоса, чем он не воспользовался. Он, ФИО6, сам погашал бюллетени. Из избирательных ящиков высыпались бюллетени, сортировались, озвучивались, все наблюдатели могли это видеть, и затем это подсчитывалось. Местные выборы формировались по кандидатам. После сортировки производили подсчет по кандидатам. После подсчета оглашали количество голосов, поданных за кандидата, оформляли протокол в увеличенной форме. Из одной пачки в другую не перекладывали бюллетени.

Первый протокол был составлен и подписан 19.09.16 в 03:10. Одного члена комиссии не было с самого начала работы на участке и при подсчете голосов.

Представитель Административного ответчика Участковая избирательная комиссия №211 ФИО7 пояснила, что после того как был произведен подсчет и занесены все данные в протокол, проводили заседание, где должны рассматриваться жалобы, составление протокола. Итоговое заседание было проведено до 03:10. После подсчета голосов еще раз проверяли недействительные бюллетени, потому что подошел наблюдатель и попросил проверить недействительные бюллетени. Интересовались подсчетами член ТИК ФИО8 и Резник.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Восход ФИО9 в удовлетворении иска просила отказать и пояснила, что подсчет голосов проходил открыто, присутствовали наблюдатели и кандидаты. Каждый бюллетень был учтен членами УИК. Бюллетени по которым возникли сомнения у избирателей были рассмотрены. После каждого шага заполнялось секретарем УИК. Жалоб не поступило. В протоколе ТИК нет жалоб. УИК работала не в полном составе, из 9 присутствовало 8 членов, но это не отменяет итоги. Кандидат ФИО1 не присутствовал лично. Кандидат Кадочников и ФИО3 присутствовали. Жалоб от ФИО3 и ФИО2 не поступало. Ошибки в сто голосов быть не может. Заседание УИК проводилось в ходе работы, никуда не удалялись, все строго в рабочем порядке.

ФИО4 пояснил, что нарушений не было ни при подсчете, ни при голосовании, порядок соблюдался. Просил в иске отказать. При подсчете голосов все было видно. Его не ограничивали, мог подойти и посмотреть. Никого от стола не отгоняли. Замечаний у него не было, за кого голосовали избиратели, мог видеть.

Прокурор дал заключение, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что Решением Совета депутатов городского округа Восход Московской области от 20.06.2016 № 7/45 «О назначении муниципальных выборов» на 18 сентября 2016 года назначены выборы на должность главы закрытого административно-территориального образования городской округ Восход Московской области. Избирательной комиссией, организующей выборы главы закрытого административно-территориального образования городской округ Восход Московской области, является территориальная избирательная комиссия поселка Восход Московской области.

ФИО1 (дата) решением ТИК поселка Восход (№) зарегистрирован кандидатом на должность Главы городского округа Восход Московской области.

ФИО2 (дата) решением ТИК поселка Восход (№) зарегистрирован кандидатом на должность Главы городского округа Восход Московской области.

ФИО3 (дата) решением ТИК поселка Восход (№) зарегистрирован кандидатом на должность Главы городского округа Восход Московской области.

18 сентября 2016 года состоялись выборы главы городского округа Восход Московской области по единому избирательному округу, в котором был образован один избирательный участок 211.

(дата) составлен и подписан протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу, избирательный участок №211 ( л.д. 63).

(дата) проведена проверка контрольных соотношений итогового протокола УИК №211 и подписана председателем ТИК пос. Восход.

Представлена сводная таблица территориальной избирательной комиссии поселка Восход о результатах выборов на территории ЗАТО городской округ Восход.

Решением Территориальной избирательной комиссии пос. Восход от 19 сентября 2016 года № 153 утвержден протокол территориальной избирательной комиссии поселка Восход о результатах выборов Главы городского округа поселка Восход и сводная таблица об итогах голосования, выборы признаны состоявшимися и действительными, ФИО4, набравший набольшее число голосов признан избранным на должность Главы городского округа Восход Московской области.

В судебном заседании произведен просмотр видеозаписи с камеры наблюдения на избирательном участке №211.

Принимая решение суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 77 ч.1.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

В соответствии со ст. 77 п. 1.2. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.

В обоснование иска истцы ссылаются на нарушения установления итогов голосования.

Порядок установления итогов голосования определен статьей 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, согласно которой:

1. Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

2. Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.

3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

8. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

9. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

12. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.

13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

14. Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также по голосам, поданным против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

18. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также по позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

21. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

23. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

25. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

29. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.

Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре.

Таким образом, доводы иска ФИО1, что итоговое заседание по выборам главы городского округа Восход Московской области не проводилось, нарушения при работе со списком избирателей, нарушения при составлении протокола, нарушения при погашении избирательных бюллетеней, работа при вскрытии переносного и стационарных ящиков, не подтверждаются и эти обстоятельства не является основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования.

Тот факт, что присутствовало 8 из 9 членов комиссии и что протокол не подписан одним отсутствующим членом комиссии не является нарушением и так же не являются основанием для отмены решения комиссии об итогах голосования.

Довод иска ФИО1 о том, что бюллетени не оглашались и не перекладывались не признается представителями Административного ответчика Участковая избирательная комиссия №211 ФИО6 и ФИО7, представителем Территориальной избирательной комиссии Восход ФИО9, избранным кандидатом на должность главы городского округа Восход Московской области ФИО4

При наличии таких пояснений представителей ответчика и заинтересованных лиц, отсутствии других доказательств со стороны истцов, представленного доказательства видеозаписи не достаточно для вывода о том, что имелись нарушения порядка установления итогов голосования, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исков ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 213-220 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3 об отмене решения об итогах голосования по выборам главы городского округа Восход Московской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский горсуд в течение месяца.

Председательствующий:

Решение составлено (дата)