ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3749/2015 от 14.12.2015 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-3749/2015 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2015 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Братчиковой М.П.,

при секретаре Конышевой Е.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 о признании незаконным отказа и возложении обязанности по принятию решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района о переводе земельного участка из зоны делового, общественного и коммерческого назначения в зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2), возложении обязанности по принятию решения о переводе земельного участка с кадастровым номером из зоны делового, общественного и коммерческого назначения в зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2) с основным видом разрешенного использования «предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт, складирование)».

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под общественную застройку, и расположенного на нем 1-этажного смешанного исполнения здания овощехранилища общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящихся по адресу: <адрес> Решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения от 28.05.2014 года № 65 утверждены Правила землепользования и застройки Заболотского сельского поселения. По данным карты градостроительного зонирования, утвержденной указанными правилами, принадлежащий истцу земельный участок расположен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, условное обозначение О-1. Считает, что отнесение земельного участка к зоне О-1 противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ, поскольку здание овощехранилища используется им исключительно в сельскохозяйственных целях. ДД.ММ.ГГГГ обращался в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, а именно изменении территориальной зоны О-1 на СХ-2 с основным видом разрешенного использования «предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт и складирование)». На заявление получен отказ с указанием, что для сельскохозяйственного предприятия предполагается наличие санитарно-защитной зоны, при этом в непосредственной близости от земельного участка истца планируется строительство физкультурно-игровой площадки, расположение которой в санитарно-защитной зоне не допускается. Отмечает, что здание овощехранилища расположено за пределами санитарно-защитной зоны - 50 метров, установленной для объектов агропромышленного комплекса и малого предпринимательства, до всех соседних земельных участков.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении. Также суду пояснил, что отнесение принадлежащего ему земельного участка к территориальной зоне О-1 привело к увеличению налоговых платежей, что является обременительным для сельскохозяйственного производства.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по тем основаниям, что отнесение земельного участка истца в территориальную зону О-1 не противоречит категории земельного участка и разрешенному использованию. Основания для изменения территориальной зоны отсутствуют.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок под общественную застройку расположенный на землях поселений, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) и 1-этажное смешанного исполнения здание овощехранилища общей площадью <данные изъяты> кв.м. (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ), расположенные по адресу: <адрес> (л.д.10,11).

Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием под общественную застройку, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем на праве собственности является ФИО1, сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д.15-17).

Согласно материалам технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание овощехранилища (литера А) имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположено по адресу: <адрес> (л.д.18-23).

Решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения № 50 от 19.03.2014 года утвержден Генеральный план муниципального образования «Заболотское сельское поселение» (л.д.26).Решением Совета депутатов Заболотского сельского поселения № 65 от 28.05.2014 года утверждены Правила землепользования и застройки Заболотского сельского поселения (л.д.24). Принадлежащий ФИО1 земельный участок и расположенное на нем здание овощехранилища входит в зону О-1.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ФИО1 принято заявление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, а именно изменении территориальной зоны О-1 на СХ-2 с основным видом разрешенного использования «предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт и складирование)», в котором указано, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования территориальной зоны О-1, земельный участок в соответствии с его фактическим использованием и разрешенным видом использования должен быть отнесен к зоне СХ-2 (л.д.28).

Решением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки при администрации Пермского муниципального района по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки Заболотского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено предложение ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Заболотского сельского поселения в части изменения территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения О-1 на зону объектов сельскохозяйственного производства СХ-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> которое оставлено без удовлетворения в связи тем, что вид разрешенного использования земельного участка под общественную застройку соответствует территориальной зоне и градостроительным регламентам согласно правилам землепользования и застройки. Кроме того, от сельскохозяйственного предприятия предполагается установление санитарно-защитной зоны. В соответствии с Генеральным планом Заболотского сельского поселения в непосредственной близости от земельного участка планируется строительство комплексной физкультурно-игровой площадки. В соответствии с п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать также спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (л.д.30).

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных ФИО1 требований.

Статья 85 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Статья 30 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

При этом согласно ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения. Границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.

Как установлено ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Судом установлено, что включение в территориальную зону О-1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО1 не противоречит его целевому назначению и разрешенному использованию, при этом использование земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности, что следует из пояснений истца, соответствует разрешенному использованию территориальной зоны О-1. Поскольку формирование территориальных зон производится не только с учетом существующего землепользования, но и с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения, отказ в изменении территориальной зоны О-1 на зону СХ-2 приведенным нормам материального права не противоречит, при этом заявленный истцом перевод принадлежащего ему земельного участка из одной территориальной зоны в наиболее для него удобную и экономически выгодную, приводит к мнимости нормативно-правового регулирования территориального планирования и зонирования, возможности изменения утвержденных в установленном порядке территориальных зон в отношении отдельных земельных участков, а также нарушению принципа устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, установленного в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о признании незаконным отказа в переводе земельного участка из зоны делового, общественного и коммерческого назначения в зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2) с основным видом разрешенного использования «предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт, складирование)», возложении обязанности по принятию решения о переводе земельного участка с кадастровым номером из зоны делового, общественного и коммерческого назначения в зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-2) с основным видом разрешенного использования «предприятия по первичной переработке, расфасовке сельскохозяйственной продукции и техническому обслуживанию сельхозпроизводства (ремонт, складирование)» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) изготовлено 21.12.2015 года.

Судья Пермского районного суда

Пермского края /подпись/ М.П.Братчикова

Копия верна. Судья М.П.Братчикова