ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-374/2016 от 02.03.2016 Режевской городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-374/2016

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2016 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Старковой Е.Н., при секретаре Долгополовой Н.Ю., представителя административного ответчика - Шлегель О.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Потапенко Алексея Николаевича к Режевской районной территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий (бездействия) Режевской районной территориальной избирательной комиссии,

установил:

Потапенко А.Н. обратился в суд об оспаривании действий (бездействия) Режевской районной территориальной избирательной комиссии, в котором просил

признать незаконными бездействия Режевской районной территориальной избирательной комиссии по поводу ставших известными фактов о нарушении закона о выборах, признании незаконной агитацией размещение рекламного материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованной в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г., самого рекламного материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованной в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г., а также об обязании Режевской районной территориальной избирательной комиссии принять меры к устранению допущенных нарушений.

Требования мотивированы тем, что Режевской районной территориальной избирательной комиссией отказано в удовлетворении письменного обращения и.о. главного редактора газеты «Новости Режа» Белоусовой И. от 11.02.2016 г. и признано, что материал «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованный в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г. не содержит признаков предвыборной агитации, установленных п.2 статьи 63 Избирательного кодекса Свердловской области. Вышеуказанная комиссия в своем ответе на обращение указала, что на указанную публикацию не распространяются требования, установленные законом о выборах для опубликования агитационных материалов кандидатов в периодических печатных изданиях, и оснований для принятия мер реагирования у избирательной комиссии не имеется.

В судебном заседании 24 февраля 2016 г. административный истец Потапенко А.Н. требования изложенные в заявлении поддержал полностью, просил их удовлетворить по основаниям указанным им в заявлении.

Представитель административного ответчика - Председатель Режевской районной территориальной избирательной комиссии Шлегель О.Э. требования административного истца Потапенко А.Н. не признала полностью по основаниям указанным ей в возражениях на административное исковое заявление кандидата в депутаты Режевской Думы седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 4 Потапенко А.Н. об оспаривании действий (бездействия) избирательной комиссии.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - и.о. директора ГАУПСО «Редакция газеты «Режевская весть» Никонова Л.А. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явилась.

Заинтересованное лицо на стороне административного ответчика - Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Свердловской области в лице председателя Регионального отделения Ханжина В.Н. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела в суд не явился, направил отзыв на заявление в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, также указал, что размещенная ими статья 10.02.2016 г. в газете «Режевская весть» не является агитационным материалом по следующим основаниям. В данной статье нет позитивной информации о кандидате и призыв голосовать за кандидата от Партии Пенсионеров. Данная статья не направлена на формирование положительного образа у избирателей о кандидате, т.к. в ней не упоминаются кандидаты, и о выборах в Реже нет никаких предложений. Статья носит информационный характер о письмах, направленных Партией Пенсионеров Полномочным Представителем субъектов РФ по поводу предоставления льгот пенсионерам, связанных с проведением капитальных ремонтов в многоквартирных домах. Также указанная статья освещает деятельность депутата Артюха Е.П. по внесению проекта соответствующего закона о предоставлении льгот, который был внесен в Законодательное собрание Свердловской области. Дополнительно следует отметить, что указанная статья вышла в плановом порядке и с целью информирования населения в ряде городов Свердловской области, где выборы не проводятся, а не только в г. Реже, что также свидетельствует не об агитационном, а прежде всего об информационном её характере. Такая статья опубликована в период с 10 по 15 февраля 2016 г. в газетах «Алапаевская Газета» г. Алапаевск, «Березовский Рабочий» г. Березовский, «Золотая Горка» г. Березовский. В связи с вышеизложенным, представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В силу п. п. 1, 2, 4 ст. 45 названного Федерального закона информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

Согласно пп. 4 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Таким образом, положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующими порядок информационного обеспечения выборов и референдума, понятия информирования избирателей и предвыборной агитации разграничены.

В частности пунктом 2.1 ст. 48 названного Федерального закона предусмотрено, что действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков.

Решением Режевской районной территориальной избирательной комиссии от 21.12.2015 г. № 11/36 от 20.03.2016 г. назначены досрочные выборы депутатов Режевской Думы седьмого созыва.

Потапенко А.Н. является зарегистрированным кандидатом Режевской Думы по четырехмандатному избирательному округу №4 (решения комиссии от 11.02.2016 г. № 7/246.

Также установлено, что 11.02.2016 года в Режевскую районную территориальную избирательную комиссию от и.о. главного редактора газеты «Новости Режа» Белоусовой И.А. поступило заявление, в котором говорится о том, что в выпуске газеты «Режевская весть» от 10.02.2016 г. размещен рекламный материал председателя Российской партии пенсионеров за справедливость, депутата Законодательного Собрания Свердловской области, доверенного лица Президента РФ Евгения Артюха. Поскольку на территории Режевского городского округа в настоящее время идет избирательная компания, в которой принимают участие кандидаты от Партии пенсионеров за справедливость, заявитель полагает, что данный материал является агитационным.

15.02.2016 г. в адрес и.о. главного редактора газеты «Новости Режа» Белоусовой И.А. Режевской районной территориальной избирательной комиссии направлен ответ, в котором говориться, что материал «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованная в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г. не содержит признаков предвыборной агитации, установленных п. 2 статьи 63 Избирательного кодекса Свердловской области. Вышеуказанная комиссия в своем ответе на обращение указала, что на указанную публикацию не распространяются требования, установленные законом о выборах для опубликования агитационных материалов кандидатов в периодических печатных изданиях, и оснований для принятия мер реагирования у избирательной комиссии не имеется.

Проанализировав приведенные нормы федерального и регионального законодательства применительно к содержанию материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованного в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г. суд приходит к выводу о том, что содержащиеся в публикации сведения не содержат признаков предвыборной агитации в понятии изложенном в п. 4 ст.2 и п.1 ст. 48 Федерального закона, п.2 ст. 63 Избирательного кодекса Российской Федерации, сведения носят информационный характер. Текст материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованный в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г. не содержит прямого или косвенного упоминания о предстоящих выборах депутатов Режевской Думы седьмого созыва, в ней не упоминаются кандидаты в депутаты Режевской Думы седьмого созыва, в материале освещается деятельность Председателя Российской партии пенсионеров за справедливость Е.Артюха, он носит информационный характер о письмах, направленных Партией Пенсионеров Полномочным Представителям субъектов РФ по поводу предоставления льгот пенсионерам, связанных с проведением капитальных ремонтов в многоквартирных домах. Вышеуказанный материал носит информационный, а не агитационный характер, поскольку он не направлен на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за каких-либо кандидатов в депутаты, что в отсутствие агитационной цели данный материал не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации, поэтому не подлежит оплате из избирательного фонда кандидата.

В связи с отклонением требований о признании публикации предвыборной агитацией другие требования также не подлежат удовлетворению.

В связи с вышеизложенным в удовлетворении требований административного истца Потапенко А.Н. к Режевской районной территориальной избирательной комиссии об оспаривании действий (бездействия) Режевской районной территориальной избирательной комиссии надлежит отказать полностью.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст., ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении требований Потапенко Алексея Николаевича к Режевской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконными бездействия Режевской районной территориальной избирательной комиссии по поводу ставших известными фактов о нарушении закона о выборах, признании незаконной агитацией размещение рекламного материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованного в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г., самого рекламного материала «Евгений Артюх: Льготы не блажь, а суровая необходимость!», опубликованного в газете «Режевская весть» от 10.02.2016 г., а также об обязании Режевской районной территориальной избирательной комиссии принять меры к устранению допущенных нарушений - отказать полностью.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении пяти дней со дня принятия судом решения в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Режевской городской суд Свердловской области.

Судья: Е.Н. Старкова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>