Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2016 года гор. Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Маликовой М.А.,
при секретаре: Пигуновой В.О.,
с участием
административного истца Водолацкой Л.И.,
представителя административного истца Иванченко М.В.
представителя административного ответчика Лебеденко Ж.Л.
представителя заинтересованного лица Роенко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Водолацкой Л.И. к МБУ «Центр социальных выплат» об отмене решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, оставлении в силе решения № № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ года Водолацкая Л.И. (далее административный истец или Водолацкая Л. И.) обратилась в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ. начальник отдела по выплате компенсаций, субсидий на оплату ЖКУ УСЗН администрации г. Белгорода А.В.Щ. принял решение № № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Водолацкой Л. И.
ДД.ММ.ГГГГ отдел предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг МБУ «Центр социальных выплат» УСЗН администрации г. Белгорода направил в Управление социальной защиты населения Белгородской области личное дело Водолацкой Л. И. для проверки правильности принятого решения.
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ОУСЗН области дало разъяснение о необходимости отказать Водолацкой Л.И. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услгуги.
ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по выплате компенсаций, субсидий на оплату ЖКУ А.В.Щ. принял решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Водолацкой Л. И. по п.14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услгу, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 (далее Правила), в связи с предоставлением неполных и (или) заведомо недостоверных сведений. О данном решении административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным и необоснованным, Водолацкая Л. И. обратилась в суд с административным иском, в котором просила отменить решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, оставить в силе решение № № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании ссылалась на то, что требовать от гражданина иные документы не предусмотренные п. 8,9,27 и 48 Правил, не допускается.
В судебном заседании Водолацкая и ее представитель требования поддержали; по существу пояснили, что все необходимые документы к заявлению для принятия решения о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Водолацкая Л.И. предоставила. Факт строительства дома не отрицали. Ссылались на то, что строили его продолжительный период времени на заемные денежные средства и материнский капитал.
Представитель административного ответчика требования не признал, предоставила письменное возражение.
Представитель заинтересованного лица полагала, что требования не обоснованные, поскольку административный истец полностью не указала все доходы, что было установлено специалистом Н.Л.Ф. (консультант отдела субсидий УСЗН Белгородской области) в рамках проверки решения с учетом предоставленного личного дела административным истцом.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав стороны, допросив в качестве специалиста Новинкину Л.Ф. суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правилами.
В соответствии с п. 8 указанных Правил для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, исчерпывающий перечень которых перечислен в пунктах 8 и 9 настоящих правил.
Согласно п. 42 данных Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
П.7 Правил предоставление субсидии решения о предоставлении субсидии принимают органы исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным им государственным органом.
Органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решения о предоставлении субсидии.
В соответствии со ст.49 Социального кодекса Белгородской области от 28.12.2004г. № 165 полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной защиты, в виде субсидий на оплату ЖКУ, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.2011г. № 106-пп утвержден порядок предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление переданных им полномочий по обеспечению предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановление администрации города Белгорода от 07.03.2012 N 40 "Об утверждении административного регламента по реализации органами местного самоуправления услуг, предоставляемых в рамках переданных полномочий предоставления государственной услуги по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" наделяет Управление социальной защиты населения Белгородской области (далее - Управление), которое организует реализацию исполнения законодательных актов по предоставлению государственной услуги на территории области, осуществляет контроль правильности предоставления государственной услуги, ежемесячно готовит сводную заявку в разрезе муниципальных районов и городских округов о потребности средств областного бюджета на выплату гражданам субсидий и направляет ее в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области, является главным распорядителем бюджетных средств.
Порядок предоставления субсидий урегулирован Правилами, согласно пункту 42 которых, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
В силу п. 43 Правил, действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, обязанность уполномоченного органа, в данном случае ответчика, по предоставлению субсидии возникает при условии выполнения законодательно установленных требований, возлагаемых на претендента на получение субсидии. То есть, возникновение права заявителя на субсидии связано с выполнением им требований закона, в частности, лицо, претендующее на предоставление субсидии, обязано представить в уполномоченный орган соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих право заявителя на субсидии (пункты 8 и 9 Правил).
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Водолацкая Л. И. обратилась в МБУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению административный истец приложила: справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ. по форме 2-НДФЛ, выданную на ее имя и на имя В.И.В.
В соответствии с п.12 Правил предоставления субсидий уполномоченный органом для принятия решения о предоставлении субсидии, расчета размера субсидии дополнительно была запрошена информация о наличии либо отсутствии у заявительницы прав на объекты недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ. от Управления Росреестра за № № была получена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, в которой указывалось на наличии у административного истца объектов недвижимости двухкомнатной квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, земельного участка <данные изъяты> кв.м. и жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. Регистрация права собственности на жилой дом была произведена ДД.ММ.ГГГГ, основанием для регистрации права собственности являлся договор купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (ипотека в силу закона).
В связи с получением данной информации, для правильного определения доходов административный ответчик истребовал у административного истца договор купли- продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справки из АО «Белгородская ипотечная корпорация» о размерах выплат по указанному выше договору.
На основании Административного регламента по реализации органами местного самоуправления услуг, предоставляемых в рамках переданных полномочий, предоставления государственной услуги по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением администрации г. Белгорода от 07.03.2012г. №40, в случае оформления межведомственных запросов, решение о предоставлении субсидии или отказе в предоставлении принимается в течение 30 дней с момента подачи заявления (п.3.6.5).
ДД.ММ.ГГГГ. начальник отдела по выплате компенсаций, субсидий на оплату ЖКУ А.В.Щ. принял решение № № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Водолацкой Л. И.
На основании п. 43 вышеуказанных Правил действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила), а также Постановление правительства Белгородской обл. от 28.03.2011 N 106-пп (ред. от 13.04.2015) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (вместе с "Порядком предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление переданных им полномочий по обеспечению предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"), с учетом доходов граждан субсидии предоставляются собственнику жилого помещения с учетом всех членов его семьи, зарегистрированных с ним по месту жительства.
Для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи - супругом (супругой) (ст. 17 Закона, п. 33 Правил).
В соответствии с п.36 Правил предоставление субсидии в том случае, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие – либо доходы, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном порядке.
Из представленного заявления административного истца усматривается, что она предоставляет сведения о доходах своих и своего мужа, указывает состав семьи 4 человека, с учетом двух несовершеннолетних детей. Указанный доход является существенно ниже прожиточного минимума и не может обеспечить минимального содержание несовершеннолетним детям.
В информации Управления Росреестра за № № была получена выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, в которой указывалось на регистрацию права собственности жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Согласно п. 14 указанных выше Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа в случае предъявления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения ее размера. Необоснованно полученная субсидия подлежит возврату (п. п. 60, 61 Правил).
Из пояснений Н.Л.Ф. следует, что административный истец на протяжении нескольких лет получает ежемесячное пособие на ребенка (2-й детей) в сумме <данные изъяты> руб., поскольку совокупный доход семьи с учетом двух несовершеннолетних детей не обеспечивает минимального содержания, несколько лет подряд предоставляла сведения о том, что ее муж вообще не работает и не имеет дохода.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный истец не указал всех видов доходов, которые он имеет, поскольку факт регистрации права собственности на жилой дом ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (ипотека в силу закона) и наличие долговых обязательств перед строительно – сберегательным потребительским кооперативом граждан «<данные изъяты>» свидетельствует о несении расходов на строительство дома, выплату взносов по договору ипотеки и земельного налога, ежеквартального платежа по займу в сумме <данные изъяты> руб. При этом данные расходы не согласуются с указанным размером доходов административного истца и его семьи за предыдущие 6 месяцев до обращения за субсидией.
Доводы административного истца о том, что строительство жилого дома производилось за счет заемных и накопленных средств, а также материнского капитала не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Аргументы Водолацкой на то, что ранее решение о предоставлении субсидии с делом не направлялось на проверку в Управление социальной защиты населения Белгородской области о законности и обоснованности принятого решения не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Ссылка на то, что при расчете среднедушевого дохода не должны учитываться денежные средства, получаемые в результате займа и кредита, суд принимает во внимание, однако как следует из решения и пояснений представителя административного ответчика данные денежные средства не принимались во внимание, а основанием к отказу в предоставлении субсидии явилось предоставление заведомо недостоверных сведений о доходах.
Из анализа вышеуказанных норм права и представленных сторонами доказательств, с учетом пояснения специалиста следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законом, в пределах полномочий лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, права и свободы гражданина не были нарушены.
руководствуясь ст. ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд
решил :
административный иск Водолацкой Л.И. к МБУ «Центр социальных выплат» об отмене решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, оставлении в силе решения № № о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, признать необоснованным. В удовлетворении административного иска Водолацкой Людмиле Ивановне отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.
<данные изъяты>
<данные изъяты>