ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-374/2021 от 21.08.2021 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года

Берёзовский районный суд - Югры в составе председательствующего судьи ФИО7 с участием старшего помощника прокурора ФИО3, представителя административного истца ФИО2, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, при помощнике судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ( ХМАО-Югры) в лице представителя по доверенности ФИО2 ( ХМАО-Югры) к административному ответчику Избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль ( ХМАО-Югры) о признании незаконным отказа в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль о признании незаконным отказа в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль. Административные исковые требования мотивированы тем, что истец обратился в избирательную комиссию муниципального образования сельского поселения Саранпауль с заявлением и приложенными к нему всеми необходимыми документами, а также подписными листами, для регистрации его в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль по единому избирательному округу. ДД.ММ.ГГГГ с избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль ему был вручен итоговый протокол проверки подписных листов, а ДД.ММ.ГГГГ постановление об отказе в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль. Считает, что отказ в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль является незаконным и необоснованным. В каждом подписном листе, представленном избирательной комиссии, в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования сельского поселения Саранпауль указаны по четыре человека, а всего 16, поддерживающие его выдвижение в кандидаты на выборы на должность главы муниципального образования сельское поселение Саранпауль. Каких-либо нареканий и претензий со стороны избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль к лицам, указанным в подписном листе, не поступило. Все данные о лицах указаны верно. Им собственноручно заверены все подписные листы, указана дата заверения подписного листа. Считает, что нарушения п. «з» ч.6.4 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» в его четырех подписных листах не имеется.

В судебное заседание административный истец, административный ответчик, будучи надлежащим образом уведомленными, не явились, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались.

В силу положений ст. 150, ч. 3 ст. 243 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что установленный законодательством бланк подписного лица не позволяет указать в одной строчке все необходимые данные, из подписных листов усматривается, что ФИО1 пришлось выйти за линию, предусмотренную бланком. В подписном листе подпись ФИО1 и дата ее внесения имеется, если бы ее вообще не было, тогда можно было бы говорить о нарушениях. Считает, что избирательная комиссия формально подошла при проверке подписных листов кандидата ФИО1.

Представитель административного ответчика ФИО5 полагала, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГФИО1 подал заявление в Избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение Саранпауль о регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль, представив на проверку 16 подписей в поддержку выдвижения своей кандидатуры. О дате и времени проведения заседания рабочей группы избирательной комиссии по проверке подписных листов ФИО1 был уведомлен по телефону и лично присутствовал ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов в поддержку кандидата на выборы главы сельского поселения Саранпауль ФИО1 недействительными были признаны 16 подписей, общее количество достоверных подписей ноль. Основанием послужило то, что представленные истцом подписные листы не заверены собственноручно подписью лица, осуществляющего сбор подписей, не указана подпись и дата ее внесения, имеется только дата и подпись кандидата. Поскольку в данном случае сбор подписей осуществлялся кандидатом лично, он должен был заполнить реквизиты и как сборщика подписей, и как кандидата. Таким образом, ФИО1 представлено недостаточное количество действительных подписей в поддержку своего выдвижения, указанные обстоятельства в соответствии с пп.д п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ послужили основанием для отказа в регистрации кандидата (л.д.63-65).

Заслушав объяснения сторон, учитывая мнение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку подписной лист ФИО1 оформлен не в соответствии с установленными требованиями закона, исследовав и проанализировав представленные материалы дела каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГN 67-ФЗ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссии – Югры возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Саранпауль на участковую избирательную комиссию избирательного участка (л.д.38-39).

Решением совета депутатов сельского поселения Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы главы сельского поселения Саранпауль на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40,41).

ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию сельского поселения Саранпауль с документами и заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в главы сельского поселения Саранпауль обратился ФИО1 (л.д.42-43).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 представил в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, в том числе подписи избирателей в поддержку своего выдвижения (л.д.44-45,51).

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав рабочей группы по проверке подписей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы сельского поселения Саранпауль согласно приложению. О заседании рабочей группы по проверке подписных листов ФИО1 был уведомлен посредством телефонограммы (л.д.52-53,54).

Из итогового протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате проверки, в соответствии с рабочей ведомостью, недействительными были признаны: 16 подписей в соответствии с подпунктом «З» ст.6.4, ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателя, не указана дата заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей. Количество подписей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 не соответствует требованиям п.4 ст.3, п.2 ст.6 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «о выборах глав муниципальных образований в – Югре» и является недостаточным для его регистрации (л.д.11-12, 55-56, 57-58).

Постановлением избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Саранпауль от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации кандидата на выборы главы сельского поселения Саранпауль ФИО1, выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказано на основании п.п. Д п.24 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д.13-15,60-62).

Пунктом 5 статьи 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О выборах глав муниципальных образований в - Югре» установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются в соответствии с Федеральным законом.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом, при этом подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Пунктом 13 этой же статьи установлено, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

По смыслу вышеприведенных норм, необходимые реквизиты подписного листа обязательны к заполнению, как сборщика подписей, так и кандидата.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО1 в избирательную комиссию были представлены документы для регистрации кандидата, в том числе в поддержку выдвижения кандидата 4 подписных листа, содержащие 16 подписей избирателей.

Из представленных подписных листов усматривается, что в графе «подписной лист удостоверяю» они содержат данные лица, удостоверяющего подписной лист: фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта, наименование и код выдавшего его органа. При этом, в указанной графе отсутствует подпись лица, осуществившего сбор подписей, и дата ее внесения. Подпись и дата ее внесения имеется лишь в строке «кандидат» (л.д.16-19, 46-50).

В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна.

Аналогичные нормы предусмотрены подпунктом 8 пункта 9 статьи 5 Закона ХМАО-Югры -оз «О выборах глав муниципальных образований в – Югре».

Поскольку в данном случае сбор подписей осуществлялся кандидатом лично, то по смыслу пунктов 8, 12, 13 статьи 37, п.п. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ заявитель обязан заполнить необходимые реквизиты подписного листа и как сборщик подписей, и как кандидат. Каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае нарушения порядка заполнения подписных листов, избирательное законодательство не содержит.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что подписные листы в поддержку самовыдвижения ФИО1 оформлены с нарушением требований закона.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 6 Закона -оз «О выборах глав муниципальных образований в – Югре» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются нормы, установленные в пункте 24 статьи 38 Закона №67-ФЗ.

На основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Доводы представителя административного истца о том, что достаточно одной подписи в подписном листе, прямо противоречат закону. ФИО1 должен был подписать лист в поддержку своего выдвижения и как сборщик подписей, и как кандидат и поставить даты внесения подписей. Однако, свою обязанность как сборщик подписей по подписанию листа в поддержку своего выдвижения с проставлением в нем даты внесения подписи, он не выполнил.

Таким образом, кандидатом на должность главы сельского поселения Саранпауль ФИО1 представлено недостаточное количество действительных подписей в поддержку своего выдвижения, и Избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль обоснованно отказано в регистрации кандидата. Нарушений действующего законодательства со стороны Избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль судом не установлено.

С учетом вышеизложенного, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 ( ХМАО-Югры) в лице представителя по доверенности ФИО2 ( ХМАО-Югры) к административному ответчику Избирательной комиссии муниципального образования сельского поселения Саранпауль ( ХМАО-Югры) о признании незаконным отказа в регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Саранпауль - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд -Югры через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судьяФИО7

Копия верна

Председательствующий судьяФИО7

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.