ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-374/2021 от 31.05.2021 Колыванского районного суда (Новосибирская область)

Дело а

УИД 54RS0-85

Поступило ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Колыванского районного суда <адрес> А.А. Руденко,

при секретаре Е.А. Сайчук,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> обратилось с административным иском к Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу о признании незаконным предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что оно является неисполнимым и противоречащим действующему законодательству. Полагает, что расчетная кратность авиационного патрулирования лесов на территории субъектов Российской Федерации определяется на основании среднего значении класса пожарной опасности в лесах за последние пять лет. Расчетная кратность авиапатрулирования в ДД.ММ.ГГГГ году составляет 0,88. Для выполнения расчетной кратности авиапатрулирования требуется финансовое обеспечение в сумме 65 667,7 тыс. руб. в ценах текущего года. Авиационное патрулирование лесов обеспечивается за счет средств субвенций из федерального бюджета. На ДД.ММ.ГГГГ год защитой бюджетных проектировок средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, <адрес> на осуществление мер пожарной безопасности предусмотрено финансирование в сумме 34 833,5 тыс. руб., в том числе осуществление авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров 18 630,0 тыс. руб. Таким образом, дефицит денежных средств составляет 47 031,7 тыс. руб. (65 661,7 тыс. руб. - 18 630,0 тыс. руб.) или 72 % от требуемой суммы. В целях обеспечения исполнения оспариваемого предписания ДЛХ по СФО в части выполнения режима и кратности авиационного патрулирования земель лесного фонда <адрес> в рекомендуемом объёме в адрес Федерального агентства лесного хозяйства министерством направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ "Об увеличении финансирования" с просьбой о выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Кроме того, по ходатайству министерства <адрес>Травниковым А.А. в адрес заместителя Министра природных ресурсов экологии Российской Федераций - Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Аноприенко СМ., а также Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. направлены письма от ДД.ММ.ГГГГТ/ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГТ/1 о выделении дополнительных средств из федерального бюджета. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р, в целях дополнительного финансового обеспечения мероприятий по авиационному патрулированию лесов из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены бюджетные ассигнования в размере 8 986 тыс. рублей, что меньше потребности на 38 045,7 тысяч рублей. В ДД.ММ.ГГГГ кратность авиапатрулирования составила: расчетная - 0,88, назначенная - 0,88, фактическая - 0,3. Причинами невыполнения расчетной и назначенной кратности авиапатрулирования в ДД.ММ.ГГГГ году стало отсутствие денежных средств, необходимых для финансового обеспечения исполнения мероприятий по авиационному патрулированию лесов. Пик горимости в <адрес> пришелся на первые месяцы пожароопасного ДД.ММ.ГГГГ года (апрель и май), когда с учетом складывающихся природно-климатических условий и установившегося класса пожарной опасности требовалось усиленное авиапатрулирование. Выделенные ДД.ММ.ГГГГ средства субвенций из федерального бюджета подошли к концу уже в мае 2020 года, что потребовало сокращения количества авиационных вылетов. Денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации поступили лишь в июле ДД.ММ.ГГГГ года, когда установившийся класс пожарной опасности в лесах не требовал усиленного авиационного патрулирования лесов. Полагает, что министерством в рамках имеющихся у него полномочий был реализован исчерпывающий комплекс организационных мер по исполнению пункта 1 ранее выданного ДЛХ по СФО предписания от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений". В абзаце пятом на странице 4 Акта внеплановой документарной проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ ДЛХ по СФО пришел к аналогичному выводу. Ранее выданное ДЛХ по СФО предписание от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений" министерством было выполнено надлежащим образом, в полном объеме и оснований выдавать новое предписание, оспариваемое по настоящему делу (предписание от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений"), у ДЛХ по СФО не было. Просит признать незаконным предписание Департамента лесного хозяйства по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений".

В судебном заседании административный истец – представитель министерства природных ресурсов и экологии <адрес>Бондаренко О.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Департамент лесного хозяйства по <адрес>, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Определяя объем и достаточность материалов административного органа для вынесения оспариваемого предписания, суд ориентируется на выяснение следующих юридически значимых обстоятельств: 1) установлен ли с достаточной определенностью субъект совершенного нарушения, 2) какие из обстоятельств, установленных и зафиксированных проведенной проверкой, с бесспорностью доказывают факт совершения нарушений именно административным истцом, 3) исполнимо предписание в том виде, и тем субъектом, которому оно адресовано.

По смыслу статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Изложенное означает, что предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение требований предписания наступает административная ответственность (статья 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания уполномоченного органа является самостоятельным основанием для признания его незаконным, не соответствующим требованиям Закона N .

Согласно п. 7.2 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу" Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу осуществляет следующие полномочия в сфере лесных отношений, в том числе контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Из п. 1.2 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о порядке действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и о внесении изменений в Порядок действий должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов при контроле за исполнением переданных полномочий в области лесных отношений в форме проверок, утвержденный приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N ", контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам проверки исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - орган государственной власти субъекта), осуществляется территориальным органом Рослесхоза (далее - территориальный орган).

В судебном заседании установлено, что Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание , согласно которому Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> предписано обеспечить принятие мер по исполнении п. 4, выданного Росслесхозом предписания от ДД.ММ.ГГГГ, пункта 1 предписания департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 1 предписания департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения выполнения рекомендуемой расчетной и назначенной кратности авиационного патрулирования лесов.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ выдано административному истцу за неисполнение пункта 4 выданного Рослесхозом предписания от ДД.ММ.ГГГГ по поручению Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ "О неисполнении пункта предписания".

Пункт 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ содержал требование: обеспечить выполнение рекомендуемой расчётной и назначенной кратности авиационного патрулирования лесов и контроль за целевым использованием средств субвенций (назначенная кратность авиапатрулирования в ДД.ММ.ГГГГ годах, поскольку она не соблюдалась.

Расчётная кратность авиапатрулирования в ДД.ММ.ГГГГ году выполнялась на 9,4 %, ДД.ММ.ГГГГ году полеты по авиапатрулированию не выполнялись (из федерального бюджета на авиапатрулирование выделялось в году - 18610,0 тыс. рублей, а в ДД.ММ.ГГГГ году - 14428,5 тыс. рублей).

Ранее в ходе проведённой проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (Акт от ДД.ММ.ГГГГ), установлено, что Министерством не обеспечено выполнение рекомендуемой расчётной и назначенной краткости авиационного патрулирования лесов: назначенная краткость выполнена на 67,7%, расчетная кратность на 24,4%.

Был сделан вывод о неисполнении пункта 1 предписания Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, применены соответствующие меры административного воздействия.

В настоящее время в результате рассмотрения представленной информации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) сделаны следующие выводы.

Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> (далее Министерство) принимались меры по обеспечению выполнения кратности авиационного патрулирования земель лесного фонда на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.

Вместе с тем, выполнение расчётной и назначенной кратности авиационного патрулирования лесов <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составило 33,7%.

Исходя из вышеизложенного следует, что Министерством пункт 1 предписания Департамента от ДД.ММ.ГГГГ в части устранения выявленных нарушений не исполнен.

Применительно к указанному суд приходит к выводу, что предписание вынесено уполномоченным лицом, в пределах компетенции, с соблюдением порядка его вынесения и в отношении надлежащего лица.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принцип организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон предусматривается, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляем Лесным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнения настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указе Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Ст. 83 Лесного кодекса РФ предусматривается передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация, как следует из содержания части первой данной статьи, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе:

- организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (подпункт 4);

- осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса (подпункт 6).

Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4).

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (часть 12).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящей Методикой производится расчет объема субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 26.3 Закона № "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления передан полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

Согласно пункту 3 Правил органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целей прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Несоответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджет ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном поря Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных сред, нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемо месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, организация функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений определяются также Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу положений статьи 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансфер предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяй между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законе нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляем на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства России. Федерации.

Таким образом, из содержания приведенных положений, в том числе ст. 133 Бюджетного кодекса Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ , Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ , следует, что они определяют источник и объект предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субвенций из федерального бюджета осуществление переданных им полномочий, а также порядок распределения и расходования и учет средств, предоставляемых в виде субвенций.

При этом признается, что обязательства, возникающие при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Данные о том, что предусмотренные федеральным бюджетом субвенции не были предоставлены либо предоставлены в неполном размере, а тем более не будут предоставлены, суду не представлены, тем более, что срок их предоставления и запроса на момент рассмотрения дела не истек.

То обстоятельство, что в адрес Федерального агентства лесного хозяйства министерством направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ "Об увеличении финансирования" с просьбой о выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также направление ходатайства <адрес>Травниковым А.А. в адрес заместителя Министра природных ресурсов экологии Российской Федераций - Руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Аноприенко СМ., а также Председателя Правительства Российской Федерации Мишустина М.В. направлены письма от ДД.ММ.ГГГГТ/ от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГТ/1 о выделении дополнительных средств из федерального бюджета, не свидетельствуют о незаконности и неисполнимости предписания.

Более того, административный истец не лишен возможности обращаться до 15 ноября текущего финансового года в Федеральное агентство лесного хозяйства просьбой о выделении средств нераспределенного резерва, тем более, что оспариваемым предписанием было указано о необходимости обеспечения принятия мер по выполнении рекомендуемой расчетной и назначенной численности авиационного патрулирования лесов, а не обеспечения обязательного наличия денежных средств на эти цели.

При этом доводы административном истца, что в случае отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным предписания, административный истец может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ, суд отклоняет, поскольку они основаны на предположения о возможных обстоятельствах, которые могут иметь место в будущем, что недопустимо при рассмотрении данной категории споров.

С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает оснований для признания оспариваемого предписания незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> о признании незаконным предписания Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении выявленных нарушений".

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения через Колыванский районный суд <адрес>.

Председательствующий: А.А. Руденко

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: А.А. Руденко