ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-374/2023 от 21.06.2023 Заларинского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2023 года р.п. Залари

Заларинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барушко Е.П. единолично, при секретаре судебного заседания Останковой А.Ю., с участием представителя истца – заместителя прокурора Заларинского района Багалинской Т.В., представителя административного ответчика Мохова А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-374/2023 по административному иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ханжиновского муниципального образования об обязании обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг,

установил:

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Заларинского района при проведении мониторинга состояния законности при реализации национального проекта «Цифровая экономика», исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг выявлены нарушения действующего законодательства в администрации Ханжиновского муниципального образования. Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» Национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным и муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Согласно разделу 6 Паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7, Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики социальной сферы. Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций. В частности, будет реализована реестровая модель, экстерриториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным. Одновременно с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота. В соответствии с разделом 4 Паспорта национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве задачи и результата указанного федерального проекта определено: обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимый государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения. Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Согласно ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. В соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 01.07.2012) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Согласно Приложению №2 к указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014. В результате мониторинга портала государственных услуг РФ установлено, что вопреки вышеперечисленным требованиям Федерального закона №210-ФЗ, администрацией Ханжиновского муниципального образования до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты. Согласно полученной информации от 19.04.2023 из администрации Ханжиновского муниципального образования, обеспечение муниципальными услугами граждан и организаций через портал Государственных услуг запланировано в срок до 01.08.2023 вследствие возникших вопросов технического характера. На основании изложенного просил обязать администрацию Ханжиновского муниципального образования обеспечить возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не позднее 30.01.2024.

Административный ответчик представил письменные возражения на административное исковое заявление, так как не согласен с доводами Истца, находит их не обоснованными, преждевременными. Так, ст. 10 Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривает предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг Иркутской области. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг Ханжиновского муниципального образования предполагают возможность их предоставления за счет: электронной почты администрации МО; информационных систем, которые позволяют федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям; ССТУ.РФ общероссийский прием граждан; через официальный сайт администрации Ханжиновского МО имеется возможность отправления обращения, запроса документов в электронном виде. Перечень предоставляемых муниципальных услуг администрацией Ханжиновского МО размещен на официальном сайте администрации МО, что обеспечивает доступ к информации о предоставляемых муниципальных услугах. Кроме того, администрацией МО ведутся работы по размещению сведений о муниципальных услугах администрации Ханжиновского МО на Портале государственных и муниципальных услуг Иркутской области. Во исполнение положений Распоряжения Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р администрацией Ханжиновского сельского поселения завершен первый этап перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде - размещена информация о государственных услугах и государственных функциях в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Ежеквартально заполняется мониторинг оказания муниципальных услуг на Едином портале. В соответствии с п. 1 Положения о министерстве цифрового развития и связи Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27 мая 2021 г. № 368-пп, Министерство цифрового развития и связи Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по обеспечению в пределах своей компетенции реализации государственной политики в сфере информатизации и внедрения информационных и коммуникационных технологий на территории Иркутской области; связи и навигационной деятельности на территории Иркутской области; предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде; информационного, аналитического, организационного и методического сопровождения мероприятий, направленных на снижение административных барьеров и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Министерство цифрового развития и связи Иркутской области является правопреемником министерства экономического развития Иркутской области в отношении функций в сфере развития и внедрения информационных и коммуникационных технологий на территории Иркутской области и обязательств в указанной сфере, в том числе возникших в результате судебных решений (п. 6 Постановления Правительства Иркутской области от 27 мая 2021 г. № 368-пп). Подпунктом 26 п. 7 Положения о министерстве цифрового развития и связи Иркутской области установлено, что Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет организацию перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму. В феврале 2021 года Министерством экономического развития Иркутской области начата работа по реализации мероприятий перехода по внедрению и предоставлению массовых значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) с использованием федеральной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». По указанной тематике проведен семинар, на котором приняли участие представители Администрации Ханжиновского МО. Дальнейших указаний от уполномоченных лиц органов государственной власти Иркутской области по вопросу перехода на электронный формат оказания государственных и муниципальных услуг, и сведений о стоимости соответствующих мероприятий, на реализацию которых необходимо предусмотреть в бюджете муниципального образования денежные средства, не поступало. Вместе с тем, в целях исполнения требований законодательства Администрацией Ханжиновского муниципального образования утвержден План (Дорожная карта) мероприятий по внедрению и предоставлению массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном формате на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) с использованием федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Кроме того, Ханжиновским МО оказываются муниципальные услуги по осуществлению учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по присвоению адресов объектам недвижимости в электронном виде. Однако в администрации Ханжиновского МО отсутствует должность системного администратора, в связи с чем, имеются затруднения по установке необходимых платформ для реализации иных мероприятий по размещению информации об услугах, предоставляемых в электронном виде, в распоряжении органа местного самоуправления не имеется механизмов автоматизации такой деятельности. В случае удовлетворения административного искового заявления прокурора об обеспечении возможности получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг установить срок - в течение двух лет со дня вступление в законную силу решения суда.

В судебном заседании представитель истца Багалинская Т.В. поддержала исковые требования изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просила их удовлетворить, при этом, с учетом доводов ответчика, просила увеличить срок исполнения требований прокурора до 15.09.2024.

Представитель ответчика Мохов А.Б. в судебном заседании не возражал против требования прокурора с учетом увеличения сроков на исполнение требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно разделу 6 Паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7, Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей определенных п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики социальной сферы.

В соответствии с разделом 4 Паспорта национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве задачи и результата указанного федерального проекта определено: обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимый государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

П. 5 ст. 5 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пп.2 п.1 ст. 10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении услуги и документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 01.07.2012) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно Приложению №2 к указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014

Материалами дела было установлено, что в результате мониторинга портала государственных услуг РФ администрацией Ханжиновского муниципального образования до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты. Указанные нарушения законодательства в области организации предоставления государственных и муниципальных услуг ответчиком не устранены, доказательства, которые бы свидетельствовали об исполнении Администрацией возложенных обязанностей, не представлено.

Доводы об отсутствии сведений о стоимости соответствующих мероприятий, на реализацию которых необходимо предусмотреть в бюджете муниципального образования денежные средства; должности системного администратора; затруднений по установке необходимых платформ для реализации мероприятий по размещению информации об услугах, предоставляемых в электронном виде; о том, что в распоряжении органа местного самоуправления не имеется механизмов автоматизации такой деятельности, как обеспечение получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, на выводы суда не влияют, поскольку они не освобождают ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.

С учетом обстоятельств дела и необходимого объема работ, срок для устранения нарушений суд находит разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Заларинского района Иркутской области к Администрации Ханжиновского муниципального образования об обязании обеспечить возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг удовлетворить.

Обязать Администрацию Ханжиновского муниципального образования обеспечить возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг до 15 сентября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.П. Барушко