К делу номера-3752/2021
УИД: 23RS0номер-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. ФИО30 06 декабря 2021 года
Лазаревский районный суд г. ФИО30 <адрес> в составе:
председательствующего судьи Радченко Д.В.,
при секретаре ФИО34,
с участием:
административного истца ФИО23,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО36,
действующего на основании доверенности номер от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя администрации <адрес>а г. ФИО30ФИО60,
действующей на основании доверенности номер от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО23, ФИО1, ФИО24, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО43, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 к Совету территориального общественного самоуправления «Лазаревское» о защите избирательных прав и права на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления, о незаконности решения (решений) отчетно-выборной конференции,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО23, ФИО1, ФИО24 обратились в суд с административным исковым заявлением к Совету территориального общественного самоуправления «Лазаревское» (далее – ТОС «Лазаревское», административный ответчик) о защите избирательных прав и права на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления, о незаконности решения (решений) отчетно-выборной конференции, в котором просят действия (бездействие) Совета ТОС «Лазаревское» по недопущению делегатов к участию в отчётно-выборной конференции, по организации и проведению отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>, решение (решения) отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес> признать незаконным (незаконными).
В обоснование требований указано, что Распоряжением администрации Лазаревского внутригородского района г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ № 54-р «О подготовке отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город- курорт ФИО30 <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ назначена отчётно-выборная конференция ТОС «Лазаревское». По заявлению ФИО36 - председателя Совета ТОС «Лазаревское» отчётно-выборная конференция ТОС «Лазаревское» распоряжением от ДД.ММ.ГГГГномер-р перенесена на ДД.ММ.ГГГГ
В связи с немотивированным отказом ФИО36 принять подписные листы части делегатов для участия в отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское», от имени инициативной группы граждан в администрацию <адрес> обратился ФИО35 для проведения проверки подписных листов делегатов конференции ТОС. Так, в частности, ФИО36 отказался принимать подписные листы следующих делегатов: ФИО37, ФИО6, ФИО38, ФИО39, ФИО35, ФИО40, ФИО41, ФИО1, Логиновской, ФИО42 и др.
Для проверки подписных листов об избрании делегатов отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» администрация <адрес> издала распоряжение номер-р от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения номер-р от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке отчётно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>».
Распоряжением администрации <адрес> г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГномер-р «О создании организационного комитета по подготовке отчётно-выборной конференции органа территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>» для указанных целей создан организационный комитет.
В администрацию <адрес> г. ФИО30 от имени инициативной группы граждан обратился ФИО23 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав организационного комитета по подготовке отчётно-выборной конференции органа территориального общественного самоуправления «Лазаревское» группы граждан, из числа тех, чьи подписные листы были возвращены ФИО36
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> г. ФИО30 уведомила ФИО23 о том, что мандатная комиссия Совета ТОС «Лазаревское» приняла решение по тринадцати подписным листам об избрании делегатов на отчётно-выборную конференцию ТОС «Лазаревское», в связи с чем, включение в состав организационного комитета лиц, указанных в обращении, не имеется.
Одновременно из других источников (от допущенных делегатов) были получены сведения, что отчётно-выборная конференция ТОС «Лазаревское» назначена ориентировочно на ДД.ММ.ГГГГ (точное время и место проведения неизвестны), а по тринадцати подписным листам об избрании делегатов на отчётно-выборную конференцию ТОС «Лазаревское» мандатная комиссия Совета ТОС «Лазаревское» приняла отрицательные решения - лица, указанные в подписных листах в качестве делегатов, к участию в работе конференции не допущены.
Как позже стало известно, отчётно-выборная конференция территориального общественного самоуправления «Лазаревское» (ТОС «Лазаревское») состоялась ДД.ММ.ГГГГ и председателем ТОС «Лазаревское» на новый срок избран ФИО36
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением об оспаривании решения отчётно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что по мнению административных истцов допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего ФИО29.
К административному исковому заявлению присоединились ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО43, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21
Согласно ч. 1 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили заявленные требования, просили действия (бездействие) Совета ТОС «Лазаревское» по недопущению делегатов к участию в отчётно-выборной конференции, по организации и проведению отчётно-выборной конференции территориального внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес> - признать незаконными; признать незаконными решения отчётно-выборной конференции Совета ТОС «Лазаревское» от ДД.ММ.ГГГГ: - о признании работы Совета ТОС <адрес> за отчётный период с апреля 2016 года по июль 2021 года удовлетворительной; - об избрании Совета ТОС в количестве 15 человек в составе: ФИО36; ФИО44; ФИО45; ФИО46; ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО9, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56; - об избрании контрольно-ревизионной комиссии ТОС «Лазаревское» в составе ФИО57, ФИО58, ФИО59
Административные истцы ФИО23, ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Остальные административные истцы в судебное заседание не явились. О причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ФИО22 в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте слушания. В материалы дела представлено заявление представителя по доверенности ФИО22ФИО25 А.В. о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица, в котором указано, что в решении полагается на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Совета ТОС «Лазаревское» в лице председателя ФИО36 в судебном заседании просил в удовлетворении требований административного иска отказать.
Представитель администрации Лазаревского внутригородского района г-к ФИО30 по доверенности ФИО60 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме в связи с истечением срока исковой давности для обращения в суд.
<адрес> г. ФИО30 в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте слушания. В материалы дела представлено заявление помощника прокурора ФИО61 о рассмотрении дела в отсутствие, в котором просит принять законное и обоснованное решение.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате и времени слушания дела, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили.
Выслушав явившихся участников слушания, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного иска по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 42 КАС РФ граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц. Основанием для такого обращения является наличие следующих условий: многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса; однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований; наличие общего административного ответчика (административных соответчиков); использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
Административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов группы лиц рассматриваются судом в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц. Присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.
Так, в п. 107 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГномер «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «В силу прямого указания закона помимо случаев, установленных статьей 181.5 ГК РФ, к ничтожным решениям ФИО29 также относятся решения, ограничивающие права участников общества с ограниченной ответственностью присутствовать на общем ФИО29 участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Согласно Положению «О территориальном общественном самоуправлении в городе ФИО30», утверждённому Решением ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГномер, в осуществлении территориального общественного самоуправления принимают участие граждане, проживающие на соответствующей территории в соответствии с нормами, установленными законодательством, и достигшие шестнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 3). Высшим органом управления территориального общественного самоуправления является ФИО29, конференция граждан (п. 1 ст. 13).
Согласно ч. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно части второй статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу статьи 27 Главы 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления относится территориальное общественное самоуправление.
Согласно части первой статьи 27 указанного Федерального закона, под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, ФИО22 округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
В соответствии с частью второй указанной статьи, территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения ФИО29 и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в городе ФИО30 осуществляется в соответствии с Уставом города ФИО30 и Решением ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГномер (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе ФИО30»
Согласно части первой статьи 3 указанного Положения, в осуществлении территориального общественного самоуправления принимают участие граждане, проживающие на соответствующей территории в соответствии с нормами, установленными законодательством, и достигшие шестнадцатилетнего возраста.
В соответствии с часть первой статьи 13 указанного «Положения...» высшим органом управления территориального общественного самоуправления является ФИО29, конференция граждан.
Часть одиннадцатая статьи 7 Положения определяет, что выборы делегатов ФИО29, конференции граждан проводятся на ФИО29 жителей по группе квартир, подъездам, домам.
Установлено, что в соответствии с решением ФИО22номер от ДД.ММ.ГГГГ (дополнения и изменения от ДД.ММ.ГГГГномер), Уставом территориального общественного самоуправления микрорайона Лазаревское Лазаревского внутригородского района г. ФИО30 утвержденного решением отчетно-выборной конференции ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированного Постановлением Главы г. ФИО30номер от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании решения Совета ТОС «Лазаревское» от ДД.ММ.ГГГГ (Уведомление исх. номер от ДД.ММ.ГГГГ), Распоряжением <адрес> г. ФИО30номер р от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке отчетно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Лазаревского» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>» было согласовано проведение отчетно-выборной конференции Совета ТОС «Лазаревское» на ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению председателя Совета ТОС «Лазаревское» ФИО36 отчётно-выборная конференция ТОС «Лазаревское» распоряжением от ДД.ММ.ГГГГномер-р перенесена на ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из административного иска, в связи с немотивированным отказом ФИО36 принять подписные листы части делегатов для участия в отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское», от имени инициативной группы граждан в администрацию <адрес> обратился ФИО35 для проведения проверки подписных листов делегатов конференции ТОС. Так, в частности, ФИО36 отказался принимать подписные листы делегатов: ФИО37, ФИО6, ФИО38, ФИО39, ФИО35, ФИО40, ФИО41, ФИО1, ФИО62, ФИО42 и др.
Для проверки подписных листов об избрании делегатов отчётно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» администрация <адрес> издала распоряжение номер-р от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения номер-р от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке отчётно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>».
Распоряжением администрации <адрес> г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГномер-р «О создании организационного комитета по подготовке отчётно-выборной конференции органа территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>» для указанных целей создан организационный комитет.
В администрацию <адрес> г. ФИО30 от имени инициативной группы граждан обратился ФИО23 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав организационного комитета по подготовке отчётно-выборной конференции органа территориального общественного самоуправления «Лазаревское» группы граждан, из числа тех, чьи подписные листы были возвращены ФИО36
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> г. ФИО30 уведомила ФИО23 о том, что мандатная комиссия Совета ТОС «Лазаревское» приняла решение по тринадцати подписным листам об избрании делегатов на отчётно- выборную конференцию ТОС «Лазаревское», в связи с чем, включение в состав организационного комитета лиц, указанных в обращении, не имеется.
Согласно доводам административного иска, одновременно из других источников (от допущенных делегатов) были получены сведения, что отчётно-выборная конференция ТОС «Лазаревское» назначена ориентировочно на ДД.ММ.ГГГГ (точное время и место проведения неизвестны), а по тринадцати подписным листам об избрании делегатов на отчётно-выборную конференцию ТОС «Лазаревское» мандатная комиссия Совета ТОС «Лазаревское» приняла отрицательные решения - лица, указанные в подписных листах в качестве делегатов, к участию в работе конференции не допущены.
ФИО23, ФИО1 и ФИО24 обратились в прокуратуру <адрес> г. ФИО30 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер прокурорского реагирования.
Письмом прокуратуры <адрес> г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ заявители уведомлены, что в действиях ФИО36 усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК РФ, и заявление направлено в СУ СК России по <адрес> для проведения проверки в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.
Из письма СУ СК России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обращение заявителей направлено начальнику ОП (<адрес>) УВД г. ФИО30 для проверки заявления в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ для принятия процессуального решения по ст.3 30 УК РФ о противоправных действиях ФИО63
Отчётно-выборная конференция территориального общественного самоуправления «Лазаревское» (ТОС «Лазаревское») состоялась ДД.ММ.ГГГГ и председателем ТОС «Лазаревское» на новый срок избран ФИО36
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
По смыслу ст. 244 КАС РФ в случае подтверждения указанных в административном исковом заявлении данных о наличии нарушений законодательства о выборах, нарушения избирательных прав административных истцов и их права на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления при принятии отчётно-выборной конференцией ТОС «Лазаревское» оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) в <адрес> Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес> подлежит проведению конференция по учреждению территориального общественного самоуправления.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Из ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (ч. 3).
Требования настоящего административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления, направлены на признание незаконным решения (решений) отчетно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем в соответствии с Уставом ТОС «Лазаревское» (п. 4) и Решения ГСС г. ФИО30 (гл. 2 статья 11), Советом ТОС «Лазаревское ДД.ММ.ГГГГ было принято «Положение о порядке подготовки и проведению конференции ТОС «Лазаревское». На Совет ТОС возложены обязанность и ответственность за подготовку и проведение отчетно-выборной конференции, соблюдение норм представительства и порядка выдвижения делегатов.
В соответствии с данным Положением, а также с учетом мероприятий по профилактике «Covid-19» под руководством и при участии членов Совета ТОС утвержден Подписнной лист по заочному голосованию, проведен выбор делегатов на отчетно-выборную конференцию жителей <адрес>.
Советом ТОС ДД.ММ.ГГГГ утверждена мандатная комиссия, которая рассмотрев протоколы по выбору делегатов отчетно-выборной конференции утвердила их состав ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с <адрес>номер от ДД.ММ.ГГГГ) в количестве 86 человек, что соответствует нормам представительства и легитимности конференции ТОС установленному законодательству.
С учетом Постановления <адрес>ФИО64 и действующих ограничительных карантинных массовых мероприятий по проведению ФИО29 и т.д. согласно решению Совета ТОС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ конференция была перенесена на ДД.ММ.ГГГГ., что было подтверждено Распоряжением <адрес>номер от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с поступившим обращением жителей <адрес> в администрацию района, полномочия которых не были подтверждены мандатной комиссией, был назначен администрацией района организационный комитет по подготовке отчетно-выборной конференции ТОС «Лазаревское».
По результатам работы организационного комитета, было издано Распоряжение администрации <адрес> г. ФИО30номер-р от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке отчетно-выборной конференции территориального общественного самоуправления «Лазаревское» Лазаревского внутригородского района муниципального образования ФИО22 округ город-курорт ФИО30 <адрес>» и согласовано проведение отчетно-выборной конференции ТОС «Лазаревское» ДД.ММ.ГГГГ.
На проведенной отчетно-выборной конференции из 86 избранных делегатов за которых проголосовало более чем 4,5 тыс. жителями <адрес>, присутствовали 61 делегат полномочия. Их полномочия подтверждены решением мандатной комиссии Совета ТОС.
На конференции присутствовали работники администрации г. ФИО30, администрации <адрес>, в том числе, заместитель главы администрации района ФИО65, со стороны которых замечаний по проведению отчетно-выборной конференции Совета ТОС «Лазаревское» не было.
В соответствии с Решением отчетно-выборной конференции ТОС <адрес> избран новый состав Совета ТОС <адрес>, утвержден Устав, избрана ревизионная комиссия. Все документы в соответствии с Решением ГСС г. ФИО30номер от ДД.ММ.ГГГГ сданы в администрацию г. ФИО30. Зарегистрирован Устав ТОС <адрес> (в соответствии с существующим законодательством) постановлением администрации г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГномер г.
С учетом изложенного суд не усматривает в действиях административного ответчика нарушений законодательства и превышения полномочий.
Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что административными истцами без уважительных причин пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ч. 1 ст. 240 КАС РФ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Частью 7 статьи 240 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Административные истцы в своем коллективном заявлении не указывает дату, когда именно им стало известно о нарушении своего права, однако ссылаются на то обстоятельство, что ими были получены сведения от допущенных на отчётно-выборную конференцию ТОС «Лазаревское» относительно даты ее проведения именно ДД.ММ.ГГГГ
Обжалуемые решения (действия) Совета ТОС «Лазаревское» вынесены (совершены) ДД.ММ.ГГГГ Соответственно с указанной даты (ДД.ММ.ГГГГ) в течение трех месяцев административное исковое заявление о защите избирательных прав, не может быть подано в суд.
В то время как настоящее административное исковое заявление было направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи, таким образом, заявители пропустили установленный законом трехмесячный срок для обжалования, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных административными истцами коллективных требований.
Согласно ч. 9 ст. 240 КАС РФ пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.
Суд полагает, что административные истцы имели возможность обратиться в суд в установленный законом трехмесячный срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом в соответствии со ст. ст. 95, 240 КАС РФ не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления срока не имеется.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1 ст. 94 КАС РФ).
В силу ч. 10 ст. 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения коллективного административного иска, поскольку требования заявления не основаны на законе, вместе с тем к моменту его подачи срок для обращения в суд за защитой своих прав истек, судом не установлено уважительных причин пропуска срока.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО23, ФИО1, ФИО24 к Совету территориального общественного самоуправления «Лазаревское» о защите избирательных прав и права на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления, о незаконности решения (решений) отчетно-выборной конференции - отказать.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд г. ФИО30 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Лазаревского районного суда г. ФИО30 Д.В. Радченко
Копия верна