РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Энгеля А.А.; при секретаре ФИО3; с участием: представителя административного истца по доверенности ФИО9; представителя административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> по доверенности ФИО6; представителя заинтересованного лица Администрации г. о. Тольятти по доверенности ФИО4; рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3755/2022 по административному иску ФИО1 к Ставропольскому отделу Управления Росреестра по <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, установил: ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, которым просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по <адрес> в лице Ставропольского отдела от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета изменения вида разрешенного использования принадлежащего ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 6031 кв.м., кадастровый номер участка №; обязать Управление Росреестра по <адрес> произвести государственный кадастровый учет по изменению вида разрешенного использования земельного участка - изменить вид разрешенного использования земельного участка на «объекты дорожного сервиса (4.9.1)»; внести изменения характеристик земельного участка в ЕГРН. В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, площадью 6031 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Земельный участок находится в зоне полосы отвода автодороги федерального значения II категории. Согласно Градостроительному плану земельного участка, выданному руководителем департамента градостроительной деятельности Администрации г.о. Тольятти ФИО5, земельный участок расположен на территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. В соответствии со пунктом 9 статьи 18 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти (Решение Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 1059) использование земельных участков, на которые действия градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, регулируется отдельным правовым актом. Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 1027-п/1 утверждено Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в соответствии с пунктом п. 10.2. которого в границах полосы отвода допускается разрешенного использования: - объекты дорожного сервиса (4.9.1). ФИО1 обратился в Управление <адрес> с| заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на «объекты дорожного сервиса (4.9.1)», предоставив градостроительный план земельного участка. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета по вопросу изменения вида разрешенного использования моего земельного участка было приостановлено. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета по вопросу изменения вида разрешенного использования моего земельного участка было отказано. С отказом не согласен и вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. В судебном заседание представитель административного истца по доверенности ФИО9 просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать, предоставил письменный отзыв. Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, предоставила отзыв. Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии с п.п.2, 3 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ). В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства. По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий. Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса). В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса). Судом установлено, что <данные изъяты>ФИО1, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6031 +/- 27 кв.м, с месторасположением: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее – земельный участок). Категория земель: Земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N № утверждены правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее ПЗиЗ). Постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п/1 утверждено Положение об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (далее – Положение №-п/1). Согласно пункту 7 Положения №-п/1 использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, и земельных участков, занятых линейными объектами, определяется настоящим Положением и осуществляется в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>. В соответствии с пунктом 10.2 Положения №-п/1 в полосах отвода допускается вид разрешенного использования земельного участка: объекты дорожного сервиса (4.9.1). В соответствии с градостроительным планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен на территории, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. ФИО1 реализуя право, установленное пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на Объекты дорожного сервиса (4.9.1), указанного в пункте 10.2 Положения №-п/1. Управлением Росреестра по <адрес> в рамках возложенных полномочий рассмотрено заявление. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового реестра до ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на Объекты дорожного сервиса (4.9.1). Отказ Росреестра в осуществлении государственной регистрации изменение разрешенного использования земельного участка сводится к отсутствию решения органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования. Суд не может согласиться с основаниями для отказа по следующим основаниям. Положениями п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определены категории земель по целевому назначению. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Исходя из положений пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. С учетом изложенного и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий. В силу ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В соответствии с градостроительным планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен на территории, на которые действие градостроительного регламента не распространяется. В соответствии с пунктом 10.2 Положения №-п/1 в полосах отвода допускается вид разрешенного использования земельного участка: объекты дорожного сервиса (4.9.1). Таким образом, правообладатель земельного участка № вправе определять вид разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, установленные пунктом 10.2 Положения №-п/1 (объекты дорожного сервиса (4.9.1)). При рассмотрении административного дела представитель Росреестра указывал, что административным истцом не представлены доказательства нахождения земельного участка в полосе отвода, вместе с тем, указанное обстоятельство не было предметом рассмотрения Росреестром, может повлиять на правильность принятия решения. В отзыве заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти указывается на расположение земельного участка, принадлежащего ФИО1 в местах общего пользования, вместе с тем, доказательств в подтверждение указанного довода не представлено. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Таким образом, основанием для признания незаконным решения должностного лица, является наличие одновременно двух условий: несоответствие решения законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя. Судом усматривается несоответствие уведомления Управления Росреестра по <адрес> об отказе государственного кадастрового учета требованиям закона, что привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца, что является основанием для признания оспариваемого Управления Росреестра по <адрес> в лице Ставропольского отдела от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № – незаконным. Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Следует принять во внимание, что суд при принятии решения не связан названным административным истцом способом восстановления прав, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способ восстановления нарушенного права заявителя определяется судом с учетом характера спорных правоотношений. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В абзаце 4 названного пункта данного Постановления указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В целях восстановления прав, свобод и законных интересов ФИО7 необходимо обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанной судом правовой позиции. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 227 КАС РФ, суд, решил: Административный иск удовлетворить полностью. Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по <адрес> в лице Ставропольского отдела от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в государственном кадастровом учете изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №. В целях устранения нарушений прав и законных интересов административного истца обязать Управления Росреестра по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: |