Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Усть-Уда 23 августа 2018 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартыновича А.Ю., при секретаре судебного заседания Мамаеве П.П., с участием помощника прокурора Горячевой О.В., представителя административного ответчика - главы администрации Ключинского муниципального образования ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ <обезличено> по административному исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района к Администрации Ключинского муниципального образования Усть-Удинского района о возложении обязанностей на администрацию поселения в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, реестр муниципальных услуг администрации дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом, обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, о возложении обязанности принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Удинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ключинского муниципального образования Усть-Удинского района о возложении обязанностей на администрацию поселения в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, реестр муниципальных услуг администрации дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом, обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, о возложении обязанности принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета, указав в обоснование своих требований, что в ходе проверки нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности, установлено, что несмотря на направленное 11.04.2016 года № 07-17в-2016 представление прокурора об устранении нарушений ФЗ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», уполномоченным органом местного самоуправления Ключинского МО на протяжении длительного периода времени (с 11.04.2016 по 20.06.2018) не разработан и не утвержден административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности. В реестре муниципальных услуг указанная услуга отсутствует. В нарушение требований ст. ст. 10,15 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указанная услуга не предоставляется органами местного самоуправления в электронной форме, а также через многофункциональные центры. Таким образом нарушаются права неопределенного круга лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) на обращение в орган местного самоуправления и оказания данным органом муниципальной услуги, на благоприятные условия для развития предпринимательской, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Согласно ст. 36 Устава Ключинского сельского поселения администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. Таким образом на орган местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности в соответствии с утвержденными этим органом административными регламентами по предоставлению муниципальных услуг. На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ключинского муниципального образования в части не исполнения требований законодательства о принятии НПА, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, не внесение указанной услуги в реестр муниципальных услуг Ключинского МО и не предоставление указанной услуги в электронной форме. Признать незаконным бездействие администрации Ключинского сельского поселения, выразившееся в непринятии муниципального правового акта, регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета. Обязать администрацию Ключинского муниципального образования Иркутской области в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обязать администрацию Ключинского МО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета. Реестр муниципальных услуг администрации Ключинского МО дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом. Обеспечить предоставление муниципальных услуг органом местного самоуправления в электронной форме.
В судебном заседании помощник прокурора Горячева О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика, ФИО1 административные исковые требования прокурора к Администрации Ключинского МО о возложении обязанности на администрацию поселения в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета, реестр муниципальных услуг администрации дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом, обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме, признала в полном объеме, реализовала свое право, предусмотренное ч.3 ст. 46 КАС РФ.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 19 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.
2. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» публичный партнер - Российская Федерация, от имени которой выступает муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Сторонами концессионного соглашения являются:
1) концедент - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
- получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
- получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Согласно ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
общие положения;
стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.
Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ № 39-ФЗ от 25.02.1999. « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»- инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ № 39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности в РФ», осуществляемой в форме капитальных вложений» - сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Согласно информации главы администрации Ключинского сельского поселения - муниципальным образованием нормативно правовые акты, регламентирующие порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местных бюджетов, не приняты.
Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ № 39 –ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений»- контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.
В силу п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям поселения относятся создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно ст. 36 Устава Ключинского сельского поселения администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Усть-Удинского района Иркутской области в отношении Администрации Ключинского муниципального образования проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, в ходе которой установлено, что администрация Ключинского муниципального образования не исполнила требования Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно - не разработала и не приняла административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности.
Таким образом, судом установлено, что Администрация Ключинского муниципального образования как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, предоставляющий муниципальные услуги и уполномоченный принимать решения по вопросам местного значения, находящимся в ведении поселения, в круг которых входит, в том числе, разработка и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, не исполнила требования Федерального закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно - не разработала и не приняла административный регламент по оказанию муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, а также инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, что является нарушением прав граждан, на получение муниципальных услуг, разработанных согласно Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения административных исковых требований и возложении на ответчика обязанности по разработке и принятию нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности.
Срок, в течение которого административный истец просит обязать ответчика разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Усть-Удинского района к Администрации Ключинского муниципального образования Усть-Удинского района о возложении обязанностей на администрацию в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности и нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета, реестр муниципальных услуг администрации дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом, обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме– удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ключинского муниципального образования в части не исполнения требований законодательства о принятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления муниципальной услуги в сфере инвестиционной деятельности, и регламентирующего порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета, не внесение указанной услуги в реестр муниципальных услуг Ключинского МО и не предоставление указанной услуги в электронной форме.
Обязать администрацию Ключинского муниципального образования Иркутской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу, в пределах своих полномочий, предусмотренных уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальных услуг в сфере инвестиционной деятельности и нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения проверки эффективности инвестиционных проектов, финансирование которых полностью или частично планируется осуществлять за счет средств местного бюджета.
Реестр муниципальных услуг администрации Ключинского МО дополнить услугами в соответствии с разработанным регламентом.
Обеспечить предоставление муниципальных услуг органом местного самоуправления в электронной форме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: