ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-375/2021 от 14.01.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М., при секретаре Рогожкиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Омской области, МВД России о признании незаконным решения, возложении обязанности,

В судебном заседании приняли участие:

от административного истца - ФИО2 (по доверенности, л.д.22),

от административных ответчиков УМВД России по Омской области, МВД России – ФИО3 (по доверенностям, л.д.55-57),

У С Т А Н О В И Л:

04.12.2020 в суд поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором он просит суд обязать МОТН и РТС ГИБДД УМВД России по Омской области обязать исключить из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции информацию о том, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является собственником транспортного средства Toyota Corolla, 2012 года выпуска и внести запись о том, что собственником указанного транспортного средства является СГС а также взыскать с МОТН и РТС ГИБДД УМВД России по Омской области в его пользу 15300 рублей судебных расходов.

В связи с тем, что административное исковое заявление не соответствовало требованиям ст.220 КАС РФ, определением судьи от 09.12.2020 оно было оставлено без движения.

21.12.2020 в суд поступило уточненное административное исковое заявление ФИО1, в котором недостатки, послужившие основаниями для оставления административного искового заявления без движения, были устранены, 24.12.2020 административное исковое заявление было принято к производству.

ФИО1 указывает, что с 24.02.2016 по 28.01.2019 он являлся собственником транспортного средства Toyota Corolla.

28.01.2019 между ним и ООО «Сервисный центр «СибирьАвтоКар» был заключен договор комиссии № , по условиям которого общество реализовало принадлежащий ему автомобиль, новым собственником транспортного средства стал СГС который не произвел необходимые по постановке автомобиля на учет действия.

10.08.2020 ФИО1 обратился в МОТН и РТС ГИБДД УМВД России по Омской области с заявлением о снятии транспортного средства с регистрационного учета, но ответ на заявлением им получен не был, в связи с чем полагает, что административный ответчик допускает бездействие.

На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ МОТН и РТС ГИБДД УМВД России по Омской области в исключении из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции информации о том, что ФИО1 является собственником транспортного средства Toyota Corolla, 2012 года выпуска, и внесении записи о том, что собственником указанного транспортного средства является СГС Обязать МОТН и РТС ГИБДД УМВД России по Омской области исключить из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции информации о том, что ФИО1 является собственником транспортного средства Toyota Corolla, 2012 года выпуска, и внести запись о том, что собственником указанного транспортного средства является СГС.

Помимо этого, просит суд взыскать с Российской Федерации в лице МВД РФ за счет средств казны РФ в его пользу судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины (л.д.30-31).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования поддержал по доводам, изложенным в тексте уточненного административного искового заявления. На вопросы суда пояснил, что ФИО1 в адрес регистрирующего органа направлялось только одно заявление, то, которое представлено в материалы дела, иных заявлений не направлялось.

Представитель административных ответчиков ФИО3 требования не признал, поддержал доводы письменных возражений (л.д.27-29), просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. На вопросы суда пояснил, что

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Из ст.4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ) следует, что государственная регистрация транспортного средства – это совокупность регистрационных действий и иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В ч.2 ст.8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ указано, что прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.

В статье 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ дано понятие регистрационных действий.

В п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ указано, что государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства.

В силу п.7 ч.5 ст.20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий, в частности, относится наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.

Форма заявления содержится в Приложении № 1 к Административному регламенту.

В соответствии с п.92, п.92.11 Административного регламента одним из оснований для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона является наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п.93-94 следует, что в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника.

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Как установлено в ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, что 10.08.2020 административный истец обратился в МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области посредством почтовой связи с заявлением, в котором просил исключить из базы учета регистрации транспортных средств информацию о том, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является собственником транспортного средства Toyota Corolla, VIN: , паспорт (л.д.46).

При проверке по базе учета ФИС «ГИБДД-М» транспортного средства, было установлено, что ранее - 27.06.2016 сотрудниками МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области были проведены регистрационные действия в связи с изменением собственника в отношении транспортного средства Toyota Corolla, VIN: . Автомобиль был зарегистрирован на имя ФИО1 С,А.

11.03.2019 определением судьи Кировского районного суда г.Омска по гражданскому делу № на указанное транспортное средство наложено ограничение в виде запрета на проведение регистрационных действий с ним, сведения об этом внесены в карточку автомототранспортного средства (АМТС). Помимо этого, в карточке АМТС содержатся сведения об ограничении в виде запрета на проведение регистрационных действий с указанным транспортным средством, наложенном 28.07.2020 судебным приставом-исполнителем КВС в рамках исполнительных производств № и № (л.д.42-44).

Заявление административного истца было рассмотрено МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 27.08.2020, в установленный законом срок, ФИО1 был направлен ответ с разъяснением положений действующего законодательства РФ, в котором указано, что наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством РФ является основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в связи с чем провести регистрационные действия с транспортным средством не предоставляется возможным (л.д.45).

Таким образом, заявление ФИО1 о прекращении государственного учета транспортного средства не соответствовало форме, установленной Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, было расценено МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области как обращение гражданина, поданное в орган государственной власти в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и на него в установленный законом срок был дан ответ.

Указанный ответ о рассмотрении обращения ФИО1 он просит признать незаконным, обратившись в суд с настоящим заявлением.

Соединив приведенные выше нормы закона и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый ответ МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области принят в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах компетенции, при этом права либо свободы заявителя оспариваемым ответом нарушены не были.

Регистрация транспортного средства предусмотрена лишь для целей допуска транспортного средства к дорожному движению, основанием возникновения и перехода права собственности являются гражданско-правовые сделки.

Суд соглашается с доводами УМВД России по Омской области и МВД России относительно того, что подразделения Госавтоинспекции не определяют право собственности на транспортное средство, а лишь при предъявлении необходимых документов совершают регистрационные действия по постановке на регистрационный учет для допуска технически исправного средства к участию в дорожном движении.

Приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить к участию в дорожном движении данное транспортное средство и осуществить регистрационные действия при наличии обстоятельств, препятствующих регистрации транспортных средств.

Административное исковое заявление основано на собственном толковании и понимании ФИО1 норм законодательства, которое верным не является.

С учетом изложенных выше норм закона и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что какие-либо права и свободы административного истца нарушены не были, препятствий к их осуществлению не создано, незаконного бездействия со стороны административного ответчика допущено не было, ввиду чего находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Оснований для возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности суд не усматривает.

С учетом положений ст.111 КАС РФ относительно распределения судебных расходов между сторонами, судебные расходы суд относит на административного истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.М. Сафронов

Решение в окончательной форме принято 25.01.2021 года.