ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3763/17 от 25.12.2017 Правобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а-3763/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2017 года г. Липецк

Судья Правобережного районного суда г. Липецка Николаева В.М., рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указало, что в связи с обострением ситуации, связанной с групповыми отравлениями фальсифицированной алкогольной продукцией, сотрудником Управления при осмотре указанного сайта был установлен факт возможности приобретения и доставки алкогольной продукции дистанционным способом. Вход на указанный сайт свободный, не требует регистрации и паролей, ознакомиться с его содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные алкогольную продукцию может любой интернет-пользователь без ограничения по времени суток. Таким образом, указанный сайт содержит информацию о предложениях алкогольной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста, социального положения, пола, национальности, места жительства.

В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области не явились, о дате и времени судебного заседания извещены своевременно надлежащим образом. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области по доверенности ФИО1 в письменном ходатайстве просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области по доверенности ФИО2 в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В силу ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» права и свободы человека и гражданина, а также доступ к информации, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Требования к рекламе алкогольной продукции установлены в ст. 21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

Согласно п. 2 Правил под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара с использованием сети «Интернет» или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п. 37 Правил контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени (в ночное время). Продажа алкоголя в ночное время является нарушением закона, которое влечет административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Согласно ч. 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Согласно пунктам 2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Судом установлено, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области ФИО был выявлен факт возможности приобретения и доставки алкогольной продукции дистанционным способом на интернет-странице по адресу <данные изъяты> Указанный сайт содержит информацию о предложениях алкогольной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста, социального положения, пола, национальности, места жительства. При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше правовых норм, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц судья приходит к выводу, что информация в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице по адресу: <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению. Решение о признании размещенной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации является основанием для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья решил: Признать информацию, размещенную на интернет-странице по адресу <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управление Федеральной службы на надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Липецкой области включить сетевой адрес <данные изъяты> содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение 15 дней со дня получения копии решения.

Судья В.М. Николаева

Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2017 года.